Чоронкин Эр Соготох
Предоставлено автором
Мысли вслух о хомусе (варгане)
Интересный и вместе с тем загадочный инструмент – хомус (варган). Казалось бы у него всего 1 струна – его язычок. А возможности настолько широкие, что осваивать его можно всю жизнь. И многие хомусисты это подтвердят. Строение хомуса архетипическое. Кольцо его корпуса – небесное Лоно, Лоно Афродиты Урании или яйцо из которого рождается звук. Поскольку оно разомкнуто – вскрытое яйцо. Язычок в виде буквы «Г» – если его заставить двигаться – появляется движение – ГУ. Варган – Чаша выплескивающая звуком ГУ благодать на слушателей.
Как я знакомился с хомусом? Взял его с собой на прогулку положив в карман рубашки. Поближе к сердцу. Пока гулял – происходило знакомство и сочетание, узнавание друг друга. Надо глубоко понять и осознать природу этого маленького музыкального инструмента. Его происхождение. Хомус проявленный архетип, который запечатлён в его строении. В его архитектонике. Предельно простой и в то же время глубокой! Как у человека есть дух, душа и тело, так же у хомуса – дух, душа и тело. Дух хомуса подаётся от мастера, который его изготавливает. Но он не статичен. Он меняется от исполнителя. Человек, который играет на нём, тоже наделяет его своим духом. Основа, заложенная мастером, будет себя проявлять. Важна концепция во время изготовления и концепция во время исполнения хомусных (варганных) импровизаций.
Чтобы исполнителю с помощью хомуса рождать звук, надо знать, как он рождается. Все архетипические музыкальные инструменты основаны на принципе рождения первозвука ГУ (об этом я уже говорил в предыдущих статьях). Душа хомуса – его жизнь. Он живёт не только когда на нём играют. Он живёт постоянно. Он звучит безмолвно, даже когда просто лежит в футляре. (Например белые шаманы считали, что вообще каждый предмет звучит, а тем более музыкальный инструмент). Ну, а тело хомуса – тот материал, из которого он изготовлен. Материал тоже наделяет хомус определенными качествами. Зная свойства разных материалов можно изготовить такой хомус какой нужно.
Одна из тайн – откуда черпать силу, чтобы передать её в хомусной импровизации следующая: (меня этому учил известный алтайский сказитель Ногон Шумаров из г.Горно – Алтайска, республика Алтай) когда бываешь на Природе надо вдыхать силу реки, луга, леса, цветов, трав и т.д. Она накапливается в духовном сосуде (есть такой сосуд у человека – его духовное сердце). Во время игры на хомусе эта сила (тонкая субстанция реки например, невидимая глазом) передаётся вибрациями хомуса от исполнителя к слушателю. И образ который видит музыкант во время игры тоже передаётся слушателям. Так что слушатели видят образы того о чём вещает хомусная (варганная) композиция – импровизация.
Вибрация хомуса как несущая волна (само слово несущая говорит о многом). Что она несёт? Она несёт до сердца слушателей (зрителей), участников варганного концерта, мысли хомусиста, состояние его сердца, мир в котором живёт хомусист. Его видение, мировоззрение, миросозерцание, миропонимание. Само его дыхание, биение сердца, спектры бытия. Через варганную волну (назовём её так) от сердца к сердцу перетекает то, что нужно. Хомусист (варганист) собственно не играет на хомусе (Варгане), он говорит! Говорит сердцем!
Как, например, передать мир бабочки, её жизнь, её суть? Хомусист сам становится бабочкой и проживая её жизнь на сцене, во время исполнения, передаёт это с помощью хомуса слушателю. Это называется войти в образное мышление, мировосприятие на несколько порядков выше обычного мысленного процесса. Если хомусист владеет этим ключом – слушатели будут не только слышать звуки хомуса, но и видеть то, что хомус говорит!
Ещё скажу о внешнем виде хомуса. Он напоминает ключ. Посмотрите на него. Ведь это так! Ключ для чего? Ключ, открывающий врата всей вселенной. Варган (хомус) это «трансформатор», который трансформирует язык универсума в понятный человеку вид, и открывает его слушателям.
Свой любимый хомус Чемчоева я заказал в якутском интернет – магазине. Перед тем как заказать его я позвонил менеджеру. Она принесла хомус и начала играть на нём в телефон. Его густой звук, сразу уколол сердце. Значит это мой инструмент. Во время звонка сходила большая благодать и ощущалась сфера Якутии. После звонка стал просить якутских белых Божеств: Белого Юрюнг Аар Тойона – Отца Небесного и его Супругу Адьынгу Сиэр Хотун – Мать Небесную, якутских сказителей, богатырей, белых старцев – шаманов, якутский Грааль (Чорон называется), чтобы донесли хомус до меня и ввели в сферу его музыки, мистики, вибраций, в сферу сказителей народного эпоса Олонхо.
Посылка дошла. Хомус целый и невредимый дошёл до меня. Он сразу начал говорить в духе о Якутии (древней земле Олонхо). Сходила благодать от божеств и старцев – сказителей. Сам вид хомуса окормлял и передавал сферу и мир мастера изготовившего его.
Первое знакомство потрясло. Можно сказать любовь с первого взгляда. Он сразу вошёл в сердце и стал его инструментом. Посвящаю его Афродите Урании, Сибирской Золотой Бабе, Сибирскому Золотому Деду, якутским Божествам – Юрюнг Аар Тойону и Адьынге Сиэр Хотун, якутскому Граалю – Чорону. Помогайте мне выражать небесно – земные, морские, речные, горные и горние, Природные сферы, их вибрации, квинтэссенции, музыку, голоса существ их населяющих.
Что остаётся от людей, животных, птиц, растений и т.д. по уходу их с земли? Остаются мощевые частицы, солнечные пылинки (несущие их квинтэссенции) и голоса, которые звучат безмолвно в шелесте листвы, в звуке ветра и его порывах, в журчании ручья, во всём. Они разлиты в Природе и говорят с нами непрестанно. Эти голоса и озвучивает хомус.
01.08.16 г.
© Эр Соготох Чоронкин
Назад на "Статьи"