Группа «Варган. Дримба. Аутентичний HANDMADE. Чернігів»
Мастер варганов из украинского города Чернигова Денис Плеханов предоставил нам текст интервью, данного им журналисту А.Ярошенко, которое мы здесь и помещаем с разрешения героя статьи.
Назло куму сын педагогов на даче варганит варганы
Мало кто подозревает, что в нашем Чернигове живет человек, ремесло которого под силу единицам. На этот раз речь пойдет о Плеханове Денисе Валерьевиче, уроженце Чернигова.
Родился Денис 17 августа 1982 года в семье потомственных педагогов. Всю жизнь прожил в нашем родном городе. Здесь он вырос, закончил ЧГПУ (Черниговский государственный педагогический университет) и получил специальность преподавателя физики, информатики и астрономии. Так вышло, что работать по специальности не довелось. Последним местом работы является база металлопроката, где он занимал должность менеджера по продажам. Женат. Имеет сына 5 лет.
Любимое дело, которым занимается Денис – изготовление и настройка варганов.
Этот, с виду незатейливый простой музыкальный инструмент, ведет свою историю ведет со столь далеких времен, что уже трудно отыскать тот народ, которому принадлежит авторство изобретения. Варган остается народным музыкальным инструментом практически на территории всей Евразии. Согнутая металлическая дуга и тонкий вибрирующий язычок – вот и все его составляющие элементы. Но чтобы они запели – нужен мастер, которым и является наш земляк.
Как называется ваша профессия? Есть ли какое-то особое название этой специальности?
Я – мастер по изготовлению варганов, они же дрымбы, они же маультроммели, они же кубызы, комусы. Окунулся в это дело с головой, на все 200%. Родился в простой семье педагогов. Причем потомственных педагогов из настоящей династии. Наверное, поэтому я окончил школу с отличием. Учился в 6-й и 34-й школах, а всё свободное время проводил в горсаду и Доме офицеров. С детства привык относиться к делу настолько ответственно, насколько это вообще возможно.
Как пришла идея делать варганы? Учились ли вы специально этому делу?
Давно увлекался игрой на варгане. Конечно, до профессиональной игры далеко, но это мое увлечение было известно всем моим знакомым и друзьям. Так получилось, что у меня скопилась целая коллекция варганов. В ней насчитывается десяток инструментов и ни один из них я не покупал. Это не коллекционные образцы, а простые рабочие варганы, среди которых каждый обладает особым голосом и историей. Все они подарены мне друзьями и знакомыми.
Вот располагая таким разнообразием, в какой-то момент я просто решил перестать заниматься накопительством и вместо этого начать самому дарить миру такие чудесные звуки, на которые способен варган. Так полтора года назад я пришел к выводу, что нужно попробовать создать варган самому.
Специального образования у меня нет. Даже технической специальностью никакой не владею. Поэтому многое приходится открывать заново. Иногда, очевидные вещи, для меня являются загадкой. Но только благодаря этому я делаю не серийные образцы, а инструменты со своим характером, голосом и настроением.
Наверное, были трудности с первым варганом?
На свой первый варган я потратил почти все лето. Все лето учился гнуть более-менее ровно металл. Горн, приспособление для ровного загиба это все было потом. А в самом начале для придания формы пруту толщиной в шесть миллиметров — несколько подручных средств и тиски на даче. Примерно с 20-й попытки вышло что-то отдаленно похожее на ожидаемую форму. Это был первый варган. Когда я в последующем об этом рассказал покупательнице, она сказала, что будет спать и никогда не расстанется с этим инструментом.
Сколько времени теперь занимает изготовление инструмента?
Сложно подсчитать время, которое уходит на один варган. Обычно процесс разорван на несколько этапов, между которыми может быть день, а может быть неделя. Дело в том, что, например, заготовки я гну на даче сразу несколько штук и на это уходит целый день. Придание формы варгану может занять еще один день уже для одного единственного изделия. Изготовление и установка язычка тоже долгая история и занимает иногда целый день. Но это не самое сложное и долгое. Самым сложным и продолжительным этапом является тот, на котором приходится варган учить разговаривать и петь – настройка. На это может уйти несколько дней. То есть каждый инструмент отнимает около недели чистого времени от бесформенного металлического прутка до возгласа «готово!».
Получается, что в месяц, при условии полной загрузки и наличии заказов, я могу сделать не более 8-10 варганов.
Есть ли у вас музыкальное образование? Какая связь с музыкальным миром вообще? Какая музыка нравится?
Музыкального образования у меня нет. Еще два года назад такие выражения как контроктава, фа диез, до минор, негармоничный призвук для меня были чем-то из разряда инопланетной грамоты. Но ничего, со временем выучил, разобрался. Следом и слух разработался. Вообще-то слух – это такая вещь, которая есть у каждого, просто не все им пользуются (смеется). Я люблю работать под музыку. В основном это инструментальная музыка и древние восточные мотивы. Из исполнителей очень люблю – Карунеш, Жан Мишель Жар, Дидье Муруани, Рави Шанкар, Тінь Сонця.
