Сузукей В.Ю. Хомусы (варганы) народов мира

Сузукей В.Ю. Хомусы (варганы) народов мира. // Хомус в традиционной культуре тувинцев. Кызыл «Тываполиграф», 2010 С.18-35

ХОМУСЫ (ВАРГАНЫ) НАРОДОВ МИРА (С иллюстрациями в PDF)

Прежде, чем говорить конкретно о тувинском хомусе, необходимо сказать несколько слов о той большой группе многообразных музыкальных инструментов, которые объединены под общим названием варганы (варган – от греческого organon[1] или от латинского organum[2] – инструмент, или, по другой версии этимологии, от старославянского варган – уста[3]).

Хомус (варган, еврейская арфа) является одним из древнейших музыкальных инструментов, дошедших до наших дней из глубины веков. Зарождение его ученые относят «в Южной Азии – к каменному веку, а в Европе, по данным американского музыковеда Ф.Крейна, варган появился 5 тысячелетий тому назад»[4]. Первоначально появившись на территории Южной Азии, как полагает Ф.Крейн, варган распространился по Азии и Европе, оттуда попал  в Африку, а затем и в Новый Свет, где получил свое новое развитие.

Разновидности этого типа инструмента фиксируются музыковедами во многих странах мира, где они бытуют под различными национальными названиями: moultromel (в Германии), jews (or jews) harp (в Англии, Америке), guimbarde (во Франции), mund diga (в Швеции), munnharpa, munnspill (в Норвегии), bamboro (в Нигерии), lokanga vava  (на Мадагаскаре), kon hle (во Вьетнаме), gonkar (в Непале), kuchin (в Тайване), koukin (в Японии), пармупиль (в Эстонии), пымель (у кетов), тамрэ, томрэ (у хантов), ванны ярар (у чукчей), аман хуур (у бурят и монголов), хомус-комус-кобуз-гопус-кубыз и т.д. (у тюркоязычных народов). Сводный обзор названий этого инструмента почти на всех языках мира (более чем на ста языках) приводится в книге Л.Фокса «Еврейская арфа. Сравнительная антология»[5].

В каталоге, опубликованном Ж.Доурнон-Таурелле и Д.Райтом по материалам  парижского Музея Человека, приводятся описания варганов, привезенных из стран Азии (Ирана, Индии, Бангладеша, Афганистана, непала, Таиланда, Лаоса, Камбоджи, Вьетнама, Китая, Индонезии, Океании – Малайзии, Филиппин, Папуа Новой Гвинеи, Соломоновых Островов, из бывшего СССР представлен был только Сахалин), Европы (Англии, Италии, из бывшего СССР – Эстонии, Украины), Африки (Камеруна, Мали, Нигерии, Мадагаскара) и Америки (один инструмент)[6].

Большая коллекция варганов народов мира собрана японским музыкантом Лео Тадагава – известным специалистом и пропагандистом варганной музыки, создавшим Японскую Хомусную Ассоциацию (Japan Koukin Assjciation)[7]. Он также является издателем специализированного журнала «Koukin Journal»[8], где помимо статей о хомусах публикуются и иллюстрации инструментов, которые имеются в его частной коллекции. Бамбуковый хомус обнаруживается и в Японии у народа айну, живущего на острове Хоккайдо и называющего этот инструмент муккури[9].

В 2005 году Л.Тадагава опубликовал книгу «A  Word with the Resonant Jew,s Harp»[10] («Мир со звучащей еврейской арфой»), где представлены инструменты из бали, саха-Якутии, Норвегии, Кыргызстана, Германии, Башкортостана, Тувы, Алтая, Венгрии, Дальнего Востока (Ульчи), Швейцарии, Папуа-Новой Гвинеи, Австрии, Новой Зеландии, Японии с компакт-диск приложением с 27 записями общим звучанием на 67:21 минут. Среди этих записей есть исполнение Чаш Геннадия, одного из признанных виртуозов мира. Запись сделана 19 июня 1992 года во время I Международного симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии», прошедшего в г. Кызыле.

Существует также журнал «Международного общества виртуозов варгана» в Америке Vierundwanzigfteljahrsfchrift der Internationalen Maultrommel virtuofengenoffefchaft. Editor Frederik Crane. USA Cuti, 1982, 1985, 1987, 1990, 1998, 1999, 2000), где публикуются новые сведения о варганах и варганной музыке. В 1988 году была опубликована сравнительная антология еврейской арфы, где автором, одним из исследователей и энтузиастов Леонардом Фоксом, по возможности рассмотрена вся существующая литература на европейских языках и более подробно рассмотрена европейская исполнительская традиция.

О распростарнении хомуса во многих старнах рассказывает и богатейшая коллекция Музея Хомусов народов Мира в г.Якутске. В основу коллекций этого музея легла частная коллекция известного виртуоза-хомусиста, неутомимого энтузиаста, одного из основателей музея И.Е. Алексеева, подаренная им в честь открытия музея.

По инициативе якутских ученых и музыкантов – хомусистов я Якутске были проведены I Всесоюзная конференция «Проблемы варганной музыки в СССР» (1988) и II Международный Конгресс «Варган (хомус): традиции и современность» (1991). По рекомендации II Международного Конгресса в Якутске был открыт и Муждународный Центр хомусной музыки, призванный поддерживать научные связи с музыковедами и исполнителями других стран.

Существует Международное Общество еврейской арфы (хомуса) [International Jew’s Harp Society] периодически издающий информационный бюллетень (Newsletter of the International Jew’s Harp Society – ijhs@jewsharper.info) и журнал (Journal of the IJHS).  По инициативе данного Общества время от времени проводятся и Международные Конгрессы и фестивали в разных странах. I Международный конгресс по Хомусу прошел 14-15 сентября 1984 года в Америке, штат Айова; II Конгресс – 20-25 июня 1991 года в Якутске; III Конгресс – 22-28 июня 1998 года в Австрии, г.Мольн; IV Конгресс – 11-15 сентября 2002 года в Норвегии; V Конгресс – 2-4 июля 2004 года в Венгрии. Один из последних Международных фестивалей был проведен в Голландии в 2006 году.

На научных форумах были обсуждены разносторонние проблемы, касающиеся археологии, этнографии, фольклорных традиций игры на хомусе у разных народов. Впервые в истории варгановедения получил широкий размах и спектр научных изысканий: от эмпирических описаний до установления математической теории и физических формул хомуса, от констатации бытового музицирования до характеристики традиционных школ исполнительства и т.д.

Результаты научных исследований свидетельствуют о широчайшей распространенности и необычайном многообразии такого «маленького и внешне столь неприметного инструмента» (Э.Е.Алексеев), как хомус. У одних только народов Сибири ученые насчитывают около шестидесяти национальных его разновидностей[11].

В целом все многообразие существующих в мире варганов в систематических таблицах Э.Хорнбостеля и К.Закса[12] отнесено к классу щипковых идиофонов (обозначение самозвучащих инструментов) под индексом 121.222, которые по способу крепления язычка к основе подразделены на идиоглотические (т.е. язычок вырезан в самой рамке) и гетероглотические (т.е. язычок крепится к рамке). В русскоязычной литературе идиоглотические варганы обычно определяются как пластинчатые или рамные, а гетероглотические – как дуговые.

Кроме разницы в креплении язычка, важным фактором различия двух типов варганов – пластинчатого (или рамного) и дугового выступает и способ звукоизвлечения. В подавляющем большинстве случаев на пластинчатых (рамных) варганах звук извлекается при подергивании за шнурок, прикрепленный к противоположному концу, т.е. к основанию язычка инструмента.

На фотографиях  показан такой способ звукоизвлечения:

Но существуют пластинчатые варганы, звукоизвлечение на которых осуществляется за счет ударов пальца о корпус инструмента или о выступающий за пределы корпуса длинное основание язычка: См. pdf-версию статьи.

