Кузьминых С.В., Чижевский А.А. Ананьинский могильник: основные вехи исследований, коллекции и характер памятника. //У истоков археологии Волго-Камья (к 150-летию открытия Ананьинского могильника). Серия «Археология евразийских степей». Выпуск 8. Елабуга, 2008 с.6-11
Кузьминых С.В., Чижевский А.А.
Ананьинский могильник: основные вехи исследований, коллекции и характер памятника.
Ананьинский могильник — эпонимный и первый исследованный памятник ананьинской культурно-исторической области раннего железного века. В 2008 г. минуло 150 лет со дня его первых раскопок.
Основные вехи исследований. Находки из Ананьинского могильника впервые обратили на себя внимание священника Елабужской Покровской церкви Михаила Ардашева в 1849 г. (Худяков, 1923. С. 93), из ученых известного русского историка, уроженца Елабуги К.И. Невоструева (1850-е гг.). В 1856 и 1857 гг. Невоструев и городской голова Елабуги И.В. Шишкин — отец великого русского художника И. И. Шишкина — пытались выхлопотать в Удельном ведомстве Вятской губернии разрешение на раскопки могильника, но ведомство, управлявшее имуществом и землями, приписанными к царской фамилии, отказало в их прошении, оставив за собой право проведения раскопок на «казённых» государевых землях (Жаравин, 2004. С. 15) и поручив провести летом 1857 г. пробные раскопки памятника управляющему Удельной конторой г. Елабуги, вырывшему на дюне бессистемно и безрезультатно яму аршина в четыре (Васильев, 2002. С. 446).
Первые раскопки Ананьинского могильника с научной целью провел в июне 1858 г. при содействии И.В. Шишкина П.В. Алабин (рис. 2), в то время помощник управляющего Вятской удельной конторой. Для работ на могильнике были согнаны крестьяне (около 100 человек) «с трех окрестных деревень: Ананьиной, Мальцевой и Поспеловой». В один день было вскрыто 4 погребений, включая коллективные по 2-3 человека: зафиксированы трупоположение, тру-посожжение, частичные захоронения, в том числе черепов. Конечно, ни Алабин, ни Шишкин не были специалистами-археологами, но по замечанию К.И. Невоструева, «запасшись руководствами по курганной части, тщательно и осторожно вели дело с «Фундуклеем в руках», все наблюдали, записывали и соображали» (1871. С. 77). По свидетельству современников, Алабин ходил по раскопу с корзиной, «находки обирал и запись вел» (цит. по: Васильев, 2002. С. 446).
Уже в сентябре того года Алабин написал отчет о раскопках могильника, в котором описал и определил время находок (добулгар- ский период) и предположил, что памятник оставлен скифами. Спустя год отчет был опубликован в «Вятских губернских ведомостях», а еще через год — в «Вестнике Императорского Русского Географического общества» (Алабин, 1859; 1860). Относительно методики раскопок Алабина и Шишкина, а также качества публикации первых раскопок Ананьинского могильника часто звучала и звучит до сих пор уничижительная оценка. Но следует иметь в виду, что «в ходе работ П.В. Алабин вел дневник раскопок, делал записи, составлял опись находок по мере их выявления. Однако при этом не было сделано рисунков, чертежей и карт, но их в то время не делал никто. Методика полевых работ, использовавшаяся на могильнике, соответствовала тем требованиям, которые рекомендовалось применять при раскопках археологических памятников» (Сенникова, 1998. С. 81). Публикация Алабина привлекла к себе внимание в научных кругах России. Именно с этого времени в отечественной и европейской историографии началось обсуждение проблемы Ананьинского могильника, которая только в начале XX в. станет проблемой ананьинской культуры в целом[1].
Во второй половине XIX – начале XX в. Ананьинский могильник подвергался многочисленным и бессистемным раскопкам. Приведем ниже составленный Ст.А.Васильевым (2002, с.446), дополненный и скорректированный нами перечень посещений, обследований и раскопок, последовавших за исследованиями П.В.Алабина и И.В.Шишкина в 1858 г.
- 1860-1870-е гг. — И.И. Шишкин, посещение. Сделал эскиз пейзажа могильника и пожертвовал его через Г.Н. Потанина Обществу археологии, истории и этнографии при Казанском университете. После образования Государственного музея изобразительных искусств РТ пейзаж оказался в его собрании. В настоящее время экспонируется в музее семьи Шишкиных в Елабуге.
