Немецкий виртуоз варгана Карл Ойленштайн рассказывает как он побывал у Английского короля Георга IV.
(из книги The Jew’s Harp: A Comprehensive Anthology by Leonard Fox стр 196.)
«Он положил мне на стол один фунт, визитную карточку и просил навестить его на следующий день в восемь утра. Это был Герцог Гордон.
Кто был счастливее меня сейчас! Не смотря на то, что я абсолютно не люблю Лондон, я думал, что варган может помочь мне утвердится в Гамбурге как учителю музыки, с другой стороны, было, трудно провалится, приехав в Лондон с такими надеждами и хорошей репутацией. Однако все поменялось сейчас, утром следующего дня я был в апартаментах герцога. Моя гитара, которую герцог просил принести, лежала на столе, несколькими минутами позже герцогиня вошла в комнату, и я был обязан начать играть. Сначала варган, затем гитара. После каждой пьесы мне задавали очень много вопросов, особенно меня спрашивали, как мне пришло в голову принести столь ничтожный инструмент, такой важной персоне. Герцогиня была вежливой леди, изысканная и чувственная, благотворительница бедным и несчастным. Герцог имел схожий характер, и каждый музыкант, имевший честь играть в их доме помнил доброжелательное участье их обоих. Герцог был мой спаситель в бедственном положении, мой благодетель и за исключением моего друга Штокхаузена никто не подарил мне столько счастья как Герцог и Герцогиня Гордон. Сейчас их нет в живых, и я их буду помнить их всегда. Герцог заплатил мне пять фунтов в то утро, в последующие три недели я играл в их доме пять раз и получал по три фунта каждый раз. Поскольку это происходило после обеда, меня всегда приглашали на десерт.
Высокие персоны, обедавшие у Герцога поняли, что я являюсь его особым протеже, это очень помогло мне, сейчас я имею возможность часто играть на небольших собраниях за хорошую плату.
Перед тем как покинуть Лондон Герцог представил меня генералу Сэру Эндрю Бернарду и просил особенно рекомендовать меня королю Георгу IV . После того, как я нанес три или четыре визита к генералу я получил уведомление, что король хочет услышать меня и назначает аудиенцию. Мы прибили в Виндзор на специальном поезде, где меня разместили в королевском отеле. Вечером за мной приехал королевский экипаж, поскольку король жил не в Виндзоре, а в вилле неподалеку. Покинув карету, я заплатил фунт стерлингов вместо шиллинга, которые я получил назад утром как сдачу. Никогда в жизни я не был таким напряженным и возбужденным. Это было мое особое желание сыграть королю Англии и сейчас оно воплощалось. В семь я оказался в королевской прихожей, но музыка начиналась только в десять. Сначала была увертюра Генделя, и громкий звук духовых инструментов заставил меня волноваться и думать о тихом звучании моего инструмента. Во время увертюры я осмотрел несколько раз зал но не заметил короля и увидел только принцессу Эстерхази, которая меня уже знала. Когда подошла моя очередь, король пожелал слушать меня в своей комнате, рядом с ним. Как только я сделал поклон, он заговорил со мной по-немецки и в середине первой пьесы он выкрикнул «Браво!», и так продолжалось на протяжении всего выступления. После первой пьесы, он снова заговорил со мной по-немецки и попросил переместиться поближе, чтобы он мог видеть мой метод удерживания варгана. Когда я играл вторую пьесу я стоял так близко к королю, что если бы варган выпал из моих рук он бы упал на ноги его величества. Когда я закончил, король снова заговорил со мной, взял в руки один из моих варганов и внимательно осмотрел со всех сторон».
Источник: