Тадагава Лео. О японских варганах тысячелетней давности

Тадагава Лео. О японских варганах тысячелетней давности. // Журнал «ХОМУС», № 1, 1991  с. 24-35

  1. Детали археологических раскопок.

21 октября 1989 года в городе Омия префектуры Сайтама на археологической площадке под названием «остатки углубления из-под жилища № 4 синтоистского храма Хикава был обнаружен железный предмет, в котором впоследствии признали варган. В начале предположили, что это несколько железных наконечников копья, соединенных вместе[1]. Предмет был найден в северо-западном углу в наклонном положении кольцевой частью вниз и двумя ручками вверх[2]. По типу и строению глиняных изделий, найденных вместе, определен возраст предмета — первая половина 10 века, эпоха Хэйан. когда столицей Японии был город Киото.

Второй подобный железный предмет обнаружен в одной из ям остатков «многостолбового сооружения №2“, расположенного в менее 10 метрах севернее от места раскопок первого железного предмета. К сожалению, детали обнаружения неизвестны кроме факта, что он найден в одной из четырех ям с северной стороны (всего ям 16)[3]. Предположительно, предмет был закопан в яму столба, извлеченного по каким-то причинам, в первой половине 10-го века, что можно объяснить следующими фактами[4]: 1. из-под пола данного сооружения найдена монета енги-цухо — одна из династических монет, изготовленных в 907 году, и которая была закопана, „возможно, в дар духу земли»[5]; 2. судя по ямам, сооружение дважды разрушалось приблизительно в первой половине 10-го века.

С 1884 года восточные реликты храма Хикава входят в территорию парка Омия, но до этого они принадлежали храму Хикава, самому крупному в районе Мусаси (нынешний Канто, включающий 6 префектур и город Токио). Именно к синтоистскому храму Хикава восходит название города Омия, что означает „большой храм». Расстояние от храма до центра археологических раскопок небольшое, около 250 метров к востоку-северовостоку. Таким образом, синтоистский храм Хикава является одним из важных компонентов в рассмотрении археологических находок.

Раскопки проводились Комитетом по исследованию реликтов Омия с сентября 1989 г. по март 1993 г., за которыми последовало расширение бейсбольной площадки е парке[6].

Были сделаны рентгеновские снимки обоих найденных железных предметов. Оказалось, их форма, размеры и строение очень сходны: рама состоит из округленной части и двух ручек, а также из тонкой пластинки, расположенной между ручками[7].

Проверили вероятность того, что находки — пара железных ножниц или ключи, но рентгеновские снимки показали совершенно другое строение. Точка зрения, что это несколько железных наконечников копья или гвозди, соединенные друг с другом, была отвергнута по следующей причине: «почти невозможно найти два одинаковых предмета, сделанных случайно[8]. Это очень большая удача, что оба предмета найдены недалеко друг от друга. Другими словами можно сказать, что два предмета были изготовлены схожими по форме, размеру и структуре преднамеренно, а не случайно.

Позже бывший профессор Университета Чуо Инао Тентаро. занимающийся исследованием ключей н замков, указал, что найденные предметы являются варганами коукин и об этом музыкальном инструменте упомянуто в главе об играх энциклопедии «Кодзируйэн», завершенной в 1914 году. Бывший профессор   Университета Радиовещания Сибата Минао, композитор и один из первых сторонников музыкальной археологии, рассмотрев реликты, оценил их как варганы[9]. Однако, по признанию Сибата, у нет полной уверенности, а только осторожное предположение считать их варганами. Если даже они варганы, остается сомнение насчет реальности их тысячелетнего возраста[10].

Тем не менее, с 19 по 20 мая 1991 года газеты и телевидение проинформировали общественность об обнаружении «варганов эпохи Хэйан»[11]. В некоторых сообщениях содержались дополнительные определения типа «старейшие в мире», которые, по моему мнению, не проверены и получены из неизвестного источника [например, „Сайтами Синбун» (на яп. яз.) от 19 марта 1991 г.].

