Я закрыл глаза. Невероятные ощущения заполнили меня сверху донизу. Тело было в шоке. Оно никогда не знало таких вибраций. Его никогда не сотрясали вибрации такой частоты. Ум судорожно пытался дать хоть какое-то определение, наименование этому состоянию, но не смог и заткнулся. Разные мысли, чувства куда-то начали отходить, отдаляться, стали казаться ненужными, глупыми, неуместными, смешными. Остались ощущения. Осталась пустота, которую сотрясали вибрации. Но ведь это нонсенс — сотрясание пустоты. Это именно были вибрации, а не музыка. Но они были настолько гармоничными, эти вибрации, что не требовали соблюдения никаких музыкальных законов. Да и думать о них просто не моглось. Гармония вибраций стала музыкой, а музыка — гармонией вибраций… Я открыл глаза и всё вспомнил, кто я, где я, чего мне вообще здесь надо. Я уже третью неделю стоял у метро «Василеостровская» на 6-ой линии и играл (или вибрировал) на варгане, хомусе, или как его там ещё называют. Время от времени кто-то их покупает, очарованный неземным звуком, кто-то интересуется названием и делится воспоминаниями, впечатлениями, своими познаниями об этом инструменте, да и просто хочет поговорить о чём-нибудь, кроме ежедневной рутины повседневных мыслей, тем более такая интересная тема стоит прямо на пути к дому. Большинство проходит мимо, заулыбавшись на мгновение по-детски, услышав звуки варгана, вспомнив что-то светлое, вновь погружаясь в пучины глубокого внутреннего диалога с собой любимым, не в силах держать внимание на необычном объекте. Жизнь помогает вернуть всё и вернуться самому на круге своя. Аминь! Некоторые люди считают, что весь мир состоит из вибраций различной частоты. Это не утюг вовсе, а просто вибрации, настроенные на определённую частоту. Воздух совсем не воздух, а тоже всего лишь вибрация, только другая. И так со всеми предметами, людьми, мыслями, даже событиями. В общем, нет никакого мира, есть только целая куча вибраций. Говорят, даже в науке наконец-то до этого додумались, но точно сказать не могу. И если мы изменяем свои вибрации на другую частоту, то превращаемся (трансформируемся) в другой предмет, или посещаем другие миры. В этом и состоит суть знаменитых «шаманских путешествий», а варган — это ключ к ним. Но это так, лирическое отступление. Варган — один из древнейших музыкальных интрументов, который до сих пор не утратил свою привлекательность ни в этнической, ни в классической, ни в рок, ни в поп-музыке. Хотя практически, нигде не появляется на первом плане, кроме как у народов Урала, Зауралья и дальше на Восток. Скорее всего, поэтому и появился стереотип о том, что это сидит чукча зимой в чуме, когда ему делать нечего, и трендит на этой железной или костяной беде, которую себе в рот засунул сдуру. Но это ещё не самый худший штамп в голове обывателя, но об этом лучше в другой раз…
Изобретённый в Европе около 5000 лет назад, варган стал очень распространённым во всём мире, невероятно популярным и в музыкальном плане, и в эзотерическом, и в оздоровительном, как это ни странно, тоже. Говорят, что и Пётр Алексеевич любил на нём поиграть в свободное от царствования время, при чём очень прилично. А Авраам Линкольн вообще был первоклассным мастером владения этим инструментом и играл такие интересные вещи на варгане, что дамы, приближённые к искусству, от счастья теряли сознание и оказывались в жарких объятиях будущего президента. Так что в Америке тоже не так всё просто, не только чипсы и кола. Ну, о шаманских аспектах лучше вообще не говорить, чтобы потом не было вопросов и претензий от благодарных читателей. У нас есть в городе куча эзотерических магазинов, где есть много грамотных продавцов, которые подробно объяснят, как максимально быстро и безболезненно превратиться при помощи сего инструмента в утюг, жабу какую, или в Будду. Там же находятся и инструменты, кстати, довольно приличные и по приличным (по нынешним временам) ценам. Хотя это тоже вопрос спорный. Одним и полтинника жалко за гнутый гвоздь, а другие готовы полстраны объездить и отдать любые деньги, чтобы чуть-чуть приблизиться к разгадке этого странного предмета. У нас в городе варганы (это русское название инструмента) представлены следующим модельным рядом: тувинские, алтайские и австрийские. Сразу скажу: «Произошло чудо, люди!», наконец-то Запад в жопе. Редкий случай на фоне общей экспансии западных товаров на Восток. Фирма Schwarc зря выписывала к себе знаменитых якутских мастеров, училась у них, на варганах (ихних гамбордах) это командировка никак не отразилась, судя по продукции. Ну, и слава Богу. После нескольких неудачных проб игры (выпускания вибраций) я распрощался с ними, опасаясь за своё здоровье. Не хочется говорить про хромирование или никелирование их гамборд, но надо предупредить, что через неделю — месяц весь хром или никель плавно переходит в организм будущих музыкальных виртуозов и покорителей неизведанных миров. Есть, правда, плюс: дешёвые. Но имеет смысл подумать…
Тувинские представители славного братства язычковых, находящиеся на продажах в нашем городе, не совсем тувинские (сделаны в Москве), но вполне серьёзный инструмент. При всей простоте формы звук очень приятный, мощный, крупный. Более точных эпитетов не буду подбирать, надо просто пробовать. При помощи этих варганов вибрации равномерно распространяются по туловищу и голове, создавая у играющих некоторое волнение, когда они понимают, что привычные мысли куда-то исчезли, а остались только неописуемые ощущения. От этого взрослые люди начинают волноваться, напрягаться, хихикать по-дурацки и вести себя более, чем странно. В общем, на время оживают. Так что этот тип варганов очень хорошо подходит для любителей погашения внутреннего диалога. Правда, находятся такие специалисты, которые умудряются болтать и во время вибрирования (игры).Более серьёзная модель — это так называемые тувинские «кованые» варганы. Конечно, при внимательном рассмотрениии можно увидеть следы фрезерного станка, но хочется верить, что по нему прошёлся не раз молот тувинского Левши. Звук вполне приличный, хорошо рассыпается прямо во рту, искрится и волнует вибрирующую с ним на одной частоте душу. Приятная наскальная живопись, в которых многие находят для себя знаки судьбы, очень хорошо нанесена по всему корпусу…
После четырёх обычно начинался поток людей, возвращающихся с заводов и фабрик, которые в изобилии находятся на Васильевском. Основная масса шла к метро по 6-ой линии благо, что линия была на вечном ремонте, и автолюбителей находилось на ней достаточно немного. Здесь также развернула своё посиневшее от холода и пьянства лицо барахолка, торгующая предметами морально устаревшими и предметами вообще непонятного предназначения. Торговля шла ни шатко, ни валко, но отсутствие вблизи таких же альтернативных рынков не давало ей умереть совсем. Да и продавцам деваться тоже было некуда.
«Чего ж я, дурак, летом-то не торговал, сейчас уж холодает» — поругивал я себя, думая о том, что летом и торговля лучше и продажи повыше, и туристов побольше, ну и приятнее, в конце концов. Но осень была на редкость тёплой, и как я не бился, если реально смотреть, ругаться было не на что. Но как только подносился варган к зубам, эти мысли больше меня не беспокоили. Я становился ощущением вибрации, и на какое-то время меня ничего не беспокоило больше…. Больше всего я чувствую предрасположенность к горноалтайской продукции. Есть индивидумы, поругивающие язычки горноалтайских варганов за слабость и непрочность, но мне кажется, что это больше проблема играющего, его неумение правильно использовать свою силу. Обычно первые месяцы игры на варганах со стороны напоминают человека, у которого застряла крупная рыбная кость в верхней части гортани. Судорожно пытаясь её достать, он использует металическое приспособление, издаёт какие-то звуки, жутко напрягается, рот бантиком. Лучше увидеть, зрелище не из самых приятных, но смешное, особенно, для тех, кто этот этап уже прошёл. Новичок соответственно в таком состоянии пытается выдать звук погромче, и делает это за счёт увеличения взмаха играющей руки. Получается примерно как если молотком со всего размаху по клавиатуре компьютера бить, набирая нужный текст. Язычок ломается довольно быстро при такой игре. Поэтому к алтайским инструментом надо подходить с некоторыми навыками, всё-таки игрушка недешёвая. Для продвинутых. Звук достаточно высокий, призывающий задуматься о преимуществе горного путешествия с шаманами, волками, шабашами, духами перед тупым валянием на золотых песках в бархатный сезон, где-то в районе Римини. Сразу понимаешь, что Восток — дело не только тонкое, но и требующее высокой духовной организации, а потому для массового потребителя остающееся недоступным. Короче, совет такой: переходите к алтайским хомусам по возрастающей. Всё-таки тренироваться нужно на более дешёвых (но не худших), по крайней мере, не так обидно, если сломается, желание пропадёт, или времени не будет. Всё может случиться.Очень хорошая ручная отделка чехлов из кожи и дерева даёт тебе понимание, что у тебя он единственный в своем роде, и на этот раз удалось сбежать с конвейера, производящего товары массового потребления. Что и говорить, когда и в тувинских (пусть даже их делают в Москве), и в алтайских чувствуется, что вкладывается душа, дух этого мастера. В старину говорили, что варган обладает душой, надо только уметь её раскрыть. Каждый играющий вкладывает в него своё дыхание, свой дух, давая шанс варгану ожить, и тогда он отвечает, направляет, лечит, заставляет по-другому видеть мир. Вдруг приходит понимание, что ты не какой-то социальный элемент в виде Маши, Пети, Гриши и так далее, а ты всего лишь вибрация, которая пытается сама себя описать. И всё вокруг тоже ни больше, чем вибрирующая пустота, пытающаяся сама себе доказать, что нечто большее, чем она есть, и поэтому дающая сама себе разные названия…. Последнее время я всё реже выходил играть на 6-ую линию, а при очередном выходе старался побольше думать во время игры, подальше от таких непереносимых открытий, и постоянно находил причины, чтобы пораньше закончить и уйти. Хотя были дни, когда торговля шла нормально, но даже денежный поток не радовал и всё равно пытался убежать. Хотелось взять ящик водки, запереться в квартире на неделю, а потом жить нормальной жизнью, и никогда не вспоминать об этих пугающих открытиях, хотя это тоже всего лишь вибрациИиИиИиИиИиИи.
«Чего ж я, дурак, летом-то не торговал, сейчас уж холодает» — поругивал я себя, думая о том, что летом и торговля лучше и продажи повыше, и туристов побольше, ну и приятнее, в конце концов. Но осень была на редкость тёплой, и как я не бился, если реально смотреть, ругаться было не на что. Но как только подносился варган к зубам, эти мысли больше меня не беспокоили. Я становился ощущением вибрации, и на какое-то время меня ничего не беспокоило больше…. Больше всего я чувствую предрасположенность к горноалтайской продукции. Есть индивидумы, поругивающие язычки горноалтайских варганов за слабость и непрочность, но мне кажется, что это больше проблема играющего, его неумение правильно использовать свою силу. Обычно первые месяцы игры на варганах со стороны напоминают человека, у которого застряла крупная рыбная кость в верхней части гортани. Судорожно пытаясь её достать, он использует металическое приспособление, издаёт какие-то звуки, жутко напрягается, рот бантиком. Лучше увидеть, зрелище не из самых приятных, но смешное, особенно, для тех, кто этот этап уже прошёл. Новичок соответственно в таком состоянии пытается выдать звук погромче, и делает это за счёт увеличения взмаха играющей руки. Получается примерно как если молотком со всего размаху по клавиатуре компьютера бить, набирая нужный текст. Язычок ломается довольно быстро при такой игре. Поэтому к алтайским инструментом надо подходить с некоторыми навыками, всё-таки игрушка недешёвая. Для продвинутых. Звук достаточно высокий, призывающий задуматься о преимуществе горного путешествия с шаманами, волками, шабашами, духами перед тупым валянием на золотых песках в бархатный сезон, где-то в районе Римини. Сразу понимаешь, что Восток — дело не только тонкое, но и требующее высокой духовной организации, а потому для массового потребителя остающееся недоступным. Короче, совет такой: переходите к алтайским хомусам по возрастающей. Всё-таки тренироваться нужно на более дешёвых (но не худших), по крайней мере, не так обидно, если сломается, желание пропадёт, или времени не будет. Всё может случиться.Очень хорошая ручная отделка чехлов из кожи и дерева даёт тебе понимание, что у тебя он единственный в своем роде, и на этот раз удалось сбежать с конвейера, производящего товары массового потребления. Что и говорить, когда и в тувинских (пусть даже их делают в Москве), и в алтайских чувствуется, что вкладывается душа, дух этого мастера. В старину говорили, что варган обладает душой, надо только уметь её раскрыть. Каждый играющий вкладывает в него своё дыхание, свой дух, давая шанс варгану ожить, и тогда он отвечает, направляет, лечит, заставляет по-другому видеть мир. Вдруг приходит понимание, что ты не какой-то социальный элемент в виде Маши, Пети, Гриши и так далее, а ты всего лишь вибрация, которая пытается сама себя описать. И всё вокруг тоже ни больше, чем вибрирующая пустота, пытающаяся сама себе доказать, что нечто большее, чем она есть, и поэтому дающая сама себе разные названия…. Последнее время я всё реже выходил играть на 6-ую линию, а при очередном выходе старался побольше думать во время игры, подальше от таких непереносимых открытий, и постоянно находил причины, чтобы пораньше закончить и уйти. Хотя были дни, когда торговля шла нормально, но даже денежный поток не радовал и всё равно пытался убежать. Хотелось взять ящик водки, запереться в квартире на неделю, а потом жить нормальной жизнью, и никогда не вспоминать об этих пугающих открытиях, хотя это тоже всего лишь вибрациИиИиИиИиИиИи.