Мамчева Н.А.
Мамчева Н.А. Нивхские варганы.// «Вестник Сахалинского музея». Ежегодник Сахалинского областного краеведческого музея № 12. Южно-Сахалинск, 2005 с.271-284.
Наталья Александровна Мамчева – кандидат искусствоведения, преподаватель Сахалинского колледжа искусств. Большую часть своей жизни посвятила изучению музыкальной культуры коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области.
Н. А. Мамчева
НИВХСКИЕ ВАРГАНЫ
Иллюстрации содержаться в оригинале статьи, открывающемся в формате PDF.
Варган — очень древний музыкальный инструмент. Считается, что он возник более 5000 лет назад в Азии, а затем распространился по территории всего земного шара. Он является наиболее распространенным инструментом народов Центральной Азии, Сибири и Дальнего Востока. Варган встречается у всех аборигенов Сахалина: нивхов, сроков, айнов. У нивхов зафиксировано наибольшее число разновидностей этого инструмента: травяные, деревянные различной формы, латунные (медные) и железные. У айнов известен лишь деревянный вид варганов, а у ороков — травяной, деревянный и железный. По своему строению они идентичны нивхским инструментам. В связи с этим в работе будет сделан акцент на анализ нивхских музыкальных инструментов с привлечением материала по инструментам других народов.
НАЗВАНИЕ
Общее название нивхских варганов — канга (ам., с-з.), конгон (в.-с.) [1]. Его этимология связана со словами конг — звонок и конгон — название травы. Кроме общего наименования, разновидности варганов имеют и другие обозначения.
Деревянный пластинчатый варган нивхов называется тыф, канга[2],тъыф, канга[3], ч’хар конгон[4]. В основе этих названий лежат слова т’иф — бамбук и ч’хар – дерево. Орокский деревянный пластинчатый варган называется созвучным нивхскому термину словом кунга. Аналогичный айнский музыкальный инструмент имеет название мукури.
Латунный пластинчатый варган называется тывс канга [5], т’ыус выть канга[6]. Название происходит от нивхских терминов т’ыус — латунь, выть, выч — железо. Кроме этого, есть и другой вариант названия — ирлы канга[7], в основе которого лежит термин ирлыдъ — тащить, тянуть что-либо. В Тымовском районе такой варган называется конгон.
Медный варган имеет название пахла выть канга[8], связанное со словом пахла выть — медь, буквально — красное железо.
Травяной варган называется по-нивхски кока чныр, кока[9], конга чныр [10], конгосныр канга[11], что связано с терминами чныр — трава, коцгон — особый род травы.
Железный дугообразный варган нивхов имеет название вучранга[12], выч-ранга[13]. Корень вуч, выч связан с нивхским названием железа — выч, выть, ват. Кроме этого, встречается название заканга, происходящее от термина затъ — ударять. Аналогичный инструмент ороков носит название мухан’е.
Варганы бытуют и у других народов Дальнего Востока и, что характерно, в их названии и у нивхов, и у других народов тунгусо-маньчжурской языковой группы имеется общий корень, обозначающий характерный звук. Сравним эти названия: нивхи – канга, конгон; ороки – кунга; нанайцы — конка кухна; эвенки – конкукан, кондывкон; негидальцы — конкихи; ульчи — кинкай; удэгейцы, ульчи, орочи – кункай.
СТРОЕНИЕ
Варганы относятся к группе щипковых идиофонов. Различают два основных вида варганов: рамные и дугообразные (илл. 1).
Рамные варганы
По классификациям Э. Хорнбостеля, К. Закса, рамные варганы имеют индекс 121.211. Это моноглотичеекие варганы, в них язычок вырезан в рамке и своим корешком соединен с ней. Рамные варганы называют пластинчатыми. Они различаются по материалу изготовления и по форме. Материалом изготовления может служить дерево, латунь и трава.
Деревянные варганы являются более древними, чем латунные, т.к. материал для их изготовления наиболее прост. Они изготавливались из различных пород дерена: бамбука, лиственницы, ели, тальника, тополя, березы, ольхи, тростника, камыша. Для изготовления бамбукового варгана брали толстый бамбук, используя его верхний слой, середину убирали. По некоторым сведениям [14], в качестве материала брали японский бамбук, т.к. сахалинские виды более мелкие. А. С, Колосовский считает, что он попадал на остров морским течением или торговыми путями из соседних южных стран[15].
Латунные варганы появились позже — лишь в XIX в. Это было связано с появлением огнестрельного оружия, т.к. в качестве материала часто использовалась гильза. Ее разрезали (по спирали), распрямляли, шлифовали, а затем ножом вырезали язычок. Упругий материал — латунь обладает лучшими акустическими свойствами, на латунном варгане легче играть. В работе этнографа XIX в, Л. И. Шренка [16] упоминается медный варган. Он пишет, что для него использовалась желтая медь. Видимо, имеется в виду латунь сплав меди с оловом. В настоящее время варганы из меди не встречаются.
Кроме описанных выше материалов, основой варгана могла служить и трава. Такой вид варгана наиболее древний, т.к. для его изготовления используется естественный природный материал, не требующий длительной предварительной обработки. Интересно, что травяной варган сохранился лишь на Сахалине в его северных районах, В других регионах Дальнего Востока он не известен. Для травяного варгана использовалось растение конгон, которое дало название всем видам варганов. Это может подтвердить и его наиболее раннее историческое происхождение. Словом коногон обозначалось только молодое растение, а та же самая трава, но более старая, называлась нуннуц[17]. Конгон растет на берегу моря, оно «соленую воду любит»[18]. Это растение имело большое значение для нивхов. Они часто употребляли его в ритуальных целях[19]. У нивхов далее существует легенда об о той траве[20]. Кроме материала изготовления, варганы отличаются друг от друга и по конструкции. Форма пластинчатых варганов разнообразна.
- Наиболее распространена вытянутая, форма, суживающаяся к одному концу. Такую конфигурацию обычно имеют латунные варганы, реже — деревянные. Вдоль пластинки во всю длину от широкого конца вырезан узкий язычок. На широком конце он составляет одно целое с корпусом. Форма широкой боковой части может быть различна: овальная, прямая или в виде тупого угла (илл. 2).
Длина латунных инструментов варьируется в пределах от 80 до 100 мм. В монографии Л. И. Шренка[21] указана длина 50 мм, однако в настоящее время такие короткие инструменты не встречаются. Ширина узкого конца — 7 — 9 мм, широкого конца — 12 — 15 мм. Длина язычка варьируется от 64 до 78 мм. Ширина узкого конца язычка — 1 — 3 мм, широкого конца — 4 — 5 мм. Толщина пластины — 0,3 — 0,5 мм. Деревянные варганы крупнее, чем латунные. Их длина примерно 130 мм, ширина — 7 — 13 мм. Длина язычка около 100 мм, ширина — 2 — 3 мм. Толщина пластины — 0,8 — 1 мм.
На обоих концах корпуса пластинчатого варгана просверлены отверстия, в которые продеты шнурки. Раньше их изготавливали из сухожилий животных, в настоящее время используют нитки. С их помощью исполнитель подносит инструмент ко рту (илл. 3). За шнур, завязанный в виде петли и прикрепленный к узкой части, инструмент держали левой рукой у рта. Длина петли — примерно 150 мм х 2, 180 мм х 2, За другой шнур, прикрепленный к широкой части у основания язычка, исполнитель дергал, вызывая тем самым вибрацию язычка. Длина этого шнура — 150 — 200 мм.
- Деревянный варган мог иметь и другую форму – трехехступенчатую, бутылкообразную. Похожую форму имеет и вырезанный ка пластине язычок, однако на нем две ступени: вверху, у основания, — более широкая, внизу — более узкая (илл. 4). Размеры таких инструментов больше, чем латунных. Длина варьируется от 100 до 200 мм. Ширина узкого конца — 5 — 10 мм, широкого конца — 14 мм. Длина язычка ~ 80 — 160 мм, ширина — 2 — 7 мм. Толщина инструмента примерно 1 мм.
Извлекать звук на деревянном варгане труднее, чем на латунном. Его язычок массивнее, материал грубее, поэтому для игры исполнителю требуется больше силы. В связи с этим к шнуру, идущему от основания язычка, привязывали деревянную палочку, за которую дергали правой рукой при игре. Ее размеры и форма могут быть различны. Нами зафиксировано данное приспособление и у латунного варгана[22]. Длина палочки — 190 мм. Она состоит из двух сегментов, т.к. посредине имеется сужение, к которому привязан шнур. Верхняя часть имеет в разрезе овальную форму, ее диаметр — примерно 18 мм. Нижняя часть более плоская, ее ширина — 16 мм, толщина — 7 мм.
В монографии Л. И. Шренка, написанной в середине XIX века, отмечен любопытный факт: в центре язычка деревянного ступенчатого варгана перед сужением в него аккуратно вделан небольшой гвоздик (илл. 1б). Его назначение, как отмечает исследователь, — «содействовать вибрации пластинки и разнообразить ее по желанию»[23]. Однако, как верно отмечает этномузыковед Ю. И. Шейкин, «гвоздик на язычке-вибраторе не мог содействовать вибрации. Наоборот, он ей мешал и фактически “гасил” звук»[24]. В связи с этим исследователь делает интересное предположение, что гвоздик мог использоваться с другой целью. По нему могли наносить удары пальцем и именно таким образом приводить язычок в движение. При этом возникал ударный способ звукоизвлечеиия. К сожалению, в настоящее время такие экземпляры не сохранились.
Деревянные пластинчатые трехступенчатые варганы были распространены и у айнов Сахалина. Они имели такую лее конструкцию, что и инструменты нивхов. Сейчас они практикуются у хоккайдских айнов.
- Другой тип варгана — травяной. Он имел сезонный характер. Его отличительной чертой является недолговечность, порой он имел разовое применение, т.к. материал был хрупким. Инструмент использовался только летом, когда росла зеленая трава. Обычно ее срывали в августе, стараясь выбирать ровные, не мятые листья. Эта трава росла на побережье и имела широкий лист. Для инструмента брали нижнюю часть растения — более толстую. На оторванной части вдоль волокон листа ногтем прорывали язычок, разделяя волокна листа. Язычок отгибали, прислоняя его в сторону лицевой пластинки, к ее изнаночной стороне. Таким образом, язычок был прижат к корпусу инструмента (илл. 5). Длина такого инструмента — 200 — 220 мм, ширина — 28 — 32 мм, в узкой части “ около 10 мм,
Травяной варган — это очень древний инструмент. А. С. Колосовский делает предположение, что трава как, подручный материал является прообразом более поздних видов варганов. Он небезосновательно отмечает, что в варгане из дерева просматривается модель травяного листа[25]. Этот факт, а также название травы конгон давшее название всем другим видам варганов, свидетельствует о значительной архаичности травяного варгана, Ю. И, Шейкин определяет пять отличительных признаков архаичных фоноинструментов, исторически возникших до традиционных музыкальных инструментов[26]. Травяной варган соответствует всем этим признакам. Он обладает одним «голосом», т.е. одним сонорным амплуа. Инструмент зdучит одинаково у всех исполнителей. Он характеризуется мобильной структурой и нестабильными размерами. Они зависят от материала изготовления, в данном случае, от величины стебля травы. Размеры и качество конга чныр могут значительно отличаться в разных вариантах, что зависит от природной фактуры. Этот инструмент является одноразовым, его не хранят долго. Это связано с тем, что сам материал — зеленый лист травы — является недолговечным, он быстро увядает, засыхает и теряет свои игровые качества. Травяной варган относится к легко изготавливаемым предметам, после окончания игры его обычно выбрасывают. Он взят из окружающего мира вещей и очень прост по конструкции. Все эти признаки позволяют считать конгачныр протоварганом и дают возможность отнести его к наиболее ранней форме музыкальных инструментов — архаическим фоноинструментам
Дугообразные варганы
Дугообразные варганы имеют индекс 121.221 по классификации Э. Хорнбостеля, К. Закса. Это гетероглотические варганы, в них язычок крепится к рамке.
Они представляют собой более поздний и развитый тип, который, «по всей видимости, генетически связан с рамными варганами и, по-видимому, произошел от них»[27]. Дугообразный варган изготавливался из железа, стали. Он имеет вид подковки с вытянутыми концами, образующими щель (илл. 6). В середине укреплен язычок с крючкообразно загнутым концом.
Длина инструментов, использующихся в наши дни, 85 — 110 мм без язычка. С язычком они больше на 20 — 25 мм. Диаметр кольца — 33 — 38 мм. Ширина стальной пластины — 5 — В мм, ее высота — 6 мм. Металлический корпус имеет в поперечном разрезе округлое сечение, сужающееся к верхней части.
Раньше использовался инструмент большей длины с небольшим по диаметру кольцом — примерно 20 мм. Об этом свидетельствуют некоторые информанты[28]. Кроме этого, в работе Л.И. Шренка[30] изображен дугообразный варган с сильно вытянутыми концами (илл. 1в). Соотношение диаметра кольца и длины инструмента примерно 1:4,5. По-видимому, инструмент с длинными концами и язычком имел более низкий звук.
Деревянные и латунные рамные варганы, а также железные дугообразные варганы хранили в специальных деревянных футлярах. Они состояли из двух половинок, выдолбленных изнутри и скрепленных деревянным стержнем. Крышку футляра часто орнаментировали резным криволинейным орнаментом (илл. 6, 7). Футляры изготавливали мужчины, т.к. работа с деревом и резьба по дереву — исконно мужское занятие нивхов.
Интересен вопрос о появлении варганов у нивхов. Существует мнение, что варган — заимствованный инструмент. Есть сведения, что нивхи получили его от маньчжуров[30]. Были и другие каналы поступления: в XIX в. «латунные пластинки, а иногда и инструменты завозили японцы, приезжавшие к нивхам за рыбой»[31]. Вероятно, в то время, когда у нивхов не было в достаточном количестве металла для изготовления варганов, они пользовались привозными музыкальными инструментами. Впоследствии они стали изготавливать их самостоятельно по образцу и подобию. В конце XIX — начале XX в/ нивхи имели простейшие устройства (мехи, наковальню) для выплавки железа и изготовления необходимых металлических предметов. Самостоятельно обрабатывать руду они не могли, но из готового железа изготавливали свои изделия.
Из всех разновидностей варганов на Сахалине наиболее распространен пластинчатый вид, исчезнувший у многих этносов других регионов. Достаточно хорошо сохранился деревянный варган, наиболее ранний по происхождению. Функционирует и простейший травяной варган. Железный дугообразный инструмент — исторически наиболее поздняя форма — применяется в меньшей степени. Все это свидетельствует об архаичности фольклора и музыкального инструментария сахалинских аборигенов.
ПРИЕМЫ ИГРЫ
При игре на каждом виде варганов имеются свои особенности.
Травяной варган держат левой рукой и прикладывают ко рту лицевой стороной листа. Лист травы зажимают у основания язычка между указательным и средним пальцами правой руки (илл. 8). В процессе игры пальцы правой руки ритмично передвигают вдоль листа. При этом язычок ударяет по стеблю травы, корпус инструмента вибрирует и образуется к л окающий звук.