Узнав о находках из этих сообщений, исследователь доисторической технографии Сэкинэ Хидэки и я побывали в Управлении образования Омия[12]. Мы увидели два железных предмета, размеры которых показались мне довольно большими для варгана (12,8 см. и 12.4 см.), они были покрыты тысячелетней ржавчиной, но на одном месте, видимо, недавно отломленном, виднелся цвет чистого железа. Язычки обоих инструментов были без кончиков.

В 1992 году предпринят ряд шагов по сохранению инструментов[13]. Сломанный и прилепившийся конец ручки инструмента № 1 был отреставрирован с использованием пластика. Процесс чередования процедур удаления ржавчины, соли и накладывания пластика занял около 8 месяцев. Во время этого процесса тот открытый срез, на котором виднелся цвет железа, был соединен и закрыт, к сожалению, без всяких исследований и фотографирований.

Детальное исследование самих инструментов, включая определение возраста, до сих пор не предпринято.

2. Форма и строение

Варган — это музыкальный инструмент, на котором играют по всей Евразии и Меланезии. Первый тип инструмента, сделанный из бамбука, дерева и кости, распространен в Юго-Восточной Азии н во многих других местах Азии, а также и Меланезии. Язычок инструмента вибрирует при ударе по корпусу или при подергивании шнурка. Второй же тип варгана, инструменты из Омия принадлежат этому типу, в основном изготовляется из металла и распространен в Южной, Северной и Центральной Азии, а также в Европе. Ручки инструмента данного типа прикладываются к слегка нрии гкрьп ым зубам, иногда придерживаются между зубами, и, ударяя кончик язычка, извлекаются звуки[14]. Второй тип варгана, встречающийся в Северной и Южной Америке, а также в некоторых частях Африки, был завезен туда европейцами, возможно при их миграции[15]. Коренные жители Северной и Южной Америки, народы древнейших пластов Севера Азии (например, юкагиры) первоначально вообще не имели варганов и этот факт, на мои взгляд, является большой зацепкой для изучения появления и распространения инструмента.

Путеводной нитью в признании и предположении, что найденные в Омия железные предметы действительно являются варганами.и для ответа на вопрос – с какой целью они использовались, должны быть варганы тех народов, которые имеют их как живую традицию в настоящее время и которые имели их когда-то в прошлом. Естественнее полагать, что данный инструмент начал распространятся с одного  места, чем возник в одно и то же время в разных местах. Везде инструмент имеет одинаковое своеобразное строение, принципы звукоизвлечения и специальные способы  использования ротовой полости исполнителя в виде резонатора, а также общий культурный фон  у многих народов.

Основанием моего мнения, возникшего сразу же при виде находок, что это варганы, послужили позиционные отношения двух ручек корпуса и пластинки между ними. Срез выглядит таким образом <> — <>, их отношения, в особенности тот факт, что острые углы ручек, и пластинка направлены друг на друга с очень узкой прорезью (>-<), являются важнейшими характерными чертами металлического варгана. Если бы их отношения были представлены срезом [] – [], была бы высока вероятность того, что это не варганы. Если бы мастера, изготовившие данные предметы, нуждались в чем-то с двумя ручками и пластинкой между ними, было бы намного легче изготовить второй вариант, чем первый, особенно при сгибе корпуса. Но фактически имея первый вариант, необходимо суметь прочесть его цель.

Цель, скорее всего, в том, чтобы сделать прорезь между рамкой и язычком как можно уже, что является одним из самых важных элементов для извлечения качественного, громкого звука из варгана. У варгана источником звука, резонируемого ротовой полостью, является вибрация не самой пластинки, а воздушных полос между корпусом и язычком. Этим же объясняется и то, что неумело изготовленные варганы с широкими прорезями не издают хороший звук. В мире существует множество идей, как делать эти прорези узкими. Говоря об источнике звука варгана, я должен указать на свое несогласие с таксономией музыкальных инструментов, предложенной исследователями Закс и Хорибостел, в которой варган относится к идиофонам. На мой взгляд, варган является щипковым аэрофоном, близким свободным язычковым инструментам, таким как шенг[16].

