У истоков археологии Волго-Камья (к 150-летию открытия Ананьинского могильника). Серия «Археология евразийских степей». Выпуск 8. Елабуга, 2008 — 276 с.
Предисловие к изданию
В 2008 г. исполнилось 150 лет с начала первых археологических раскопок Ананьинского могильника. Открытие этого памятника стало одной из важнейших вех в истории отечественной археологии. Раскопки П.В. Алабина и И.В. Шишкина в Ананьине положили начало процессу научного археологического изучения северо-востока Европейской части России.
К юбилею этого события была приурочена Международная научно-практическая конференция, организованная Институтом истории им. Ш.Марджани АН РТ, Институтом археологии РАН и Елабужским государственным музеем-заповедником. Она проходила 8-12 сентября 2008 г. в Елабуге на родине первооткрывателя этого некрополя Ивана Васильевича Шишкина, в городе нерасторжимо связанном с историей исследования Ананьинского могильника. В работе конференции приняли участие 38 ученых из России, Украины, Финляндии и Германии, а также историки и краеведы из Елабуги, Казани и Набережных Челнов.
Всего было заслушано 34 доклада, посвященных наиболее актуальным проблемам археологии ананьинского мира и в целом раннего железного века Восточной Европы и Западной Сибири. Участники конференции имели возможность познакомиться с музеями, историческими и архитектурными памятниками заповедной части старой Елабуги и оценить уникальный опыт по сохранению ее историко-культурного наследия, накопленный в последние годы Елабужским государственным музеем-заповедником при поддержке города, района и республики. Экскурсионный выезд по археологическим памятникам Елабуги и ее окрестностей пролег по маршруту Чортово городище — Луговской археологический микрорайон — Ананьинская дюна.
По итогам работы конференции принята резолюция, которая приведена в конце настоящего издания. Одним из ее пунктов является пожелание скорейшей публикации материалов конференции.
В данном сборнике представлена большая часть заслушанных докладов. Статьи тематически разделены на четыре блока. Первый из них посвящен истории изучения самого Ананьинского могильника. С.В. Кузьминых и А.А. Чижевский наметили основные вехи в истории изучения некрополя, показали судьбу его коллекций, дали характеристику находок и погребального обряда. Кристиан Карпелан и Пиръё Уйно в очерке о коллекции предметов из Ананьинского могильника в собрании Музейного ведомства Финляндии обращаются к истории формирования данного собрания, дают оценку его научной значимости. О.М. Мельникова представила неизвестные ранее архивные материалы (письма и отчеты), характеризующие вклад сарапульских краеведов в изучение Ананьинского могильника, методику их работы и судьбу собранных ими коллекций.
Во второй раздел вошли работы, связанные с изучением ананьинского мира и его окружения. В статье С.В. Кузьминых и А.А. Чижевского представлено современное состояние ананьинской проблемы, показаны истоки формирования ананьинского культурного комплекса и его многокомпонентный характер, уточнена хронология памятников АКИО, намечены последующие исторические судьбы населения ананьинской области. В.А. Иванов путем сравнительного типологического анализа керамики также приходит к выводу о многокомпонентности керамических комплексов ананьинского мира. В статье B.C. Патрушева, ряд положений которой не разделяется редакторами и составителями сборника, дается общая характеристика раннеананьинских могильников Волго-Камья, их хронология и этническая принадлежность. Е.М. Черных подводит итоги изучения культурного слоя Зуевоключевского I городища — базового поселенческого памятника Удмуртского Прикамья. Выделены основные периоды его функционирования, определена хронология объектов и периодов в целом, подробно характеризуются остатки материальной культуры. Полевым исследованиям на городище Ермаши посвящена статья В.П. Мокрушина, который публикует комплексы конца ананьинской — начала гляденовской эпох. М.Г. Косменко обратился к северо-западному ареалу ананьинского мира (Карелия, Фенноскандия), сделав упор на характеристику археологических культур Северной Европы с ананьинскими элементами. Автор пришел к важным выводам о гибридном характере данных культур и разном происхождении их культурных компонентов. М.Г. Гусаков и Г.К. Патрик рассмотрели немногочисленные случаи находок на городищах раннего железного века лесной полосы Восточной Европы погребений человека. Анализируя эти данные, они пришли к новому пониманию природы городища и его функции в жизни человека того времени. Статья Л.Н. Коряковой, С.Е. Пантелеевой, А.А. Ковригина и С.В. Шараповой знакомит читателя с результатами многолетних раскопок зауральского Павлинова городища. На основании изучения соотношения основных культурных типов авторы пришли к заключению о проживании здесь представителей близких, родственных в культурном отношении кланов. Л.Т. Яблонский подвел итоги исследования «царского» Филипповского курганного могильника, богатство находок которого и необычайный погребальный обряд открыли новую страницу в истории изучения «савромато»-сарматских памятников Южного Урала.