- 1865 г. — П.П. Лерх, небольшие раскопки, сборы и покупки.
- 1870 г. — К.И. Невоструев, раскопки, сборы и покупки, в том числе приобретена у крестьян д. Ананьино каменная плита с изображением фигуры ананьинского воина, украшающая ныне экспозицию Государственного Исторического музея.
- 1872 г. — Й.Р. Аспелин, раскопки и покупки (см. подробнее ниже в статье К. Карпелана и П. Уйно)
- 1870-е гг. — Н.Ф. Высоцкий, Н.А.Толмачев, Н.М. Малиев, осмотр, частичные раскопки, покупки.
- 1878 г. — Й.Р. Аспелин, посещение и покупки в дни IV Всероссийского Археологического съезда в Казани.
- 1879 г. — П.Д. Шестаков, небольшие раскопки, покупки и сборы.
- 1880 г. — П.П.Пасынков, небольшие раскопки и покупки.
- 1880-1881 гг. — А.Н. Родаков, небольшие раскопки, сборы (до 40 различных предметов).
- 1881 г. — М.В.Малахов осмотрел могильник 1 июня, сделал 3 фотоснимка с трех сторон. Местонахождение фотографий неизвестно.
- 1881 г. — П.А. Пономарев, Н.П. Лихачев, Н.П. Загоскин, Н.М. Малиев, раскопки, покупки, сборы. Верхний слой дюны снят и тщательно просеян. На глубине 4-5 аршин обнаружено нетронутое погребение к каменном склепе из плит с 10 костяками и богатым сопроводительным инвентарем (около 350 предметов).
- 1887-1888 гг. — А.А. Спицын, обследование.
- 1891 г. — Ф. Д. Нефедов, раскопки. Вскрыл не менее 6 нетронутых погребений.
- 1894 г. — Ф.Д. Нефедов, раскопки. Добыто несколько новых находок.
- 1894 г. — П.А. Пономарев, А.Ф. Лихачев, Н.М. Малиев, раскопки. Площадь могильника была прорезана траншеями по направлению с севера на юг.
- 1897 г. — И.А. Износков, покупки и сборы.
- 1897 г. — Ф.Д. Нефедов, раскопки и сборы.
- 1897 г. — барон Ж. де Буйе, осмотр и покупки.
- Конец XIX в. — В.А. Толмачев, А.А. Шту- кенберг, Е.К. Тевяшев, покупки и сборы.
- 1907 г. — М.В. Малахов, раскопки и сборы.
- 1909 г. — А.М. Тальгрен, обследование, сборы и покупки.
- 1910-е гг. — М. Стрёмберг-Комарова, покупки.
- 1930 г. — А.В. Збруева и Н.Ф. Калинин, обследование и раскопки. Вскрыто одно нетронутое мужское погребение. Выявлена степень поврежденности памятника прежними раскопками.
- 1943 г. — П.П. Ефименко, разведочная траншея. Прошла по перекопанным участкам дюны.
- 1989 г. — К.И. Корепанов, раскопки поселения эпохи поздней бронзы.
В конце XIX в. Ф.Д. Нефедов констатировал: «Печальный вид представляет в настоящее время этот памятник: по всей дюне лежат бугры черной земли, ямы, всюду рассеяны черепки, человеческие кости, камни…». Причем, как отмечал М.Г. Худяков (1923. С. 94), «археологи, производившие раскопки Ананьинского могильника, считали каждый свои работы за окончательные, но действительность не оправдывала их убеждения, и новые раскопки открывали еще не тронутые погребения». Архивная полевая документация раскопок XIX в. (чертежи, планы) не сохранилась, а в основном попросту не велась; известны, правда, описания вскрытых могил (Алабин, 1860; Eichwald, 1860; Aspelin, 1875. S. 114, 115; Пономарев, 1882; Нефедов, 1899). Изображения вещей полнее представлены в работах финских археологов И.Р. Аспелина (Aspelin, 1877) и А.М. Тальгрена (Tallgren, 1919). Среди российских исследователей лишь К.И. Невоструев (1871) и Ф.Д. Нефедов (1899) сопроводили свои публикации рисунками погребального инвентаря.
Среди старых дореволюционных — раскопок наиболее тщательными в методическом отношении признаны исследования П.А. Пономарева (1882). Не случайно они привлекли пристальное внимание А.М. Тальгрена (1913; 1919), М.Г. Худякова (1923) и А.В. Збруевой (1937; 1952) при характеристике погребального обряда и инвентаря Ананьинского могильника и культуры в целом. К сожалению, полевая документация раскопок Пономарева большей частью оказалась утраченной при пожаре в его доме в Суконной слободе (Худяков, 1920). Методические и документированные раскопки могильника провели в 1930 г. А.В Збруева и Н.Ф. Калинин, но, к сожалению, к этому времени нетронутых раскопами и грабительскими ямами участков дюны практически не сохранилось; удалось выявить только одно не потревоженное перекопами погребение (Збруева. 1937. С. 100-104). Разведочная траншея П.П. Ефименко в 1943 г. прошла по уже перекопанным участкам дюны (Збруева, 1952. С 197). Последние раскопки в юго-западной части дюны предпринял К.И. Корепанов (1991), исследовавший в 1989 г. не потревоженные перекопами участки культурного слоя поселения позднего бронзового века с керамикой балымско — карташихинского типа, перекрытые толщей наносного речного песка мощность до 1 м.
Судьба коллекций. Вещи из Ананьинского могильника оказались во многих российских и зарубежных музеях. Ряд из них, особенно изделия в зверином стиле и каменные стела и плита с изображениями человеческих фигур, являются хрестоматийными: их изображения «перекочевывают» из публикации в публикацию, от И.Р. Аспелина (Aspelin, 1877. Fig. 402-500) до современных. Но это лишь малая толика ананьинского собрания древностей, которое, по данным А.М. Тальгрена (явно неполным), насчитывает около 1500 предметов (Tallgren, 1919. Р. 35).
Крупнейшие собрания вещей из Ананьинского могильника сосредоточены в Музейном ведомстве Финляндии (МВФ) (Tallgren, 1928. S. 142, 145) — раскопки, покупки и сборы Й.Р. Аспелина колл. № 1400: 1-637), покупки и сборы А.М. Тальгрена (колл. №5381: 1-137), покупки М. Стрёмберг-Комаровой (колл. № 7201: 1-18 и 261: 1-38), Национальном музее Республики Татарстан (Ефимова, 1956. С. 12-21; 1980. С.11-12) — раскопки и сборы П.Д. Шестакова 1879 г. (колл. № 5353 или ОА-14: 1-24, 274-292) и П.А. Пономарева 1881 г. (колл. № 5347 или ОА- 6), покупки и сборы П.П. Пасынкова 1880 г. (колл. № 5348 или ОА-7: 1-55), покупки и сборы конца XIX в. В.А. Толмачева (колл. № 5398 или ОА-8), Н.П. Лихачева и П.А. Пономарева (колл. № 5353 или ОА-14:41, 74-80,84-86, 231, 236, 238-240, 271), А.А. Штукенберга (колл. № 5353 или ОA-14: 25—40) и др.), раскопки А.В. Збруевой и Н.Ф.Калинина 1930 г., п.101 (колл. № 7762:1-3), Государственном Историческом Музее – раскопки и сборы П.В.Алабина 1858 г. (колл. № 16981), покупки и сборы И.А.Износкова 1897 г. (колл. №№ 36495, 39050 и др.), А.Н.Родакова 1881г. (колл. № 54746), музее антропологии МГУ -раскопки и сборы Ф.Д. Нефедова 1891 и 1894 гг. (колл. № 135) и А.В. Збруевой 1930 г. (колл. № 134), Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого — раскопки П.В. Алабина (колл. № 1093), покупки и сборы М.В. Малахова (колл. № 1300-1) и др.), Государственном Эрмитаже — покупки и сборы Е.К. Тевяшева (колл. № 1748) и др.
Древности Ананьинской дюны. Комплекс археологических памятников расположен в 3 км к востоку от бывшей д. Ананьино Елабужского р-на Республики Татарстан (рис. 4) (ныне — дачное поселение, см. рис. на с.З настоящего сборника) на песчаном останце дюнной гряды длиной около 200 м и высотой около 4 м, который вытянут вдоль края поймы левого берега р. Тойма, правого притока Камы, в направлении северо-запад — юго-восток. Современное русло Тоймы проходит в настоящее время далеко к югу (см. о физико-географическом положении Ананьинского могильника в древности в статье О.В. Бакина в настоящем сборнике).
Согласно современным представлениям (Археологическая карта…, 1981. № 793; Кузьминых, 2005а; 20056; Чижевский, 2008), на Ананьинской дюне располагался комплекс разновременных археологических памятников. В ее югозападной части выявлен культурный слой мощностью до 70 см с керамикой эпох неолита (волго-камская культура) и поздней бронзы (приказанская культура, по А.Х.Халикову, с керамикой атабаевского, луговского или сусканского типов) и немногочисленными раздробленными костями животных (Археологическая карта…, 1981. № 794). Материалы позднебронзового Ананьинского поселения 15/14-13/12 вв. до н.э. достаточно представительны и идентичны таким близлежащим памятникам этого региона, как Гулюковское 3 и Каентубинское островное. Полнее всего они опубликованы А.В.Збруевой (1937. С. 104-108; 1952. С. 193-198). Возможна связь с Ананьинским поселением ряда каменных и бронзовых орудий: кельтов — одно- и двуушкового дербеденевского типа и с лобным ушком, втульчатых тесел, ножей (Збруева, 1952. Табл. 36,17-21), рыболовных крючков и шильев, хотя нельзя исключить и того, что они выданы при покупке за находки с Известного памятника.
Следующий хронологический горизонт древностей Ананьинской дюны эпохи поздней бронзы связан с существованием могильника 12/11— 9/8 вв. до н.э. (маклашеевская культура). Погребальные комплексы этого времени раскопками не выявлены, но об их наличии можно предполагать по массовым находкам небольших бронзовых ножей с выделенным узким подпрямоугольным черенком и украшений (бляшки с «глухим» ушком), не характерных в таком сочетании для поселенческих древностей, но широко представленных в маклашеевских могильниках Маклашеевский 3, Полянский 1,2, Новомордовский 2, 5, 8, Соколовский 10, Измерский 7. Девичий Городок 4, Березовогривский 1-2, Мурзиха 2 и др.). Причем эти материалы выявлены в разных собраниях: и Музейного ведомства Финляндии, и Государственного Исторического музея, и Национального музея Республики Татарстан, что исключает случайность их набора. Продолжением могильника финала бронзового века являлся некрополь постмакла- шеевской культуры начала эпохи раннего железа (9/8—7/6 вв. до н.э.), который также не выявлен раскопками и реконструируется по находкам вещей предскифского и раннескифского облика (бронзовые, биметаллические и железные кинжалы, наконечники стрел, детали конской упряжи, кельты с овальным устьем втулки и др.)[2].
Однако основная часть захоронений на Ананьинской дюне, включая документированные комплексы из раскопок П.В. Алабина, П.А. Пономарева, Ф.Д. Нефедова и А.В. Збруевой, связана с ананьинской культурой шнуровой керамики (7/6-4 вв. до н.э.). Погребальный обряд и инвентарь захоронений данной культуры в Ананьинском могильнике имеет ряд общеананьинских и специфических черт (Чижевский, 2008. С. 6270). Среди последних — каменные ящики и деревянные гробницы, кремация погребенных, кельты с шестигранным устьем втулки специфических камско-вятских типов (прежде всего КАН-98, 104, 106, 108; Кузьминых, 1983. Рис. 48), чеканы и втоки (Кузьминых, 1983. Табл. 56, 4, 7, 13, 18, 19, 23), обилие металлических изделий в скифо-сибирском зверином стиле (Васильев, 2004), сосуды со сложными шнуровыми узорами (Збруева, 1952. Табл. 14, 6, 9, 10; Халиков, 1977. Рис. 91, 1, 2, 4). Помимо обычных грунтовых захоронений, известны шесть погребений, которые рассматриваются как подкурганные. Они совершены внутри трех каменных колец диаметром 16-25 м. Поверх могил сохранились следы жертвенных кострищ и поминальных тризн. Затем пространство внутри колец было забутовано, вероятно, дерном, а по периметру обложено каменной крепидой. Своеобразна также группа захоронений одних черепов и костяк человека с отрубленной головой. Антропологический тип умерших — своеобразные «низколицые монголоиды» с некоторой примесью европеоидных черт.
С Ананьинским могильником связаны каменные стела и плита с изображениями человеческих фигур, экспонируемые в Государственном Историческом музее. На стеле подпрямоугольной формы с округлым верхом (1,53><0,3 м) выгравирован воин в скифском костюме — остроконечном головном уборе, узком кафтане с поясом, штанах и мягких сапогах. При воине имелось оружие и украшения — боевой топор, кинжал — акинак, стрелы, шейная гривна. Изображение на плите более схематичное и меньше по размерам. Мужчина одет в узкий костюм (кафтан с поясом, штаны, сапоги), украшенный аппликацией или вышивкой на груди, локтях, коленях и концах рукавов. Большинство исследователей относят стелу и плиту к ананьинской эпохе[3].
В собраниях Ананьинского могильника из Музейного ведомства Финляндии, Музея антропологии МГУ и Национального музея Республики Татарстан хранится достаточно большая серия украшений пьяноборских (не азелинских и не мазунинских!) типов, которые, вероятнее всего, не имеют к этому памятнику непосредственного отношения. Мы предполагаем, что дело даже не в путанице коллекций Ананьинского и Пьяноборского могильников в музейных собраниях[4]. Более вероятной представляется ситуация, когда скупщики древностей конца XIX в. выдали находки из разрушаемых или грабительски вскрытых погребений в Пьяном Боре или в других могильниках пьяноборской культуры за вещи, найденные в Ананьинском могильнике. Резон в том один: последние — в силу сложившейся на рынке древностей коньюнктуры — стоили существенно дороже, нежели находки из пока что малоизвестных памятников. Вероятно, таким же образом в коллекции Ананьинского могильника оказались медные абашевские топоры (Збруева, 1952. Табл. 36: 16) и булгарские вещи.
Открытие Ананьинского могильника стало важной вехой в истории русской археологии. С этого момента берет свое начало не только ананьинская археология, но и в целом первобытная археология на северо-востоке Европы. Принципиально важно, что первые же раскопки памятника вызвали пристальный интерес не только в научной среде России, но и Европы. В то же время это имело и свою обратную сторону: Ананьинская дюна стала притяжением не только профессиональных археологов, но прежде всего «любителей» и «копателей» (в основном крестьян д. Ананьино). В итоге до наших дней дошло ограниченное количество комплексов. В музейные собрания попали главным образом сборы и покупки, которые опубликованы весьма выборочно.
Одной из самых насущных задач изучения Ананьинского могильника являются не прожекты, связанные с масштабными раскопками памятника, а прежде всего — выявление, обработка и публикация известных погребальных комплексов и всего корпуса вещей, происходящих из сборов и покупок. Только в этом случае Ананьинский могильник явится полноценным археологическим и историческим источником и, уверены, откроет новые перспективы как в исследовании самого памятника, так и ананьинской археологии в целом.
Литература
Ачабин П.В. Ананьинский могильник (близ города Елабуги) // ВГВ. 1859. №№ 27-30.
Ачабин П.В. Ананьинский могильник (близ города Елабуги) // ВРГО. 1860. Ч. XXIX. Кн. 6. С. 87-120.
Археологическая карта Татарской АССР: Предкамье. М., 1981.
Васильев Ст.А. Искусство древнего населения Волго-Камья в ананьинскую эпоху (истоки и формирование): Рукопись дисс… канд. ист. наук. СПб., 2002.
Васильев Ст.А. Ананьинский звериный стиль. Истоки. Основные компоненты и развитие АВ. 2004. №11. С. 275-297.
[Ефимова А.М.} Каталог археологических коллекций [Государственного музея ТАССР]. Вып I. Эпоха железа: ананьинская и пьяноборская культуры. Казань, 1956.
[Ефимова А.М.] Каталог археологических коллекций Государственного музея ТАССР. Вып. II. Эпоха железа, Волжская Болгария,: ордынские города. Казанское ханство, кол- XVF-XVII вв. Казань, 1980.
Жаравин В.С. Петр Алабин – почетный гражданин города Вятки // Самарский край в истории России. Вып.2. Самара, 2004, с.10-68
Збруева А.В. Ананьинский могильник//СА, 1937 .т.II. с.95-111
Збруева А.В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху //МИА, 1952, № 30
Кузьминых С.В. Металлургия Волго-Камья в раннем железном веке (медь и бронза). М., 1983.
Кузьминых С.В. Ананьинская культура (ананьинская культурно-историческая область) //
БРЭ. 2005а. Т. 1. С. 668-669.