Хотя все вышесказанное подтверждает мнение, что найденные в Омия предметы являются варганами, остается проблема, связанная с их большим размером. Длина корпуса (не включая длину хвоста — удлинения язычка) металлического варгана обычно колеблется в пределах от 3.5 см. (например, инструмент народа па лоун из Северного Таиланда) до 10 см. (хомус народа саха из Восточной Сибири), но очень редки инструменты больше 12 см. Когда я затронул эту проблему в своем докладе на 2-м Международном конгрессе варгана, проходившем в г.Якутске в 1991 г., Джон Райт, музыкант и один из составителей каталога варгана Музея Человека в Париже, указал мне, что в коллекции знаменитого музея имеется инструмент нивхов (бывших гиляков) из Сахалина, длина которого достигает 13,7 см.[17], но своей форме он очень похож на варган № 2 из храма Хикава. Кроме этого, как мне сказали, есть еще один нивхский инструмент такой же формы, но чуть меньше размером в Южно- Сахалинском краеведческом музее. Таким образом, утверждение, что обнаруженные в Омия предметы не могут являться варганами из-за своего большого размера, не состоятельно.

Другой важный момент в определении находок как варганов касается материала пластинок (язычков), сделаны ли они из стали (или из какого-либо другого упругого материала). Судя по тому, что кончики язычков обоих инструментов были отломлены и потеряны, по-моему, они изготовлены из стали, известной своей упругостью, в то же время твердостью и хрупкостью. В любом случае необходимо подождать <результатов> исследований материала.

Существуют и другие факты, подтверждающие предположение о варганах: Варган № 2, похожий на нивхский, также походит на «кутибава» из Цурагу (сейчас это часть префектуры Аомори), описанный Такизава Бикан и другими в 8-м томе «Танкиманроку» (1824 г.) в период Эдо (1600-1867). Информацию и несколько иллюстрации можно найти в литературе, указанной в «Кодзчруйэн» под оглавлением «Коукин». Судя по этой литературе, на северных окраинах Японии существовали культуры с железным варганом, такие как Осю (включала нынешние префектуры Фукусима, Мияги. Иватэ и Аомори). Цугару и Этиго (префектура Ниигата), а также на юге — Сацума (префектура Кагосима) и Нагасаки. В городе Эдо (нынешний Токио) в 1824-1825 гг. был большой бум железного варгана, который назывался «биябон», «бивабон» или „кутибива». Затем инструмент был запрещен правящим сигунатом[18]. Однако, связь между варганами периодов Эдо и Хэнан остается нераскрытой, т.к. нет ни документальных, ни предметных подтверждений.

Говоря о варганах эпохи Эдо, как мне кажется, северные варианты могут иметь связь с инструментами народов Сахалина, Амурской области и Восточной Сибири через айнов из Хоккайдо. А южные варианты связаны с европейскими, юго­-восточноазиатскими и китайскими инструментами через Нагасаки, являвшимся одним из официальных «окон заграницу», когда Япония была закрытой. Инструменты этого периода можно было увидеть вплоть до эпохи Мэйдзи (1868 — 1912 гг.) у ночных торговцев во время фестивалей и т.д., хотя инструмент уже был в запрете. Также имеются энциклопедии и книги по музыке первых лет эпохи Сёва (1926 — 1989 гг.), в которых муккури, бамбуковый варган айнов, объясняется как «аналогичный биябону в нашей стране». Тем самым, очевидно, что было время, когда каждый знал что такое биябон. Но за последние 60 — 70 лет этот инструмент полностью забыт и более того, не найден ни один экземпляр.

Давайте вернемся к рассмотрению формы варганов из Омия. На первый взгляд кажется, что варганы разных народов одинаковы, но, если рассмотреть более подробно, в разных регионах у разных  народов разные по форме инструменты. Например, варганы из Омия не имеют хвоста — удлинения язычка, характерного для инструментов Индии, Пакистана и Афганистана. Таким образом, можно утверждать, что они не очень тесно связаны.

По гребню корпуса, который появляется при использовании материала не в плоском виде ( [] ), а при повороте его на 45 градусов ( <> ), инструменты из Омия отличаются от варганов тюркских народов. У раскопанных инструментов гребень проходит через весь корпус в то время, как у тюркских он исчезает в кольцевой части корпуса. Такое различие – результат использования различных приемов изготовления: 1) вначале изготавливают четырехгранную удлинённую заготовку, потом уже придают ей нужную форму корпуса; 2) вначале делают корпус из круглого стержня и только после этого выпиливают внутренние углы корпуса.

Возможно язычки варганов из Омия были вставлены в паз в кольце и прикреплены сжатием краев паза.

У обоих инструментов корпус, утолщенный в кольцевой части суживается к кончикам щек. Но надо указать, что корпус варгана № 2 сильно не меняет свою толщину по сравнению с корпусом варгана № 1. Данное различие наряду с другими, таким как размер, форма, придают каждому инструменту неповторимость и своеобразность.

В общем оба инструмента имеют много схожего с инструментами малочисленных народов Амурской области и Сахалина, говорящих на тунгусских и палеазиатских языках.

Здесь необходимо обратить внимание на угол изгиба кончика язычка варгана. Хотя у большинства металлических варганов изгиб угла прямой, т.е. 90 градусов, язычки инструментов Амурской области и Сахалина изогнуты под тупым углом или же слегка приподняты. К большому сожалению, невозможно узнать угол сгиба у варгана из Омия. Если бы только археологи сразу же после обнаружения признали в реликтах варганы, был бы еще шанс попытаться найти кончики язычков, которые должны были быть где-то поблизости…

  1. Изготовление.

Во время раскопок около варганов было найдено множество объектов, связанных с кузнечным ремеслом, в том числе шлаки, характерные для изготовления железа, и часть кузнечных мехов. Тем самым, инструменты, возможно, были сделаны в Омия, т.е. люди, жившие там, знали как изготовить металлический варган с хорошим звуком. Как и каким образом появилась в Омия мысль изготовить варган?

«Сейчас у людей есть инструменты пшейехуанг» писал Чен Янг в книге о музыке «Юех-шу». Чен Янг был ученым династии Сунг (960-1279), известным после 1094 года. Китайский иероглиф «хуанг» соответствует варгану[19] и его пер воначальное значение, как показывает частица  — варган, сделанный из бамбука. Иероглиф тиейехуанг (железо-лист-варган) ясно показывает, что металлический варган появился в Китае позже бамбукового. Данное упоминание является очевидным свидетельством бытования металлического варгана в Восточной Азии того времени и указывает на возможную связь с инструментами из Омия[20].

Кроме этого мы не должны забывать тесные отношения Японии с тунгусским царством Бохай (713-927) в VIII и X веках, а также с айнами и эмиси, живущими в Канто и Тохоку.

Найденные в Оммия варганы сделаны из железа. С древних времен люди, связанные с изготовлением железа, пользовались особым уважением, а иногда и отстранялись из-за того, что соплеменники боялись их странной силы. У саха, тюркоязычного народа в Восточной Сибири, кузнецы, мастерившие «жизненно необходимые вещи», такие как ножи, кремни и варганы, пользовались огромным уважением как люди, обладающие равной шаманам силой. Не были ли варганы из Омия связаны с такой силой?

  1. Игра.

Ясно, что на варганах из Омия играли не ради детской забавы как было в эпоху Эдо. Это вытекает из значения железа, в те давние времена оно всегда было связано с властью и никто даже помыслить не мог об изготовлении из него игрушек[21].

Возможно, они употреблялись во время религиозных ритуалов поблизости храма Хикаву. В «каироку» (1830-1844), написанном Ямазики Йосинари и упомянутом в «Кодзируйэн», есть цитата из «Суйкенъоу-хикки»: «В сацу-сю (нынешняя префектура Кагосима) он называется «хоякон» и используется во время ритуалов духовых предметов. Также им пользуются в синтоистском храме Иваки Хатиман (возможно, в нынешней префектуре Фукусима)». В книге Миязаки Наруми «Микикигуса» (1830) есть «запись» или словестное переложение игры на бивабон из Этиго: «Самураикоудзи тоуджоукоудзи омияномаэдэва киукон киукон киукон». Хотя предложение в целом не имеет точного смысла, каждое его слово несет какое-либо значение, т.к. основным является звук, а не смысл. Тем не менее, в нем есть фраза «омияномаэдэва», что означает «перед синтоистским храмом». Тем самым ясно, что в Сацуме в период Эдо существовал ритуал с использованием варгана и, возможно, в более ранние времена такие ритуалы проводились и в Омия. Играющий на варгане, собенно на металлическом, прижимая к зубам инструмент, легко может войти в транс, т.к. через череп вибрация инструмента доходит прямо до мозга. Такие инструменты, как пояс с металлическими трещотками или бубен, издающие монотонные и одновременно сложные звуки, известны как шаманские принадлежности. После долгой игры эти инструменты «перевозят» шамана в другой мир. У варгана такое же воздействие.

Действительно, у тувинцев, тюркоязычного народа Центра Азии, или у западных монголов варган используется в камланиях шамана. У ульчей, тунгусоязычного народа Амурской области, варган изначально являлся инструментом шамана и техника имитации звуков птиц и зверей символически означала появление духов – помощников.

Возможно, человек из Омия, который мог войти в контакт с миром духов также хорошо играл на варгане[22].

Интересно, в  Омия два варгана зарыты в землю случайно или с какой-то целью? Какова причина? Из-за того, что язычки инструментов отломились и они стали бесполезны? Или же было основание закопать их в землю, как ив  случаях с зарытыми бронзовыми колоколами в Японии и бронзовыми бубнами на Юго-Западе Китая?

Есть еще один весьма любопытный факт: грунт между двумя местами обнаружений варгана уплотнен[23], как будто там была специальная площадка.

  1. Заключение.

В последнее время мнения о том, что обнаруженные предметы не варганы, встречаются не столь часто, как было сразу после первых публикаций в средствах массовой информации. Основанием тех мнений, на мой взгляд, послужила полная неожиданность проявления совершенно необычной для утвердившейся точки зрения связи между периодами Хэйан, Омия и варганами. В действительности же, эти связи, как было рассмотрено выше, не столь уж и неожиданны. Варганы из Омия могут помочь разгадать одну из загадок человечества тех времен, когдя Япония была на краю азиатской варганной культуры.

Кто же они, изготовившие и игравшие на варгане в Омия тысячу лет назад (ведь тогда Омия находилась очень далеко от столицы)? Какова была цель игры и какая звучала музыка? На варгане играли только в Омия или в других частях Японии тоже?

Тайна привнесенная варганами из Омия, неизмерима. Эти инструменты эпохи Хэйан требуют основательного исследования с различных аспектов и такое исследование только началось (Перевод с английского).

Тадагава Лео – редактор «Koukin Journal», председатель Ассоциации Коукин Японии.

Читать оригинал статьи в формате PDF

Ссылки на стр.46-47 журнала

[1]

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[7]

[8]

[9]

[10]

[11]

[12]

[13]

[14]

[15]

[16]

[17]

[18]

[19]

[20]

[21]

[22]

[23]

Назад на "Статьи"

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *