Варганы мастера этнических инструментов из Луганска Сергея Вертелецкого некоторое время назад присутствовали в Российских магазинах, однако сейчас их можно приобрести лишь с рук, ибо несколько лет назад Сергей принял решение приостановить свое творчество в этом направлении, скромно отметив, что «не готов давать своим варганам положительную оценку». Однако полагаем, что даже если Мастер не возобновит варгано-творчество, то им уже внесен определенный вклад в возрождение и популяризацию варгана, а инструменты его продолжают служить любителям варгана. Тем более что отзывы продавцов, да и владельцев его варганов вполне даже положительные. Так, например, в архивном уже описании варганов Сергея на сайте «Обертон-про», говорится буквально следующее: «Варган с массивной рамой и контрастно легким и мягким язычком изготовлен очень аккуратно по мотивам венгерских доромбов и обладает громким, в меру насыщенным звуком и высокой чувствительностью. Такая конструкция является одной из самых простых и подходящих для первых варганных шагов».
Другие этнические музыкальные инструменты Мастера и сейчас пользуются спросом, и продаются во многих магазинах России и Украины, например на популярном сайте Ta-musica.ru.
Сергей откликнулся на нашу просьбе и рассказал, с чего, собственно, все начиналось:
«Сейчас я уже не могу сказать достоверно, когда именно я впервые услышал игру на варгане. Но, со стопроцентной уверенностью могу сказать, что увидел «в живую» и впервые сыграл я на варгане собственного изготовления.
Первая попытка была предпринята лет в 20 от роду. В те времена у меня не было доступа к Интернет, поэтому более-менее «внятную» информацию об устройстве варгана, я получил из телевидения. Была какая-то передача о фолк-музыке, и в передаче участвовала фолк-группа, исполняющая «кантри». Музыкант рассказывал о варгане приблизительно так: «А это такая интересная штука, на которой играют ковбои. Состоит из рамки и пружинистого язычка, вибрирующего очень близко к рамке и издающего звук. Называется – варган».
Некоторое время я даже помнил название, но оно было настолько «новым» и ни на что не похожим словом, что я быстро позабыл название. Само собой, детально рассмотреть варган не удалось, но желание издавать «эти звуки» было сильным. Поэтому я принял решение сделать варган во что бы то ни стало. Были опрошены все родственники и знакомые, но они понятия не имели, как устроена «эта штука». Я взял пружину от будильника и (с верой в чудо) приступил к разгадке тайны варгана. Прикладывал кусок пружины к ножу, к столу, к ручке кресла, прижимал один конец своего первого язычка пальцем левой руки, а пальцем правой отгибал и прислушивался, как звучит. Слушал, прислонив ухо к столу. Чтобы возникло хоть какое-то подобие продолжительного звучания, я дугой согнул язычок. Заметил, что лучше звучит, если прижимать сильнее.
В общем, в итоге получился «варган», состоящий из овального кусочка деревянной линейки, на одном конце которого я прижал край дугообразного язычка, с помощью деталей от ученического циркуля. Всё это дело бралось в зубы (а после – просто прикладывалось к губам) и звучало. Но тихо. Слышно было, как я понял, только мне самому. Пытался как-то «усовершенствовать» эту конструкцию, выдвигая-задвигая язычок и изменяя кривизну дуги. В конце концов, я бросил эту затею.
Лет через десять я вновь обратил внимание на варган. В то время уже был доступный Интернет, и я (наконец-то) узнал, как варган устроен. Первой мыслью было: «купить». Но позже, когда я нашёл только одного продавца в Интернете, причем цена его варганов меня не устроила, я решил: «Попробую сделать сам».
Просмотрел ролик на Ютуб «Как сделать хомус», и устремился повторить то, что делал парень в этом ролике. Язычок – из линейки, рама – из проволоки 6 мм. С каждой новой попыткой зазоры уменьшались, рама становилась ровней и, вскоре, я сделал варган, который было слышно не только мне самому. Принёс эту штуку на работу. Там мой «хомус» произвёл сенсацию.
Других варганов я не видел и не слышал. Только фото, видео и звукозаписи в Интернет. Спустя только год, я впервые держал в руках варган Поткина.
Вышло так, что у меня не оказалось ни средств, ни возможностей (но мы-то знаем, что не оказалось должного стремления и упорства), чтобы соприкоснуться с варганами других мастеров, или посетить мастер-класс, или что-то в этом роде. В итоге — моё варганостроение пришло в упадок, и я решил прекратить эту деятельность».
Хотя и Мастер достаточно категорично говорит о своем решении, мы таки надеемся, что возможно он таки его пересмотрит, и когда-нибудь продолжит варгано-творчество уже на качественно новом уровне. Однако дабы его бесценный опыт уже сейчас мог быть использован начинающими варгано-строителями, Сергей дает им несколько советов:
-
- Общайтесь как можно больше с разными варганами, мастерами и исполнителями. В живую общайтесь. Слушать запись варгана, слушать варган рядом, и слушать варган у себя на зубах – это разные вещи. Любые варганы, как лучше ваших, так и худшие, нужно обязательно «щупать» руками и «пробовать» - на «вкус» и звук. Иначе – вы «замкнётесь в себе», ваше требование к качеству своего варгана деградирует до «звучит похоже, да и ладно».
-
- Варган, как и всякая вещь, обладает качеством. Доводите качество ваших варганов до самых лучших образцов варганостроения. Стремитесь к идеалу.
-
- Не гнушайтесь повторением чужого опыта. Любой информацией о материалах и технологиях – не гнушайтесь, если хотите достичь умения изготавливать качественный варган.
-
- Не пренебрегайте планированием. Воплотите замысел сначала – в чертеже, а после - пытайтесь реализовать чертёж «в металле». Руководствуйтесь научным методом. Все свои «эксперименты» и выводы – не храните «в памяти», но фиксируйте – записывайте, фотографируйте, снимайте на видео.
-
- Ищите нужные материалы и инструменты. Не довольствуйтесь «тем, что есть», если имеете возможность обзавестись чем-то лучшим.
-
Дружите с варганом и
Удачного вам варганостроения!
Ссылки проверены и актуализированы на 06.12. 2016 г.
Назад к Списку Мастеров