Группа «Мастерская муз. инструментов Ивана Назарова»
Магазин мастера Vanya Varganya
Мастер, о котором пойдет речь, несмотря на молодость, довольно давно заслужил определённую репутацию в среде мастеров-изготовителей этнических инструментов. Уже в 2009 году, в 23-летнем возрасте он, наряду с широко известными ныне мастерами варгана, варганистами и исследователями из разных уголков страны, принял участие в I-й межрегиональной конференции «Возрождение русского варгана», проходившей в Москве.
Мастер варгана и многих других этнических инструментов Иван Владимирович Назаров родился на Вятке в г.Кирове 9 ноября 1986 года. Несмотря на специальность социолога, приобретенную на «Социально-гуманитарном факультете» Кировского института, занятия его изначально всегда, так или иначе, были связаны с музыкой – он работал звукооператором эфира на радио, концертным звукорежиссером, Djем. В 2010 году он дал Интервью корреспонденту Кировского городского информационного портала Kirovnet.ru в котором рассказал о своем творчестве.
Как признается мастер, «Легкий я на ногу, потому мастерская моя уже располагалась помимо родного города – Вятки и в Ленинградской области и в Апшеронске и на Алтае (всего 3 недели правда), сейчас (по состоянию на февраль 2017 года, — В.Б.) живу в горах над Геленджиком и намерен вернуться на Вятку уже этой весной». Мастер занимается изготовлением множества видов народных инструментов: духовых (флейты из бамбука, дерева, металла, жалейки, рожки, волынки), струнных (гусли) и, разумеется, варганов.
Вот, что рассказал нам мастер о своем творчестве:
Познакомился я с варганом в 2007 году, первый инструмент, который увидел и на котором попробовал играть – маультроммель Шварца. В противоположность многим мастерам и увлеченным варганистам, сразу варган меня не заинтересовал, вероятно дело было в качестве инструмента, точнее в его отсутствии. Только через год, увидев комузы Владимира Поткина и поиграв на них, я узнал, что варган может не только «пяу-пяу». Тогда же, знакомый, что годом раньше показал мне свой маультроммель, обратился за помощью: маультроммель сломался. Сломался совершенно типично, в колене язычка, случай был трудным, но прирастить колено обратно у меня получилось. Звук варгана стал сильно ниже и интереснее, что побудило меня на серию экспериментов с утяжелением и облегчением язычка, а затем и на изготовление первого моего варгана. Через месяц проб и ошибок, поиска информации, я набрел на блог Владимира Маркова и нашел там описание использования шплинта в качестве корпуса варгана. Вариант показался интересным и около года шплинты терпели все мои ухищрения. Позже, в процессе приобретения навыков, делал варганы из латунного прутка, квадрата, из стального квадрата, ковал, вырезал из листа, делал пластинчатые варганы из латуни, бамбука, дерева. В 2013 году изготовление варганов почти прекратил, потому что всерьез вдохновился другими инструментами. И вот, летом 2016 года опять начал делать варганы, наравне с флейтами, волынками и прочим.
Благодарю Владимира Маркова за его чудесный живой журнал, Николая Соболева и Сергея Королёва за уроки игры, конструктивную критику, а также за возможность посмотреть и подержать в руках множество варганов других мастеров. Виктора Исаева за доброту, Романа Склёмина за обмен опытом, и конечно же Михаила Масько: именно он вдохновил меня вновь заняться варганами, а также подсказал множество тонких моментов по улучшению качества моих изделий.
Еще огромное спасибо Николаю Николаевичу Бурцеву за его семинар в сентябре 2016 года, где он скрупулезно и со всеми подробностями рассказал о теоретических аспектах звучания хомуса и его конструктивных решениях. Вообще замечательно, что получился фестиваль варгана в сентябре 2016-го, живой обмен опытом с мастерами – это незаменимо и невероятно увлекательно, много услышал и увидел нового, получил обратную связь отличную. Итогами конкурса мастеров, который проводился тогда же, в сентябре прошлого года я доволен, мои варганы оценили достаточно высоко, при том, что модель была еще сыроватой.
Для меня варган, это в-первую очередь, разумеется, музыкальный инструмент. Этим его качеством не стоит пренебрегать, ведь музыка это не ноты и музыкальная школа и не навязчивый шлягер, звучащий на каждом углу. Это то, что льется прямо из нашей Души, помогая ее выразить, прозвучать, раскрыть ее крылья, устремиться на них, быть может, в иные миры и даже увлечь туда других людей. Я считаю, именно к этой музыке имеет отношение варган.
Сейчас модельный ряд моих варганов состоит из 2 моделей: Вереск и Кобольд. Названия пришли как-то сами собой, а вообще Верески преимущественно среднего тона и низкие, Кобольды чаще высокие. Корпус обеих моделей – нержавейка, форма корпуса впервые была мною реализована лет 6 назад, а в 2013 году я к ней вернулся. Сталь язычков пока не устоялась, зачастую меняю марки, ищу оптимальные варианты.
Ссылки проверены и актуализированы на 17.02. 2017 г.
Назад к Списку Мастеров