Деревянный и латунный пластинчатые варганы подносят ко рту с помощью шнурка, привязанного к отверстию на узком конце инструмента. Нижнюю часть петли цепляют мизинцем левой руки. Большим и указательным пальцами левой руки инструмент держат за узкий конец (илл. 9, 10). Локоть и запястье не должны быть напряжены. Варган зажимают губами, однако он касается губ лишь слегка. Нельзя держать его далеко от губ или, наоборот, глубоко, чтобы при игре была достаточная вибрация. При соприкосновении инструмента с губами большой палец левой руки плотно прижимают примерно на расстоянии 10 мм от конца губ. На пластинчатом варгане используют щипковый способ звукоизвлечения. Во время игры правой рукой дергают за шнурок, привязанный у основания язычка, или за деревянный брусок, соединенный со шнурком. Это приводит к вибрации язычка. Многое в игре зависит от правильного положения кисти.
Возможно, раньше использовали и ударный способ звукоизвлечеяия: ударяли пальцем правой руки по гвоздику, вделанному в язычок деревянного варгана, что приводило к вибрации язычка.
Дугообразный варган подносят ко рту, держа за края кольца большим и указательным пальцами левой руки, и прижимают к зубам или слегка зажимают губами. Инструмент держат свободно, неплотно прижимая, иначе это ослабляет вибрацию и звук быстро гаснет. При игре указательным пальцем правой руки ударяют по язычку, который начинает вибрировать (илл. 11). Таким образом, на дугообразном варгане, в отличие от пластинчатого, используют ударный способ звукоизвлечения. Иногда при игре применяют дополнительные предметы. В частности, в качестве дополнительного резонатора раньше использовали топор, к обуху которого прикладывали инструмент, чтобы он громче звучал. Об этом впервые упоминает Л. И. Шренк, отмечая, что варган «прижимают к губам лезвием топора, что содействует чистоте звука и усиливает резонанс»[32]. Наши информаиты[33] также подтверждают, что видели, как раньше играли, прижимая инструмент к топору. В наши дли этот прием не используется. Кроме этого, А. С. Колосовский замечает, что «для звучности п ладонь с инструментом зажимали какие-нибудь металлические вещи»[34].
Приемы игры на дугообразном варгане подробно описаны этномузыковедом Ю. И. Шейниным[35]. И хотя в его исследовании речь идет об удэгейском варгане, все сказанное можно с полным правом отнести и к нивхскому инструменту, т.к. они аналогичны. Исследователь выделяет восемь основных способов звукоизвлечения:
- Стержень инструмента опирается на зубы и удар по язычку дает тремолирующее звучание основного тона.
- К первому способу звукоизвлечения добавляется игра на вдох-выдох, что усиливает звучание всего спектра тонов.
- К первому способу добавляется прием открытия гортани, в результате этого звук приобретает «барабанный» оттенок, и у исполнителя возникает возможность «проговаривать» гортанью вербальные тексты (наподобие чревовещания).
- Включение в процесс интонирования языка исполнителя, который слегка касается нёба и создает «колокольчиковую» окраску.
- По язычку инструмента ударяют в двух направлениях (вперед-назад) — наподобие тремоло на струннощипковых хордофонах.
- Язычок инструмента слегка прижимается пальцем руки, держащей варган, из-за чего резко сокращается число колебаний язычка и звук приобретает несколько суховатый оттенок, но более четкую звуковысотность.
- Стержень инструмента кладется не на зубы, а на губы, и звук приобретает щелкающий оттенок.
- Перемещение полости рта вправо и влево по вилке стержня.
Далее Ю.И.Шейкин добавляет, что эти приемы звукоизвлечения могут сочетаться, из-за чего палитра тембровых красок становится неисчерпаемой.
Как следует из вышеописанного, при игре на всех типах варганов инструмент прикладывается ко рту исполнителя, В результате в процесс игры включаются голосовые резонаторы — ротовой, носовой, глоточный и грудной. Использование части человеческого тела в качестве естественного резонатора свидетельствует об архаичности этого инструмента.
При игре на варганах большую роль играет дыхание. По меткому выражению О, А. Няван, исполнитель «дыханием ноет». Это подтверждает и К.Н.Чирик: «Играю в основном дыханием». Струя воздуха, образующаяся во время вдоха и выдоха, влияет на движение язычка инструмента. Дыхание может быть глубоким или более мелким, что отражается на качестве звука.
Кроме этого, большую роль играет положение губ и языка, которые могут варьироваться. Язык может находиться ближе к губам или дальше от них, выше или ниже. Он может быть прижат к нёбу или к зубам. Движением языка вращают воздух внутри рта, изменяя направление струи. Помимо этого, на звучание влияет сила напряжения мышц резонаторов. Иногда языком прикасаются к инструменту. Так, например, В. Е. Хейн при игре на латунном канга очень быстро касается нижней части инструмента своим языком. При этом уменьшается вибрация и возникает редкая трель. Здесь возникают параллели с игрой на нивхском струнно-смычковом инструменте т’ынрын, в процессе которой исполнительница быстро касается своим языком открытой струны. При этом ее рот служит резонатором, как и при игре на варгане. С другой стороны, возникают аналогии с традиционным нивхским пением, в котором различают редкую и частую горловую трель.
Многие исследователи отмечают, что техника игры на варганах связана с традицией песенной артикуляции[36]. Исполнители в процессе игры могут чуть слышно проговаривать гортанью отдельные слова и даже целые фразы. Например, К. Н. Чирик при игре на заканга выговаривала слова нивхской песни «Вай, вай, ньрыруя». Этот прием может быть использован на всех варганах. Однако некоторые информанты[37] отрицают использование слов при игре — «голосом не говорят».
Таким образом, техника игры на этом инструменте очень сложна и разнообразна. Однако аборигены Сахалина владеют ею в совершенстве. Как писал Л. И. Шренк еще в середине XIX в., «что касается умения играть на этом инструменте, то оно поистине изумительно»[38].
ФУНКЦИЯ
Варган выполняет в основном бытовую функцию. Хотя возможно, что раньше этот музыкальный инструмент имел и обрядовую функцию, использовался как атрибут шаманства[39]. Однако в настоящее время она не сохранилась, и информанты не помнят ее.
Этот инструмент сольный по своей природе. На нем играют и мужчины, и женщины. Ю. И. Шейкин уточняет, что у народов амуро-сахалинского региона пластинчатый и дуговой варганы разделены по функции: «Пластинчатый варган здесь связан с обрядовым интонированием у женщин, а дуговой предпочтительнее в музыкальной практике у мужчин»[40]. В наши дни это разделение отсутствует. На обоих типах варганов играют в равной степени и мужчины, и женщины. Следует выделить травяной варган, на котором обычно играют дети летом, когда листья еще не сворачиваются. Кроме этого, на нем могут играть и взрослые, в основном женщины.
На варганах играют в свободное время. Л. И, Шренк так описывает это занятие: «Гиляки любят в часы досуга, лежа на нарах с варганом в руках, выводить свои любимые трели»[41]. Аналогичную ситуацию обрисовывает и Е. А. Крейнович, хотя авторов разделяет семьдесят лет: «Обычно при игре на варгане исполнитель ложится спиной на пару, приставляя музыкальный инструмент ко рту, и при помощи губ и языка регулирует звучание длинной металлической пластинки, издающей тихие и нежные звуки»[42].
Репертуар для варгана разнообразен. На пластинчатом и дуговом варгане обычно исполняют песенные мелодии. Это, например, «Песня про жениха», «Вай, вай, ньрыруя», «Вазунэ», «Апак, ньапак», «Чиск хак», «У-ю-ю, тодыра» и многие другие. Еще недавно на варгане звучали звукоподражания. На нем могли подражать птицам и животным. Например, в наигрыше «Как собака лает» звучит подражание лаю щенка — «Так тявкают маленькие кутьки»[43]. В наигрыше «Бег нартовых собак» изображается бег собак, скрип полозьев — «когда в гору поднимаешься — трудно»[44]. В некоторых случаях наигрыши на варгане не имеют названия и являются импровизацией.