Что испытывает человек, когда делает варган?
Еще на самой начальной стадии, когда режутся грубые заготовки и зажигается горн (который стоит у меня на даче), испытываю несколько противоречивых чувств – огромный прилив сил, энергии и радости, страх того, что – а вдруг инструмент не зазвучит (хотя все мои инструменты звучат), и огромная жажда услышать звук вновь родившегося варгана. Звук нового варгана – это как крик ребенка при рождении. Он приводит в трепет.
А на конечной стадии – когда упаковываю в футляр и смазываю аромамаслом – испытываю чувство облегчения и чувство благодарности к заказчику. Облегчения, потому что сам процесс требует огромного внимания, терпения и усидчивости, которое забирает всего меня без остатка и к концу процесса сил просто не остается.
Кто те люди, которые заказывают изготовление инструмента у вас?
Заказчик для меня – это, в первую очередь, Человек, а не банкомат. Да-да, как сказал классик «Человек с большой буквы». Заказчик – это тот человек, который обратился ко мне за помощью в изготовлении инструмента, который доверяет мне, который ожидает звукового чуда. И я делаю вот чудо. У меня все заказчики не типичные. Стараюсь, по мере свободного времени, поддерживать с ними личную дружескую связь и после выполнения заказа. Обычно мы становимся добрыми приятелями.
Заказы приходят по разным каналам, кто-то кому-то дал мои координаты, кто-то раздобыл мой номер телефона. В последнее время чаще всего меня находят через страничку в социальной сети, которая называется «Варган. Дримба. Аутентичний HANDMADE. Чернігів». Я ее специально не рекламирую. Как-то так получилось, что я вообще свои работы не рекламирую. Скорее они меня.
Как относятся к твоему творчеству родные и друзья?
Уже привыкли. Хотя сложно привыкнуть к тому, что твой дом превращается поочередно, то в сталелитейный завод, то в слесарную мастерскую, а потом еще и в консерваторию. Я со временем постарался все наладить и вынести самые грязные процессы за пределы дома. Зато теперь, когда мое увлечение начало приносить доход, близкие уже не возражают. Больше всех в свое время меня вдохновил мой кум. Он сказал, что у меня ничего не получится, ибо руки мои «не совсем правильно настроены». Но ему — огромная благодарность – он помог найти тиски.
Что вы считаете своим творческим достижением? Каким был самый первый и самый необычный заказчик?
Начну с заказчиков. Их география распределяется от Франции до Литвы, от западной Украины и до самой Сибири. Мои заказчики они все необычные…. Музыканты, массажисты, шаманы, маги, практикующие разные эзотерические практики. Каждый человек это как отдельный и неповторимый мир. Все разные. Но постепенно появились и постоянные заказчики. А вот первый проданный варган поехал в Коломыю, на родину гуцульских коломыек.
Самым большим творческим достижением считаю – позитивные отзывы о своих изделиях. Всегда несказанно радуюсь каждому доброму слову о своей работе. В своей работе я считаю себя учеником известного мастера варганов – Александра Свищева. Его слова одобрения для меня дороже любых призов и хвалебных речей.
Какие трудности вам приходится преодолевать? Что сложно достать, что сложно сделать? Что очень проблематично найти, но очень необходимо?
Самая большая трудность это работа над собой. Над своим характером, над спокойствием. Нельзя во время работы тратиться на негативные эмоции, это может испортить проделанный труд. Если уже сильно невмоготу и трудно с собой совладать, то я оставляю рабочее место, открываю форточку на балконе и сбрасываю накопившийся груз эмоций за пределы своего дома. Это очень помогает, но такая необходимость бывает крайне редко.
В самом начале, когда я только начинал, сложным было обзавестись пристойной бормашиной. Или очень дорого или совсем не то, что хотелось. Но ничего, обзавелся. И название у нее надежное — «ТИТАН». Неожиданностью стало то, что очень тяжело найти в Чернигове надфиля и напильник с бархатной насечкой. Большинство продавцов надфилей и слова такого не знают – бархатная насечка. Это самый мелкий вид насечки напильников, который возможен. Пока я нашел то, что отдаленно может заменить нужный напильник – я пересмотрел весь рынок, ассортимент каждого продавца, но нашел. Теперь боюсь, что в Чернигове такие напильники уже заканчиваются. Новые не завозят, а запасы советских не бесконечны. Придется переходить на немецкие и швейцарские инструменты, но они другие и придется перестраиваться. Но мне не впервой…
Анатолий Ярошенко
Оригинал статьи живет ЗДЕСЬ
Читать статью в формате PDF
ПОРТФОЛИО МАСТЕРА
Обзоры варганов Дениса Плеханова
Ссылки проверены и актуализированы на 17.11. 2016 г.
Назад к Списку Мастеров