Третий блок статей связан с естественнонаучными и экспериментальными методами исследований. О.В. Бакин характеризует ландшафт юга Вятско-Камского междуречья и реконструирует динамику природных условий в голоцене. В статье А.Г. Петренко обращается внимание на то, что даже незначительные изменения природной среды оказывали влияние на хозяйственную деятельность человека, причем они отражались в социумах неодинаково и были связаны либо с миграциями, либо с адаптацией местного населения к изменившимся природным условиям. И.Р. Газимзянов обратился к анализу палеоантропологических материалов Волго- Камья позднего бронзового и раннего железного веков. В итоге он пришел к заключению, что имеющиеся коллекции отражают сложный и неоднородный антропологический состав населения региона на протяжении всего исследуемого времени. В статье П.П. Тереховой и Л. С. Розановой рассматриваются истоки производственных традиций кузнечных изделий у населения ананьинского мира, отстаивается гипотеза о наследовании ананьинскими мастерами кавказских кузнечных традиций и передаче навыков металлообработки путем миграции мастеров с Кавказа. О.А. Лопатина обратилась к проблеме происхождения «текстильных» отпечатков на керамике дьяковской культуры и наметила те технологические операции, в результате которых они образовались.
В четвертый — заключительный — раздел сборника вошли статьи, посвященные звериному стилю раннего железного века. К.И. Корепанов и М.Ф. Обыденное, обозрев искусство ананьинской культурно-исторической области, предприняли попытку выделения в нем художественных стилей и уже на этой основе реконструировали культово-мифологический комплекс эпохи раннего железа. Ю.П. Чемякин и C.В. Кузьминых обратились к исследованию культовых птицевидных изображений раннего железного века Северной Евразии. Проанализировав значительный круг находок, они пришли к выводу о том, что данный образ появляется в металлопластике Волго-Камья, Урала и Западной Сибири практически одновременно и связан в своих истоках с иткульской и культурами ананьинского мира. Ю Б. Полидович, изучив широкий круг рукоятей с изображениями хищников, предположил, что ананьинский «звериный» стиль, несмотря на все своеобразие, является локальным вариантом скифского «звериного» стиля и сочетает в себе скифские и местные элементы. А.Р. Канторович рассматривает сюжет стоящего/идущего оленя в восточноевропейском скифском искусстве, его развитие и пути формирования в среде «савроматской» и кара-абызской культур. Г.Н. Вольная (Керцева) обратилась к обсуждению параллелей в зооморфном искусстве ананьинской культурно-исторической области и кобанской культуры — теме, давно привлекающей внимание исследователей. Автором приведена сводка находок, свидетельствующих о связях населения Кавказа и Волго-Камья в первой половине I тыс. до н.э.
Таково краткое содержание настоящего сборника, который подводит определенный итог состояния ананьинской проблематики — со всеми достижениями и недостатками — на рубеже XX и XXI веков. Редакторы-составители надеются, что он вызовет пристальный интерес у широкого круга специалистов: археологов, этнологов, историков отечественной науки, представителей смежных естественнонаучных дисциплин. Мы также выражаем надежду, что обсуждение затронутых в сборнике проблем продолжится в рамках других научных форумов и в печати. Хотелось бы особо обратиться к молодому поколению исследователей и напомнить слова Михаила Георгиевича Худякова, который в начале века ушедшего писал о перспективах изучения ананьинской культуры: «… Перед будущими исследователями Волжско-Камского края лежит широкое поле, обещающее богатую жатву открытий». Слова эти справедливы и актуальны и в наши дни.
С.В. Кузьминых, А.А. Чижевский.