На дуговых (металлических варганах) инструментах звук извлекается ударами пальца о загнутый кончик язычка: См. pdf-версию статьи

Как пластинчатый (рамный), так и дуговой типы варганов сами по себе отличаются также множеством разнообразных форм. Все разновидности пластинчатый варганов отличаются друг от друга, прежде всего, по форме язычка, который бывает клинообразным, ступенчатым или прямоугольным: См. pdf-версию статьи

При этом существуют пластинчатые варганы не только с одним, но и с  двумя, тремя, изредка с четырьмя язычками. Ниже приводятся разные образцы таких инструментов: См. pdf-версию статьи

Встречаются хомусы и с вогнутой формой корпуса: См. pdf-версию статьи

Внешний вид корпуса пластинчатых хомусов также бывает различной формы: См. pdf-версию статьи

 

Разновидности дугового варгана отличаются в основном по форме дуги: См. pdf-версию статьи

Пластинчатые варганы изготавливаются из кости, дерева, камыша, но чаще – из бамбука. Дуговые варганы, как правило бывают металические со стальным язычком.

Более детальное типологическое подразделение разновидностей хомуса на материале варганов сибирского региона приводит Ю.И.Шейкин[13]. Помимо пластинчатого и дугового, он выделяет еще два самостоятельных типа: пластинчато-дуговой и углообразный. Незамкнутость, относительная «открытость» системы классификации музыкальных инструментов Э.Хорнбостеля и К.Закса дает возможность более точного определения вида и, соответственно, места и маркировки исследуемых инструментов и добавить в таблицу еще не описанные и не вошедшие в нее инструменты, дополнительно уточнив детали и их индекс.

Хомусы, представляющие собой промежуточные варианты между пластинчатыми и дуговыми, как отмечает Ю.И.Шейкин, внешне довольно похожи. Один из них является идиоглотическим, т.е. язычок вырезан на самой пластинке в виде тонкого клина, но рамка имеет вилообразную форму, как и у дугового и, естественно, без петельки у основания язычка. Изготавливается из дерева или бамбука.

Второй тип пластинчато-дугового варгана – гетероглотический. В отличие от дугового варгана, он не имеет дуги, и рамка имеет плоскую форму, т.е. пластинчатая. Язычек крепится к рамке, как и у других дуговых варганов. Но язычок при этом прямой, т.е. он не имеет загнутого кончика. Как правило, такой варган бывает изготовлен из красной или желтой меди или из бамбука: См. pdf-версию статьи

Углообразный тип хомуса изготавливается из ветки кустраниковых растений – жимолости, таволги, караганника, тальника. По форме это углообразный ствол, т.е. место разветвления веток в виде острого угла: См. pdf-версию статьи

Такой тип хомуса фиксируется пока только у тувинцев[14].

В отличие от других щипковых идиофонов типа «крикри, когда язычок надрезан в чаше – скорлупе ореха или фрукта (Меланезия) и санза, когда язычки набраны на дощечку или вырезаны из дощечки в форме гребня (Индия, Китай)»[15] и других, все органологические типы варганов объединяет то, что в качестве резонатора используется только рот исполнителя.

В настоящее время определенные результаты достигнуты в деле упорядочения и систематизации множества разновидностей хомусов народов мира. Более четче обрисовываются локальные особенности бытования и функционирования хомусов. Кроме того, существенно пополнились сведения о хомусах народов Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.

Результаты научных исследований свидетельствуют о существовании традиционно сильных м ярких исполнительских школ у туркоязычных народов: тувинцев, якутов, башкир, алтайцев, киргизов, туркмен и т.д.

К сожалению, недостаточно изучена исполнительская традиция на хомусе у шорцев, тофаларов, хакасов, татар, казахов. Тем не менее, у этих народов также фиксируется наличие дуговых хомусов.

В целом хомусная традиция тюркских народов представляет собой достаточно развитое явление в мировой практике хомусного искусства. Именно в звучании хомуса наблюдаются некоторые универсальные, общие для тюркских культур, свойства, позволяющие говорить (помимо языкового родства) о родстве музыкальных культур, об общности их звуко-тембрового идеала, о единстве специфики их звукового мышления.

На протяжении длительного исторического времени кочевые народы Центральной Азии были связаны процессами военно-политического, социально-экономического, культурного и религиозного (культ предков, тенгрианство, шаманизм) характера. Кочевые империи тюрков распространили тюркские языки и культ предков, обслуживаемый шаманами, как государственные на огромных степных пространствах[16].

К тому же периоду, по всей вероятности, можно отнести и формирование, как у тюркских, так и у монгольских народов особого способа освоения звукового пространства «с любовью к густым, гнусавым, насыщенным обертонами тембрам … и обилием бурдонных форм организации звукового материала»[17]. Именно для таких древнейших жанров, как горловое пение — хоомей, кай, хай, тойук, пение с кылысахом, гнусавое, небное пение; эпическое интонирование; игра на хомусе-кубызе-гопузе-аман-хууре…,курае-чооре-шооре-цууре-сы бызгы…, топшурс-дошпулууре-кылкобузе…. игиле-икили-кыл-кыяке-моринхууре… харак­терен единый принцип звукового построения, маркиро­ванный особым типом интонирования, основанного на сочетании бурдона и его обертонов.

В настоящее время очевидным становится необ­ходимость перехода от уровня описательного этана к более углубленному изучению всей интонационной сферы музыки хомуса. На научных форумах также было признана актуальность более детального рассмотрения особенностей национальных школ игры на хомусе, выявления техно­логической специфики изготовления хомуса и его типо­логических разновидностей, существующих в каждой отдельно взятой культуре.

Среди перечисленных тюркских хомусных традиций одной из отличающихся по типологическому многообразию инструментария (пять традиционных разновидноеiей хомуса), по степени сохранности стилистической и тембровой специфики звучания хомусов, по жанровому разнообразию традиционного репертуара предстает тувинская школа хомусной игры.

 

[1] Хорнбостель Э., Закс К. Систематика музыкальных инструментов //Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч.1. М., 1987, с.229-261

[2] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – М., 1964, т.1. с.274

[3] Мациевский И.В. народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч.1. М., 1987. Прим. Ред.-сост. С.229.

[4] Музей хомусов народов мира (путеводитель). Составитель Р.Р.Жиркова. – Якутск, 1993, с.4.

[5] Фокс Л. Указ.соч. с.34-37

[6] Jon Wright. Les guimdardes du Musee du’l Homme.- Paris.1978, 112-131

[7] Интернет-адрес Ассоциации: http://www.koukin.jp

[8] Koukin Journal. Japan Koukin Association. – Japan, 1990 — № 1; 1991 — №2, № 3; 1992 — № 4,5; 1993 — № 6,7; 1994 — № 8; 1995 — № 9.

[9] Teshi Shigiko. An Intraduction to the Ainu Mukkuri YY Koukin Journal. Japan Koukin Association. – Japan, 1991 № 3

[10] Leo Tadagawa Y. A  Word with the Resonant Jew,s Harp. – Japan, 2005

[11] Шейкин Ю.И. Типология конструкций варгана у народов Сибири //варган (Хомус) и его музыка. Якутск, 1991 с.14

[12] Хорнбостель Э., Закс К. указ.соч. с. 243

[13] Шейкин Ю.И. Указ.соч. с.14-15

[14] Сузукей В.Ю. тувинские традиционные музыкальные инструменты. – Кызыл, 1989. С.65

[15] Хорнбостель Э., Закс К., Указ. соч. с.243

[16] Елеманова С.А. Казахсткая традиционная песня как форма профессионального искусства устной традиции // Тезисы I международного Симпозиума «Музыка тюркских народов». – Алматы, 1994, с.83.

[17] Мухамбетова А.И. Музыкальное пространство тюркской музыки // Тезисы I международного Симпозиума «Музыка тюркских народов». – Алматы, 1994, с.131

Назад на "Статьи"

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *