Патрушев В.С. Могильники Волго-Камья раннеананьинского времени. //У истоков археологии Волго-Камья (к 150-летию открытия Ананьинского могильника). Серия «Археология евразийских степей». Выпуск 8. Елабуга, 2008 с.64 — 75
Патрушев В.С.
Могильники Волго-Камья раннеананьинского времени
Результаты исследований могильников Волго-Камья имеют огромное значение в реконструкции картины развития древнего финно-угорского населения обширного региона. В настоящее время насчитывается 25 могильников раннеананьинского времени с общим числом погребений более 2000. Ведущим по количеству погребений является Старший Ахмыловский могильник, до конца раскопок располагавшийся на живописном берегу Ахмыловского озера на восточной окраине д. Ахмылово Горномарийского района Республики Марий Эл (рис. 1-3). Всего на памятнике вскрыто 953 погребения (в их число включены также обозначенные как камеры погребения без номеров), 13 сложных погребальных сооружений — домов мертвых, 3 вещевых комплекса (Патрушев, 1984. Табл. I), а также получен огромный материал (почти пять тысяч изделий), среди них оригинальные биметаллические кинжалы (рис. 4). Характеристика погребального обряда и вещевых комплексов нашла отражение в монографических исследованиях А.Х. Халикова (1977), B.C. Патрушева (1971; 1984а; 1986; 1989; 1992; 1994; Patrushev, 2000), в совместной работе указанных выше авторов (1982), С.В. Кузьминых (1983), а также в серии статей автора (Патрушев, 1975; 1977; 1982а; 1982в; 19846; 1985; 1987а; 1987б; 1996; Patrushev, 2004).
На Акозинском могильнике, расположенном на правом берегу Волги близ д. Акозино Горномарийского района Республики Марий Эл, А. Х. Халиковым и B.C. Патрушевым вскрыто 110 погребений (Халиков, 1962. С. 65-91; Патрушев, 19826. Рис. 1, 3, с. 19-56). В последующие годы исследовались Убеевский (Каховский, 1982) и Козьмодемьянский (Большов, 1988) могильники в Марийско-Чувашском Поволжье. По целому ряду черт погребального обряда и вещевым комплексам к указанным могильникам близок Младший Волосовский могильник на Нижней Оке близ Мурома, известный еще с дореволюционных времен (Городцов, 1914).
Ниже, в казанском течении Волги, при впадении в нее небольшой речки Морквашки располагался Пустоморквашинский могильник (рис. 5). Первые раскопки здесь проведены в 1927 г. В. Ф. Смолиным. В 1975,1976 и 1979 гг. они были возобновлены B.C. Патрушевым и А.Х. Халиковым. Всего на памятнике вскрыто 94 погребения (Збруева, 1952. С. 307-319; Халиков, 1977; Патрушев, 1990).
Другой могильник в Татарстане — Тетюшский — исследовался в 1969-1970 гг. Е.П. Казаковым, А.Х. Халиковым, Е.А. Халиковой (Халиков, 1977; Халикова, Казаков, 1970) и в 1980 г. Е.П. Казаковам и B.C. Патрушевым (1980). Всего выявлено 107 погребений раннеананьинского времени, но памятник включает в себя также захоронения азелинской и раннебулгарской культур и раннемусульманские (нумерация погребений общая).
Новые значительные материалы получены на Мурзихинских могильниках в устье Камы. Здесь располагается 8 почти полностью разрушенных могильников (Новомордовские и др.) (Халиков, 1977. С. 75-84). Все они датируются рубежом VI11/VII—VI вв. до н.э. и объединяются устойчивыми своеобразными чертами материальной культуры.
Культура населения, представленного на волжских могильниках, оформилась в результате ассимиляции приказанско-ананьинских племен западными племенами с «текстильной» (ниточно-рябчатой) керамикой. Основные черты этого населения особенно ярко проявились в сочетании акозинско-меларских и ананьинских типов кельтов, в оформлении на последних своеобразной орнаментации, а также в особом этнографическом облике этого населения — в наличии женских многосоставных налобных венчиков, височных колец, булавок, особых форм спиральных височных подвесок, гривен, блях, поясных наборов и т.д. Своеобразие черт погребального обряда и значительные особенности вещевых комплексов могильников и поселений позволили выделить ахмыловскую культуру (Патрушев, 1984а).
Целый ряд ананьинских могильников располагается по нижнему течению Камы выше устья Вятки. К VII-VI вв. до н.э. относятся 10 погребений Ананьинского могильника (Пономарев, 1892. С. 405-438). Значительно больше погребений вскрыто на Луговском могильнике (Збруева, 1942; 1960. С. 72-87, табл. 8). Указанные памятники находились на правом берегу Камы близ Елабуги. Ниже по течению Камы, близ устья реки, расположены Гулькинский (5 погребений; Збруева, 1954), I Мурзихинский (Халиков, 1977. С. 84), Ташкермень, Подгорно-Байларский (3 погребения) могильники (Там же. С. 87). На Средней Каме, в Янаульском районе Республики Башкортостан, Н.А. Мажигов (1968) и А.Х. Пшеничнюк (1969; 1970) исследовали Таш-Елгинский могильник, давший 25 погребений. На правом притоке Камы — реке Полуденной — О.Н. Бадер вскрыл 4 погребения на Скородумском могильнике (1960).
В последние годы А.А. Чижевский исследовал II Мурзихинский могильник, давший 208 погребений (2008). Интерес представляют захоронения раннеананьинского времени, выявленные С.Н. Коренюком в Верхнем Прикамье; в частности, им в 1983 и 1987 гг. на Оханском могильнике вскрыто 59 погребений, а в 1988 — 1990 гг. на Першинском могильнике — 176 погребений и 3 сооружения (цит. по: Чижевский, 2008. С. 124).
Камские могильники входят в выделенные А.Х. Халиковым (1977. Рис. 5) варианты ананьинской культуры. Основные признаки прикамских ананьинских памятников отмечены А.В. Збруевой (1952) и А.Х. Халиковым (1962. С. 114, 115): господство бронзовых наконечников копий с прорезями на перьях, плоских втульчатых кельтов, дуговидных ножей, овальных в сечении пряслиц, одинарных налобных украшений, ожерелий из одинаковых элементов, некоторых форм гривен и т.д. А.Х. Халиков (1962. С. 115,116) по материалам раскопок Акозинского могильника 1960-х гг. выделил основные особенности волжских могильников.
Погребальный инвентарь захоронений конца VIII-VI вв. до н.э. из могильников Волго-Камья довольно подробно охарактеризован в работах ряда исследователей. Классификацию кельтов и всех групп элементов костюма представил автор (Патрушев, 1975; 1977; 1984а). Наиболее полную классификацию орудий труда и оружия раннеананьинского времени из Волго-Камья дал А.Х. Халиков (1977). Классификация орудий из цветного металла по принципу конечного типологического разряда, разработанного Е.Н. Черных (1970), опубликована С.В. Кузьминых (1983).
В ходе работы автором обобщены все категории находок и классифицированы все доступные материалы раннеананьинского времени. Автором использованы два принципа археологической классификации: традиционный типологический метод при выделении наиболее существенных признаков и принцип конечного типологического разряда по Е.Н. Черных для выделения деталей.
По функциональному назначению вещей выделены следующие категории: орудия труда и оружие, конская сбруя, украшения, бытовые предметы. Автором проведена датировка основных категорий вещевых комплексов. Наиболее массовый и в силу этого наиболее достоверный материал для датировки погребальных комплексов дают комплексы Старшего Ахмы- ловского могильника. Значимые положительные связи, полученные по методу исследований взаимовстречаемости вещей разных категорий и типов в отдельных погребальных комплексах, позволили получить математически обоснованные даты для широкого круга вещей. Данный метод, разработанный Г.А. Федоровым-Давыдовым (1965), позволяет также выделить хронологически одновременные группы находок и последовательную смену таких групп за время функционирования могильника. Поскольку одинаковые формы вещей встречены как на Старшем Ахмыловском, так и на других волжских и камских могильниках, обоснованные даты предметов могут стать эталонными для широкого круга памятников.
Наиболее многочисленными из числа бронзовых предметов являются кельты двух типов, характеризующие две группы населения: финноязычной общности на широкой территории от Скандинавии до устья Камы принадлежали акозинско-меларские кельты, предкам финно-пермских народов Прикамья — анананьинские кельты с линзовидной или шестигранной втулкой. Богато представлено и вооружение: кинжалы биметаллические и железные, боевые топоры, наконечники копий и стрел. Но наиболее многочисленны украшения костюмов. Среди них много привозных предметов с зооморфными изображениями, изделий с солярными знаками.
Совокупность признаков для носителей акозинско-меларских и ананьинских кельтов позволяет считать их лишь этнографическими различиями отдельных родовых групп единого населения. О единстве данного населения свидетельствует сопоставление акозинско-меларских и ананьинских кельтов со всеми другими группами находок (последние в одинаковой мере встречены в могилах с обеими группами кельтов), а также факты совместного нахождения на поселениях и даже в одних жилищах Ардинского и Малахайского городищ ананьинской и «текстильной» (ниточно-рябчатой) керамики (Архипов, Патрушев, 1982-; Патрушев, 1983).
Датировка отдельных типов и разновидностей предметов по датам стадий развития могильника не противоречит относительной хронологии комплексов погребений (Патрушев, 1984а. Табл. XIII) и позволяют уточнить датировку аналогичных находок на других территориях (Патрушев, 1984а. Рис. 53; Patrushev, 2004). Большие возможности для уточнения дат комплексов погребений кроются в тех случаях, когда они стратиграфически увязываются со сложными погребальными конструкциями в виде домов мертвых (Халиков, 1977. С. 91, 92). Исследователи могильника неоднократно указыуказывали на непосредственную связь таких сооружений и расположенных внутри них погребений (Патрушев, Халиков, 1982. С. 46).
Итогом использования метода взаимовстречаемости, кроме выделения одновременных групп предметов по стадиям, стало установление значимых положительных связей (или критерия сопряженности) между основными категориями и типами находок волжских могильников.
Сравнительные процентные показатели элементов погребального обряда волжских и камских могильников раннеананьинского времени, за небольшим колебанием, довольно близки (Патрушев, 1984а. Табл. XV).
Взаимовстречаемость элементов погребального обряда с основными группами находок дает представление о соотношении двух важнейших этнических показателей. Во всех типах обряда в одинаковой мере представлены как камские, так и волжские формы находок. Особенно показательно близкое соотношение кельтов акозинско-меларскго типа и ананьинского типа, височных спиралей и колец, представляющих отдельные группы волжского и камского населения. Отметим только одну особенность: в коллективных захоронениях довольно много ананьинских кельтов (28) и незначительно число акозинско-меларских (8). Владельцы последних на Старшем Ахмыловском могильнике занимают особое положение: обычно сопровождаются набором оружия. А коллективные захоронения с такими изделиями во всех случаях парные, в то время как ананьинские кельты преимущественно встречены в могилах с числом костяков до тринадцати. Таким образом, различное количество кельтов тех и других форм в коллективных погребениях, скорее всего, не этнический признак, а социальный. В пользу этого говорит примерно равное нахождение с обеими группами кельтов височных спиралей и колец, представляющих этнографический облик представителей разных родов.
Особо отметим находки обеих групп кельтов в частичных погребениях (60). Сами по себе частичные погребения составляют своеобразие волжских памятников, т.к. единичные такие погребения на камских могильниках представляли собой захоронения только голов особо выдающихся людей (мужчин). А на Волге обычны и женские частичные погребения. При этом в погребениях обнаружен только волжский тип височных украшений — кольца (4), налобные венчики (9). Однако в них встречены как акозинско-меларские (2), так и ананьинские (7) кельты. Последних значительно больше представлено в вещевых погребениях (32 случая), когда только набор вещей (а иногда только кельт) помещали в небольшую округлую яму. Парадоксально, что сами вещевые погребения, как и комплексы вещей отдельно от погребенного, характерны только для волжских памятников, но именно в них значительно больше камских форм кельтов. Получается, что волжские владельцы ананьинских кельтов не только восприняли новую идеологию в виде жертвенных приношений вещей умершим (4), но и выполняли новый для них обряд с особым рвением. Однако в вещевых погребениях представлены и акозинско-меларские кельты (19), и височные кольца (9). Височных спиралей, наоборот, меньше (5). Значительно больше по сравнению с железными (5) бронзовых наконечников копий камских форм (12).
Как одна из своеобразных черт Старшего Ахмыловского могильника в археологической литературе отмечалась «не речная» ориентация значительного числа могил и костяков. Поэтому сопоставление ориентации костяков и основных групп находок имеет важное значение как показатель соотношения этнических черт. Преобладает ориентация костяков головой в западном (3, ЗСЗ, ЗЮЗ) или восточном (В, ВСВ, ВЮВ) направлениях (Там же. Табл. XV). Таким образом, это волжская черта обряда. Вместе такие могилы составляют 42%. Мы вправе были бы ожидать в них такое же процентное соотношение находок волжских форм. Однако, наоборот, в них представлены 24 волжские (акозинско-меларские) формы кельтов и больше камских, ананьинских форм (33). Отметим, что в виду разного общего количества тех и других кельтов их процентное соотношение почти равное (акозинско-меларских кельтов при костяках с широтной ориентацией 21,1%, ананьинских 20,5 %). Также в могилах с широтной ориентацией меньше волжских форм височных украшений (колец — 16) и больше камских спиральных подвесок (23). Но если учесть, что 5 таких изделий имеют характерные только для Поволжья спиральные завершения концов, то их сочетание также весьма близкое между собой.
Таким образом, с характерной волжской чертой погребального обряда в одинаковой мере связаны как волжские, так и камские формы изделий. Напомним, что именно кельты и специфические височные украшения являются важнейшим этническим признаком волжского и камского населения.
Северную (С, ССЗ, ССВ) и южную (Ю, ЮЮЗ, ЮГОВ) ориентацию заметно предпочитали владельцы ананьинских кельтов. Если акозинско-меларских кельтов с такой ориентацией костяков встречено всего 13,6%, то ананьинских кельтов обнаружено 66,4%. Получается любопытная картина: владельцы ананьинских кельтов легче и быстрее воспринимали первопервоначально чуждую им не речную ориентацию, чем владельцы акозинско-меларскиих кельтов — противоположные идеологические представления. Поскольку кельты в основном характеризуют мужские погребения, то воины в сопровождении акозинско-меларских кельтов выглядят более консервативными во взглядах. Но интересно отметить, что волжских форм височных колец (32) и камских спиральных подвесок (32) с меридиональной ориентацией равное количество. Довольно много в таких могилах характерных волжских форм женских украшений налобных венчиков (33), булавок, составных нагрудных украшений и т.д. Данный факт в какой-то мере можно объяснить характером брачных отношений в первобытном обществе. При господстве эндогамно-экзогамных браков женщины из родов, в которых изготавливали «текстильную» керамику, переходили в роды с ананьинской традицией гончарства и легче воспринимали чуждые идеологические представления.
Интерес представляет ориентация черепов в частичных погребениях. Судя по находкам кельтов и бронзовых наконечников копий в мужских погребениях, этот обряд в большей мере использовался среди населения с камскими формами изделий. Однако женские налобные венчики особых форм, отождествляемые с девичьими захоронениями, сопровождавшие их волжские формы височных колец, составные нагрудные украшения и др. (Там же. Табл. XV) могут говорить об интересном факте. Как уже тмечалось, частичные женские погребения характерны только для волжских памятников. А поскольку, судя по находкам, эти погребения з основном девичьи, то получается, что незамужние девушки сохранили все характерные волжские формы украшений и погребены также по волжскому обычаю.
Особый интерес представляют сложные дома мертвых, характерные для волжских могильников. Однако в могилах, как внутри самих таких конструкций, так и в примыкающих к ним, представлены не только волжские, а в большей мере камские формы находок: 10 акозино-меларских и 21 ананьинский кельт, 7 железных и 21 бронзовый наконечник копья, 2 кольца и 12 спиральных височных украшений, а также почти все другие формы находок. Казалось бы, факт трудно объяснимый: по волжскому погребальному обычаю погребено больше людей с камскими формами изделий, нежели с волжскими. В какой-то мере, что касается женских погребений, это объясняется характером брачных отношений. С другой стороны, в домах мертвых заключена идея коллективных захоронений, а именно такие погребения, как уже говорилось, наиболее часто содержали камские формы находок. Таким образом, идея коллективных захоронений людей из рода с камскими формами орудий нашла благодатную почву в идее сооружения волжанами домов мертвых. При этом сами волжане чаще предпочитали сооружать камеры-склепы для одиночных или реже парных захоронений. Так, акозинско-меларских кельтов в таких камерах-склепах 13, т.е. больше, чем в могилах, связанных с домами мертвых. Ананьинских кельтов в индивидуальных склепах всего 7, т.е. значительно меньше, чем в домах мертвых. В камерах также найдено 5 железных наконечников копий (но нет ни одного бронзового), 3 височных кольца и 2 спирали. Однако в них нет чисто женских украшений — налобных венчиков, ожерелий, составных нагрудных украшений, браслетов, перстней, булавок. В то же время в них представлены все виды оружия. Таким образом, камеры-склепы выступают как социальный признак в условиях господства отношений военной демократии: погребения выдающихся воинов сопровождаются более пышным обрядом.
Другие погребальные конструкции также отражают какие-то особые идеологические представления. Так, столбики на дне могилы в одних случаях предполагают наличие внутренних конструкций в могиле (когда их несколько), в других, возможно, шестов с изображением птиц (Там же. С. 148). Могилы с такими конструкциями в одинаковой мере содержат все основные группы находок, но в большей мере акозинско-меларские кельты (11, ананьинских — 2), налобные венчики и др., т.е. волжские формы вещей.
В целом сопоставление элементов погребального обряда с основными группами находок ярко показывает культурное равновесие камских и волжских форм находок. Иными словами, камские и волжские формы находок составляют единый культурный комплекс населения ахмыловской культуры. Поэтому выделение камских и волжских форм весьма условно, и они отражают лишь составные компоненты восточных и западных племен, на базе которых формируется единый этнос волжских финнов на обширной территории Поволжья от устья Камы на юге до Приочья на севере (Патрушев, 1982а. Рис. 3). О единстве данного населения свидетельствует сопоставление акозинско-меларских и ананьинских кельтов со всеми другими группами находок (последние в одинаковой мере встречены в могилах с обеими группами кельтов). Акозинско-меларские и ананьинские кельты на всех волжских могильниках встречены с одними и теми же категориями изделий. Но в силу массовости в этом отношении наиболее показательна ситуация на материале Старшего Ахмыловского могильника (Патрушев, 1984а. Табл. XVII). Различия настолько незначительны, что они ни в коем случае не могут нарушить картину «культурного равновесия». С ана- ньинскими кельтами меньше встречено оружия (43,1% от общего числа погребений с кельтами), предметов конской узды (4,9%) и больше — орудий труда (82,5%), бытовых предметов (30,3%); акозинско-меларские кельты почти в два раза чаще, чем ананьинские, сопровождаются оружием (59,8%), предметами конской узды (14%) и реже орудиями труда (70,2%), бытовыми предметами (14,5%). Несколько больше различий в их сочетаниях с группами украшений. Например, височные спирали с акозинско-меларскими кельтами найдены только в 8 случаях (6,7%), а с ананьинским — в 21 случае (13,4%), височные кольца, соответственно, в 3 (2,5%) и 12 случаях (7,5%), составные налобные венчики — в 4 (3,3%) и 20 случаях (12,7%). Но примечателен сам факт их нахождения со всеми категориями украшений, так как украшения как элементы костюма характеризуют этнографический облик представленного на могильнике населения. Любопытно отметить, что 5 кельтов акозинско-меларского типа найдены с ананьинскими кельтами в закрытых комплексах (п. 930 и дом мертвых № 10), или один из кельтов найден в засыпи погребения (п. 29, 130, 667). Кроме того, известны смешанные формы самих кельтов (Там же. Рис. 36, 11, 16, 39). Данные кельты сопровождались также бронзовыми наконечниками копий (п. 29,408,421,450,816, «дом мертвых» № 10).
Отметим также факты совместного нахождения на поселениях и даже в одних жилищах Ардинского и Малахайского городищ ананьинской и «текстильной» (ниточно-рябчатой) керамики (Архипов, Патрушев, 1982; Патрушев, 1983).
Сравнение количества находок по материалу с разными группами кельтов показывает некоторую архаичность черт материальной культуры тех групп населения, для которых характерны ананьинские кельты: у них меньше железных предметов и больше костяных, каменных и глиняных изделий (Патрушев, 1984а. Табл. XVII). Например, в погребениях с ананьински- ми кельтами обнаружено 19 сосудов (12,1%), а с акозинско-меларскими — только 2 (1,6%). Однако при некотором изменении форм изделий во времени единообразные изменения наблюдаются в сопровождающих комплексах как акозинско-меларских, так и ананьинских кельтов. Это относится к замене бронзовых наконечников копий железными, распространению новых форм височных украшений и шейных гривен. Такое единообразное изменение вещевых комплексов могильника служит еще одним доказательством культурного единства памятников ахмыловского типа, что исключает характер эпизодического поступления изделий со стороны.
Однако отметим явные различия в наборе погребального инвентаря камского и волжского населения. В частности, 37,8% предметов вооружения и орудий труда из погребений Старшего Ахмыловского могильника сходны с прикамскими, а 8,4% имеют волжско-камские формы. Ах- мыловские формы составляют 53,8%. Но необходимо иметь в виду, что 93 ананьинских кельта имеют чисто волжские («ахмыловские») узоры. Вместе с ними ахмыловских форм вещей 69,5%. Но если учесть явно привозные формы стрел, кинжалов, тесел, железных топоров и кельтов (что составляет 8,1% ахмыловских форм вещей), то процент ахмыловских форм составит 45,7. Однако следует оговориться, что и в Прикамье среди чисто камских форм есть привозные предметы. Направление культурных связей также является важным показателем особенностей населения двух регионов (Там же. Рис. 53).
Интерес представляет сопоставление украшений, поскольку они характеризуют этнографический облик населения.
Из характерных для Старшего Ахмылова форм женских налобных венчиков в Прикамье встречены лишь единичные украшения первого типа с круглыми бляшками или не характерными для ахмыловцев накладками с тройными выпуклинами (Збруева, 1952. С. 79, 80). В Прикамье наиболее характерны одинарные налобные украшения в виде полоски листовой бронзы или круглой бляшки (Там же. С. 79, табл. II, 77, VI, 13, XV, 6). Близких им женских украшений в Ахмылове всего три (п. 384,558,884) (Патрушев, 1984а. Рис. 19, 12, 13, 18). Четыре украшения по принципу ношения и аналогии с мужскими ананьинскими накладками можно отнести к числу волжско-камских (Патрушев, 1984а. Рис. 19, 14, 16, 17, 19; Збруева, 1952. С. 76, табл. II, 8, 75), а бусинку и навитую на кожу спираль (Патрушев, 1984а. Рис. 19, 77, 20) — к числу ахмыловских.
Височные украшения, как уже отмечалось, подразделяются на две большие группы — спирали и кольца. Последние характерны только для волжского населения. Два подобных изделия из Луговского и Ананьинского могильников определены как накосники (Збруева, 1952. С. 84, табл. IV. 16). Данный факт весьма примечателен. Как и в случае использования частей кавказских поясов в качестве налобных украшений ахмыловцев, он свидетельствует об эпизодическом поступлении подобных изделий в Прикамье и о разном этнографическом облике населения. Иную картину можно видеть при ношении височных спиралей: изделия с простыми концами были популярны также в Прикамье (Там же. С. 76, табл. II, 10, V, 1). Однако украшения со спиральными завершениями концов (18) характерны только для волжских памятников. Следует отметить также одну этнографическую особенность: в Прикамье височные спирали встречены лишь в мужских синхронных погребениях (Там же. С. 76), у ахмыловцев их носили как мужчины, так и женщины со времени появления данного типа украшений.
Использование прикамских гривен, как и височных украшений, несколько отличается от использования ахмыловских. Во-первых, они в Прикамье появляются несколько позже (Там же. с. 76). Во-вторых, они там в ранний период встречены только в мужских погребениях (Там же. с.76, 77), где женщины, в отличие от волжанок, не носили гривен.
В целом сходные формы ахмыловских и камских украшений прослеживаются лишь у 15,6% находок из погребений. Незначительное проявление сходства при преобладании ахмыловских элементов показывает 13,3% находок. Наиболее высокий процент (71,1) дают ахмыловские украшения, не встреченные в Прикамье. Особый этнографический облик населению Марийского края придают налобные венчики, височные кольца и особые формы спиралей, составные нагрудные украшения, булавки, а также своеобразные элементы мужских поясов, ожерелий и отличные от прикамских формы большинства блях, браслетов, гривен.
Особого внимания требует сравнительная — характеристика форм сосудов Старшего Ахмыловского могильника и ананьинских памятников Прикамья (Патрушев, 1984а. Рис. 65,1, II). Только пятнадцать сосудов Старшего Ахмылова по форме и в определенной степени по орнаментации аналогичны прикамским. Остальные сосуды из погребений Старшего Ахмылова не имеют аналогий среди изделий ананьинского Прикамья. Это посуда баночной формы с уплощеным или слабоокруглым дном (Там же. Рис. 31, 4,5, 32. 7), плоскодонный горшковидный сосудик (Там же. рис. 33,7), очень широкая низкая чаша (Там же, рис. 31, 9) или чашевидные сосудики с уплощенным дном и открытым или закрытым горлом.
Таким образом, все группы находок из погребений Старшего Ахмылова имеют как черты, характерные как для Прикамья, так и специфические, волжские элементы. В целом 26,1% изделий аналогичны предметам из ананьинского Прикамья, однако при этом необходимо учитывать небольшое число прикамских погребений. Частичное сходство или единичные параллели с прикамскими изделиями имеют 11% находок. Наиболее многочисленны находки в закрытых комплексах предметов волжских форм (62,9%)). Все формы предметов одинаково располагаются на всей площади могильника, в одинаковой мере встречены со всеми элементами погребального обряда.
Выводы автора подтверждают результаты вычислений коэффициентов сходства и критерия Стьюдента для могильников Волго-Камья. Расчетные значения критерия Стьюдента по сумме признаков (при табличном значении 2,09) показывают близость между собой волжских могильников, их группировку на графе сходства. Наиболее сильные связи (расчетные значения от 0,12 до 0,94) прослеживаются между Старшим Ахмыловским, Акозинским, Пустоморква- шинским и Тетюшским могильниками, которые особо группируются на графе сходства. В особую группу с сильными связями выделяются Пустоморквашинский, Тетюшский и Луговской могильники, хотя по расчетным значениям связи первых двух с Луговским меньше, чем между волжскими могильниками. Менее сильными оказались связи между отдаленными территориально Младшим Волосовским и Ананьинским могильниками. Однако следует обратить внимание на отсутствие информации по многим признакам в материалах раскопок этих памятников из-за отсутствия полевых отчетов, а все показатели в группах «неопределенные» также входят в сумму признаков.
Результаты статистической обработки материалов раскопок могильников Волго-Камья говорят о сохранении определенных традиционных связей волжского населения с отдельными группами Прикамского населения. И это вполне закономерно, поскольку прикамское население составило один из ^компонентов ахмыловской культуры. Этому не противоречит и наличие на волжских поселениях VII-VI вв. до н. э. наряду с «текстильной» керамикой значительной группы ананьинской посуды. Вместе с тем, судя по результатам выделения стадий развития Старшего Ахмыловского могильника, этнокультурные признаки камского населения на последней стадии значительно уменьшаются.
В последнее время повышается интерес к вопросу об этнической принадлежности той или иной группы населения, представленного на могильниках Волго-Камья начала эпохи раннего железа. Однако нередки не подтвержденные исследованиями материалов суждения. В частности, С.В. Кузьминых в своих работах без привлечения материалов и каких-либо доказательств утверждает о существовании в Марийском крае «акозинской культуры» эпохи раннего железа как особой группы населения с «текстильной» керамикой. Впервые эта точка зрения была высказана им в кандидатской диссертации (Кузьминых, 1977). Эту мысль, не проверив материалами, подхватывают другие исследователи (Марков, 1985; 1994; 1997; Соловьев, 1995 и др.). Однако изучение автором такой керамики из 240 памятников Европейской России с использованием широкого круга статистических методов (Патрушев, 1989; 1992а; 19926) явно доказывают, что никакой «акозинской культуры» «текстильной» керамики в Марийском Поволжье не существует. Результаты статистической обработки комплексов такой керамики из памятников от Татарстана и Республики Марий Эл, всего Поволжья, северных регионов вплоть до Вологодской области и Республики Карелия показывают, что все варианты ниточно-рябчатых отпечатков, как и узоры, формы сосудов, венчиков и т.д., распространены на всей указанной территории (Патрушев, 1989. Табл. 4, 5; Patrushev, 19926). К тому же такая керамика генетически тесно связана с комплексами «текстильной» керамики эпохи бронзы (Патрушев, 1989. Табл. 1-3, 6, прилож. 1-3, рис. 2326), и «акозинскую культуру» никак нельзя оторвать от предыдущей эпохи, расширив ее хронологические рамки до появления такой посуды (XVIII в. до н.э.). Соответственно, это только подмена новым термином уже известной культуры «текстильной» керамики. К тому же термин «акозинская культура» для характеристики особой группы населения с «текстильной» керамикой вряд ли применим, т.к. на Акозинском могильнике не обнаружено ни одного фрагмента такой керамики.
Весьма свободную трактовку находят в работах С.В. Кузьминых и материалы раскопок могильников. Со ссылкой только на результаты спектрального анализа двух групп кельтов, а также на их «картографию» на плане Старшего Ахмыловского могильника он делает вывод об использовании одного и того же могильника представителями двух разных археологических культур, т.е. в этническом отношении совершенно разными группами населения (Кузьминых, 1977). В монографическом исследовании о результатах спектрального анализа цветного металла из памятников Волго-Камья исследователь вновь в качестве доказательства о существовании двух культур ссылается на «картографирование кельтов Старшего Ахмыловского могильника» на плане памятника (Кузьминых, 1983. Рис. 85). И это же доказательство использует для критики моих взглядов в рецензии на мою книгу «Финно-угры России» (Кузьминых, Напольских, 1994. С. 148, 149). Здесь же С.В. Кузьминых неоправданно отождествляет понятия «ахмыловская культура» и «культура текстильной керамики» и приписывает мне совершенно иную трактовку ахмыловской культуры («ахмыловский суперэтнос»).
Точка зрения автора об этнической принадлежности волжского населения VII-VI вв. до н.э. наиболее подробно освещена в пяти монографиях, ряде статей и кратко сводится к тому, что на основе населения с «текстильной» (ниточно-рябчатой, псевдосетчатой) керамикой при участии племен приказанской и ананьинской культур формируется новый этнос ахмыловского облика (Патрушев, 1984а; 1986; 1989; Patrushev, 19926; 2000).
Заслуживают внимания работы В.Н. Маркова, в которых он обосновывает мысль о разноэтническом составе населения ананьинской общности. Для нас особый интерес представляет его точка зрения о присутствии на волжских могильниках ряда компонентов: кельты ананьинского типа с линзовидной и овальной в сечении втулкой характеризуют племена постмак- лашеевского облика; ананьинские кельты с шестигранной втулкой являются своеобразным этническим показателем населения, изготавливавшего сложношнуровую «классическую ананьинскую» и гребенчато-шнуровую керамику (Марков, 1984. С. 10; 1985. С. 38-51; 199. С. 7277; 1994. С. 69, 70; 1997; 2007). Но, к сожалению, в ряде его работ есть приписанная мне точка зрения о «чрезвычайно сложной картине культурогенетического процесса», т.е. об истоках ахмыловской культуры — носителях «волосовской, балановской, чирковско-сейминской, турбинской, абашевской, поздняковской, срубной, приказанской и, псевдосетчатой керамики» (Марков, 1997. С. 66; 2007. С. 13), хотя мною в монографии специально дана оговорка, что сопоставление их культурных признаков ни в коем случае не означает их равного участия в этногенезе волжского населения и что автором отмечены лишь все имеющиеся параллели с элементами культур эпохи бронзы, что означает возможное их восприятие, в том числе опосредованно (Патрушев, 1984а. С. 202). В.Н. Марков (2007. С. 13) приходит к неожиданному выводу: «Такая богатая родословная «ахмыловцев», по мнению Патрушева, обеспечила значительное своеобразие их памятников». Все мои доказательства с использованием статистических методов о своеобразии материальной культуры волжского населения, а также об общих чертах волжского и Прикамского населения, остались вне поля зрения Маркова. Мною, согласно инструментарию исследований для статистической обработки материалов Старшего Ахмылова, проводилось только сопоставление признаков со всеми предыдущими культурами в связи с обширными задачами установления общей картины развития культур начала эпохи железа в Европейской России, а также сопоставление с синхронными и последующими культурами по всем признакам погребального обряда, инвентаря погребений, в том числе и керамики (Патрушев, 1982а. С. 65-89; см. также в данной работе: «Приложение к Инструментарию исследований: сопоставление культурных признаков Старшего Ахмыловского могильника и могильников синхронных, предыдущих и последующих культур», 43 с.). Во всех моих работах признается только точка зрения о формировании ахмыловской культуры на основе населения с «текстильной» (псевдосетчатой, ниточно-рябчатой) керамикой при участии приказанско-ананьинских племен.
Начало формирования населения ахмыловского облика, согласно новым радиоуглеродным датам памятников Марийского края с «текстильной» керамикой, относится к XIV-XII вв. до н.э., когда начинается смешение племен с ниточно-рябчатой керамикой с приказанцами в Татарско- Марийском Поволжье. Здесь возникают благоприятные условия для сложения отношений на уровне начальных этапов ассимиляции — адаптации и аккумуляции; ранний этап — кокшайский — смешанным комплексам керамики 4 Кокшайского и Сосновогривских поселений по времени совпадает с атабаевским и маклашеевским этапами приказанской культуры, по А.Х. Халикову (1969). Особо отметим, что на этом этапе ахмыловская культура ограничивается памятниками «текстильной» керамики, где присутствуют приказанские элементы, т.е. в эпоху бронзы кокшайский этап культуры ограничивается территорией от устья Камы на юге до Марийско-Чувашского Поволжья.
В начале эпохи железа ареал подобных смешанных комплексов расширялся на северо-запад, включая бассейн Оки до города Мурома и севернее до Костромского Поволжья. На Минском городище в материалах раскопок автора и ряде других поселений здесь прослежены смешанные черты населения с «текстильной» керамикой и прикамских племен. В этот период можно говорить об инфильтрации новых восточных групп населения в Поволжье. В начале эпохи железа население с ниточно-рябчатой керамикой становится господствующим, а к середине I тыс. до н.э. оно ассимилировало, очевидно, пришлые группы камского населения. В период опустения в середине I тыс. до н.э. Татарско-Марийского Поволжья ахмыловцы передвигаются на север вплоть до Вологодской области, как показали материалы раскопок автора на поселении Вёкса 1 (Патрушев, 1991). Возможно, часть ахмыловцев вместе с основной массой Прикамского населения продвинулась до Карелии и составила определенный компонент по- зднекаргопольской культуры.
С конца VI-V вв. до н. э. начинается третий этап развития ахмыловцев. Их следы через многие века проявляются в памятниках типа Чурачикского, затем Безводнинского (Краснов, 1980) могильников. На Младшем Ахмыловском могильнике V-VII вв. н. э. также можно видеть ахмыловские черты, претерпевшие значительные изменения за тысячу с лишним лет.
Литература
- Архипов Г.А., Патрушев B.C. Ардинское городище // АЭМК. 1982. Вып. 6.
- Бадер О.Н. Могильник Скородум и ранний этап ананьинской культуры // УЗ ПГУ. 1960. Т.ХИ, вып. 1.
- Большов С.В. Могильник на острове Мольбищенский. Каталог археологической коллекции. Йошкар-Ола, 1988.
- Городцов В.А. Археологические исследования в окрестностях г. Мурома в 1910 г. // Древности. Т. XXIV. М., 1914.
- Збруева А.В. Луговской могильник // ТИЭ. Нов. серия. 1947. Т. II.
- Збруева А.В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху // МИА. 1952. № 30.
- Збруева А.В. Гулькинский могильник // МИА. 1954. №42.
- Збруева А.В. Памятники эпохи поздней бронзы в Приказанском Поволжье и Нижнем Прикамье // МЦА. 1960. № 80.
- Казаков ЕЛ., Патрушев B.C. Отчет об исследованиях Тетюшского могильника // Отчет о полевых исследованиях археологической экспедиции Марийского университета в 1980 г. Йошкар-Ола, 1980 // АИА. Р-1, № 8321.
- Каховский В.Ф. Убеевский могильник // ТЧувНИИ. 1982. Вып. 9.
- КрасновЮ.А. Безводнинский могильник. М., 1980.
- Кузьминых С.В. Бронзовые орудия и оружие в Среднем Поволжье и Приуралье (I тысячеле тысячелетие до н.э.): АКД. М., 1977.
- Кузьминых С.В. Металлургия Волго-Камья в раннем железном веке (медь и бронза). М., 1983.
- Кузьминых С., Напольских В. Рец.: Патрушев B.C. Финно-угры России. Йошкар-Ола, 1992 //ФУ. 1994. № 1.
- Мажитов Н.А. Научный отчет о результатах археологической экспедиции 1967 г. Уфа, 1968 // АИА. Р-1, № 3496.
- Марков В.Н. Керамика городища Сорочьи горы // Археологические памятники Нижнего Прикамья. Казань, 1984.
- Марков В.Н. Об особенностях юго-западных памятников ананьинской общности // АЭМК. 1985. Вып. 9.
- Марков В.Н. Периодизация и хронология памятников ананьинского времени приустьевой части Камы // Археологические памятники зоны водохранилищ Волго-Камского каскада. Казань, 1992.
- Марков В.Н. Ананьинская проблема (некоторые итоги и задачи ее решения) // Памятники древней истории Волго-Камья. Казань, 1994.
- Марков В.Н. Волго-Камье и финский мир в начале эпохи раннего железа // FU. 1997. № 2.
- Марков В.Н. Нижнее Прикамье в ананьинскую эпоху: (Об этнокультурных компонентах ананьинской общности). Казань, 2007 (Археология евразийских степей. Вып. 4).
- Патрушев B.C. Марийско-Чувашское Поволжье в эпоху раннего железа (VHI-VI вв. до н.э.): дисс. канд. ист. наук. Казань, 1971.
- Патрушев B.C. Акозинско-меларские кельты Марийского Поволжья // СА. 1975. № 3.
- Патрушев B.C. Ананьинские зооморфные изображения Марийского края // АЭМК. 1977. Вып. 2.
- Патрушев B.C. Исходные данные к статистической обработке материалов могильников конца VIII-VI вв. до н.э. в Волго-Камье // Вопросы этнической истории в первобытную эпоху. Йошкар-Ола, 1982а.
- Патрушев B.C. Исследования Акозинского могильника в 1971-1972 годах // Вопросы этнической истории в первобытную эпоху. Йошкар- Ола, 19826.
- Патрушев В. С. Налобные венчики Старшего Ахмыловского могильника // СА. 1982в. № 2.
- Патрушев B.C. Отчет об исследованиях Малахайского городища в 1982 году. Йошкар- Ола, 1983 // АИА. P-L № 9424.
- Патрушев B.C. Марийский край в VI1-VI вв. до н.э.: (Старший Ахмыловский могильник). Йошкар-Ола, 1984а.
- Патрушев B.C. Булавки Старшего Ахмыловского и Акозинского могильников // КСИА. 19846. Вып. 178.
- Патрушев B.C. Шейные гривны из Волго- Камья // СА. 1985. № 2.
- Патрушев B.C. Начало эпохи раннего железа в Марийском крае. Учебное пособие. Йошкар-Ола, 1986.
- Патрушев B.C. Из прошлого нашей столицы. Археологические очерки о Йошкар-Оле и Марийском крае. Йошкар-Ола, 1987а.
- Патрушев В. С. К вопросу о культурной принадлежности Старшего Ахмыловского могильника // Этнические и социальные процессы у финно-угров. Йошкар-Ола, 19876.
- Патрушев B.C. У истоков волжских финнов. Йошкар-Ола, 1989.
- Патрушев B.C. Новые исследования Пус- томорквашинского могильника // Новые исследования по этнической и социальной истории финно-угров Поволжья. I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. Йошкар-Ола, 1990.
- Патрушев B.C. Раскопки поселения Влкса 1 в Вологодской области // Археологические открытия Урала и Поволжья. Ижевск, 1991.
- Патрушев B.C. Финно-угры России (II тыс. до н.э. — начало II тыс. н.э.). Йошкар-Ола, 1992а.
- Патрушев B.C. Древнее искусство финно- угров Поволжья. I тысячелетие до н.э. Йошкар- Ола, 1994.
- Патрушев В. С. Древняя одежда финноязычных народов России // Historia Fenno-Ugrica. Т. 1:2. Congressus primus historiae fenno-ugricae. Oulu, 1996.
- Патрушев B.C., Халиков А.Х. Волжские ананьинцы: (Старший Ахмыловский могильник). М., 1982.
- Пономарев П.А. Ананьинский могильник // ИОАИЭ. 1892. Т. X, вып. 4.
- Пшеничнюк А.Х. Отчет о полевых исследованиях в 1968 г. Уфа, 1969 // АИА. Р-1, № 3749.
- Соловьев Б.С. О появлении «текстильной» керамики в Среднем Поволжье// АЭМК. 1995. Вып. 24.
- Федоров-Давыдов Г.А. О датировке типов вещей по погребальным комплексам // СА. 1965. №3.
- Халиков А.Х. Очерки истории населения Марийского края в эпоху железа // ТМАЭ. 1962. Т. II. ,
- Халиков А.Х. Волго-Камье в начале эпохи раннего железа (VIII-VI вв. до н.э.). М., 1977.
- Халикова Е.А., Казаков ЕЛ. Тетюшский могильник // АО-1969. М., 1970.
- Черных ЕЛ. Древнейшая металлургия Урала и Поволжья // МИА. 1970. № 172.
- Чижевский А.А. Погребальные памятники населения Волго-Камья в финале бронзового — раннем железном веках (предананьинская и ана- ньинская культурно-исторические области). Казань, 2008 (Археология евразийских степей. Вып. 5). Patrushev V Textile-impressed pottery in Russia //FA. Т. IX. Helsinki, 1992.
- Patrushev V The Early history of the Finno- Ugric Peoples of European Russia // Studia archaeologica Fenno-Ugrica. T. I. Oulu, 2000.
- Patrushev V The chronology of the Iron Age of the Middle Volga region // Dating and Chronology. The 12th Finnish-Russian archaeological symposium. «Fenno-Ugri et slavi 2002» // Museoviraston Arkeologianosastonjulkaisuja, 10. Helsi