Как уже упоминалось, варган — сольный инструмент. Однако в современной практике музицирования встречается использование этого инструмента в дуэте. Так, впервые дуэт цанга и т’ыпрьша прозвучал в 1966 году. В девяностые годы XX в, такое сочетание использовалось в фольклорном ансамбле «Ларш» (п. Ноглики). Дуэт двух цанга звучит в исполнении участников коллектива «Ари ла миф» (п. Ноглики). Думается, современная музыкальная среда вносит свои коррективы, возникают различные новации. Со временем могут появиться и другие варианты.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Основой звукоизвлечения на варгане является вибрация язычка инструмента. Она приводит к образованию одного основного звука, соответствующего длине и толщине язычка. Этот тон звучит постоянно и сопровождается массой обертонов. Основной тон имеет слабое звучание, которое усиливается «голосовыми резонаторами — грудным, глоточным, ротовым и носовым… Каждый резонатор характеризуется некоторым набором резонансных частот и соответствующих им ширин, в пределах которых возможно усиление звука. …Из голосовых резонаторов лишь два — глоточный и ротовой — допускают управление посредством артикуляции положением главного резонатора»[45]. С помощью резонаторов усиливаются те пли иные частичные тоны и, таким образом, возникает верхняя обертоновая мелодия. При этом нижний основной тон звучит бурдоном непрерывно. Так возникает двухголосие с темброво-контрастными линиями. Обычно основной тон звучит в малой октаве, а верхняя флажолетная линия ~ во второй октаве. Такое контрастно-регистровое интонирование является очень древним типом, оно присуще архаическим культурам. Иногда возможно исполнение па варгане и трех гол осия. Это обусловлено некоторыми физическими факторами и связано с тем, что глоточная и ротовая резонаторные полости могут быть «напряжены и настроены на одну высоту» или «оба резонатора могут быть включены и настроены на разные частоты. В этом случае становится возможным бинарная мелодическая фонация»[46]. При этом продолжает звучать основной нижний топ. В результате образуется трехголосное звучание с двумя верхними флажолетными линиями. Такое уникальное явление И. Бродский назвал сольным варганиым трехголосием.
На высоту и качество звучания мелодии влияет множество факторов. Прежде всего, это изменение объема глоточного и ротового резонаторов. Кроме этого, большую роль играет дыхание. При сильном дыхании звук более мощный, при мелком — более слабый. Это связано с тем, что дыхание «присоединяет к резонаторной системе грудной резонатор (трахеи и бронхи)… Дыхание… приводит к напряжению бронхиолей и тем самым к повышению акустического качества грудного резонатора, в результате чего существенно повышается громкость основного тона»[47].
В целом варган — камерный инструмент. Преобладает неяркая, приглушенная динамика. Еще Л.И. Шренк подчеркивал, что варганные «мелодии звучат весьма меланхолично»[48]. Исследователь конца XIX века Б. О. Пилсудский писал: «Ниспайн … начинал играть свою любимую мелодию на небольшом деревянном или железном варгане. Дрожащие, тихие, чаще всего жалобные звуки варгана отвечали его погруженной в мечтания душе» [49]. Нежные, тихие звуки варгана отмечал и Е. А. Крейнович[50].
Такое спокойное, меланхоличное, сдержанное звучание характерно и для многих других нивхских инструментов. Это не случайно. Академик Б. В. Асафьев писал, что в фольклоре интонация обусловлена всем строем жизни и бытовым укладом. Для традиционного образа жизни нивхов был характерен размеренный, спокойный ритм. Б самобытном художественном стиле нивхов на первом месте находятся сдержанность, внешняя простота при огромном богатстве внутреннего эмоционально-психологического содержания. В нивхской музыке красота заключается не в яркости мелодического рисунка, не в богатстве гармоний, а в тончайшей нюансировке, микродвижениях, импровизационности.
Таким образом, звучание нивхских варганов отражает специфику национального мышления и художественно-эстетических норм нивхского народа.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Нивхско-русский словарь. Сост.: Савельева В. Л., Таксами Ч. М. М., 1970. С. 144.
- Колосовский А. С. О музыкальных инструментах сахалинских нивхов // Этиографи-ческие исследования Сахалинского областного краеведческого музея. Южно-Сахалинск, 1985. С. 58.
- Сообщение Кимовой Л. Д.
- Сообщение Улиты Т.
- Сообщение Хейн Б. Е.
- Сообщение Кимовой JI. Д.
- Сообщение Кимовой Л. Д.
- Колосовский А. С. С. 62.
- Там же. С. 58.
- Сообщение Чирик К. И.
- Сообщение Кимовой Л. Д.
- Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края. Т. III. СПб., 1903. С. 51.
- Галайская Р. Б. Варган у народов Советского Союза (к вопросу об архаизмах в народном музыкальном инструментарии) // Проблемы музыкального фольклора народов СССР, Статьи и материалы. М., 1973, С. 350
- Сообщение Улиты Т.
- Колосовский А, С, С. 58.
- Шренк Л. И. С. 51.
- Крейнович Е. А. Материалы к монографии «Нивхгу», Рукопись. С. 52. Личный архив Крейновича Е. А. СО КМ. Колл. № 6473 — 69В,
- Сообщение Улиты Т.
- Крейнович Е. А. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура. М., 1973. С. 54, 476.
- Крейнович Е. А. Дневник (Сахалин, 1927 — 1928 гг.). Рукопись. С. 192. Личный архив Крейновича Е. А. СОКМ. Колл. № 6173 — 123.
- Шренк Л. И, С. 51.
- Варган из Охинского краеведческого музея. Инв. № 1294/1117. Изготовитель — Ап ион 3.
- Шренк Л. И. С. 51.
- Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование. М., 2002. С. 125
- Колосовский А. С. С. 58.
- Шейкин Ю. И. С. 48,
- Эмсгаймер Э. Варганы в Сибири и Средней Азии // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Л., 1986. С. 80.
- Сообщение Чирик К. Н., Хейн В. Е.
- Шренк Л. И. С. 51.
- Там же. С. 51,
- Сиськова А. В, Нивхские традиционные музыкальные инструменты // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Л.» 1986, С. 95.
- Шренк Л. И. С, 50,
- Сообщение Улиты Т., Мувчик Л.
- Колосовский А. С. С. 58.
- Шейкин Ю. И. Музыкальные инструменты удэ (этимология» конструкции, наигрыши) // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1986. С. 56 — 57.
- Шейкин Ю. И. Музыкальная культура народов Северной Азии. Якутск, 1990. С. 61; Галайская Р. Б. С, 331; Дуван Н, Д. Музыкальные инструменты ульчей // Записки Гродековского музея. Вып. 6. Хабаровск, 2003. С. 61.
- Сообщение Няван О. А.» Улиты Т.
- Шренк Л. И. С. 51.
- Галайская Р. Б. С. 343; Сиськова А, В. С. 95.
- Шейкин Ю. И. Музыкальная культура народов Сибири (Сравнительно-историческое исследование инструментов, звукоподражаний и песен): Автореф. дисс. д-ра искусствоведения. СПб., 2001, С, 26.
- Шренк Л. И. С. 51.
- Крейнович Е. А. Материалы к книге «Ннвхгу». С. 364. Личный архив Крейновича Е. А. СОКМ. Колл. № 6473 — 848.
- Сообщение Мувчик Л.
- Сообщение Чирик К. Н.
- Мазепус В. В. О физических основах звукообразования при игре на варганах // Музыкальная этнография Северной Азии. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.10 Новосибирск, 1988. С. 156.
- Там же. С. 158.
- Там же. С. 158.
- Шренк Л, И. С. 51.
- Пилсудский Б. О. Поэзия гиляков // Краеведческий бюллетень, № 1. Южно-Сахалинск, 1990, С. 87.
- Крейнович Е. А. Материалы к книге «Нивхгу». С. 364.
Назад на "Статьи"