Кузьминых С.В. Ананьинский могильник // БРЭ. 20056. Т. 1. С. 669.
Марков В.Н. Некоторые результаты исследования каменной стелы с изображением из Ананьинского могильника // Памятники древней истории Волго-Камья. Казань, 1994. С. 88—93.
Московский О.В. Грани таланта: К 180-летию со дня рождения П.В. Алабина. Самара, 2004.
Невоструев К.И. Ананьинский могильник (Вятской губернии близ Елабуги) // Труды I АС. М., 1871. Т. II. С. 75-112.
Нефедов Ф.Д. Археологические исследования в Южном Приуралье и Прикамье в 1893— 1894 гг. // МАВГР. 1899. Т. III. С. 42-74.
Пономарев П.А. Материалы для характеристики бронзовой эпохи Камско-Волжского края. I. Ананьинский могильник (археологический этюд) // ИОАИЭ. 1892. Т. X, вып. 4. С. 405—438.
Сенникова Л.А. Археологические исследования П.В. Алабина в Вятской губернии. Археологическое собрание Вятского публичного музея // П.В. Алабин, Вятка, музей (Алабинские чтения). Киров, 1998.
Худяков М.Г. Петр Алексеевич Пономарев (1847-1919) [Некролог] // ИОАИЭ. 1920. Т. XXX, вып. 3. С. 245—260.
Худяков М.Г. Ананьинская культура // Казанский губернский музей за 25 лет: Юбилейный сборник статей. Казань, 1923. С. 72—126.
Чижевский А.А. Погребальные памятники населения Волго-Камья в финале бронзового — раннем железном веках (предананьинская и ананьинская культурно-исторические области). АКД. М., 2002.
Чижевский А.А. Погребальные памятники населения Волго-Камья в финале бронзового — раннем железном веках (предананьинская и ананьинская культурно-исторические области). Казань, 2008.
Штадлер (Денисова) Т.В. История изучения погребальных памятников ананьинской культуры в Удмуртском Прикамье (середина XIX в. — 20-е гг. XX в.) /У Проблемы этногенеза финноугорских народов Приуралья. Ижевск, 1992. С. 66-72.
Aspelin J.R. Suomalais-ugrilaisen muinaistut- kinnon alkeita. Helsinki, 1875.
Aspelin J.R. Muinaisjaanoksia Suomen suvun asumus-aloita — Antiquites du nord Finno-ougrien. Vol. II. Helsinki, 1877.
Eichwald Ed. von. Ueber die Sauegthierfauna der neuem Molasse des sudlichen Russlands und die sich an die Mollasse anschliessende vorhistorische Zeit der Erde // Bulletin de la Societe Imperiale des naturalistes de Moscou. Moscou, 1860. Т. XXXIII. S. 458-479.
Tallgren A.M. P.A.Ponomarewin loydot Ananjinonkalmistossa v. 1881 [Раскопки П. А.Пономарева на Ананьинском могильнике в 1881 г.] // SM. 1913. Т. XX. Р. 37-46.
Tallgren A.M. L’epoque dite d’Ananino dans la Russie orientale// SMYA. 1919. T. 31:1.
Tallgren A.M. Die russischen und asiatischen archaologischen Sammlungen im Nationalmuseum Finnlands // ESA. 1928. T. III. S. 141-164.
[1] См. полнее о начальном этапе истории изучения Ананьинского могильника и библиографии работ о памятнике в: (Tallgren, 1919. Р. 34-35; Худяков, 1923; Збруева, 1937. С. 95-98; Археологическая карта…, 1981. № 793; Штадлер, 1992; Васильев, 1992. С. 446-448), а также в статье К. Карпелана и П. Уйно в настоящем сборнике.
[2] Значительная часть орудий и оружия из разрушенных постмаклашеевских комплексов наиболее полно опубликована одним из авторов (Кузьминых, 1983).
[3] Предположение В.Н. Маркова о том, что стела является поздней црдделкой с использованием бул- гарского надгробия (1994. С. 91) не подтверждено специальными исследованиями.
[4] Известно, что раскопки Пьяноборского и Мунов- ского могильника и сборы вещей производили в 1881 и 1894 гг. П.А. Пономарев и Ф.Д. Нефедов (Археологическая карта. ..,1981. №№ 836,837), исследовавшие в те же годы Ананьинский могильник.