Мунхарпа — широко используемая но мало известная

Берг Халльгрим

Источник

СТАТЬЯ ХАЛЛЬГРИМА БЕРГА ДЛЯ ЖУРНАЛА «MUNNHARPA» НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Перевод на русский осуществлялся с английского перевода норвежского оригинала. Оригинальная статья сопровождалась фото- и аудиоматериалами, которые, к сожалению, до нас не дошли. Примечания в квадратных скобках сделаны переводчиком с норвежского.

Munnharpe #7&9

Мунхарпа – широко используемая, но малоизвестная

Халльгрим Берг

В Норвегии играют на мунхарпе с XIII века. Маленький и удобный для желающего поиграть инструмент. На нём играли, чтобы убить время, для забавы или на танцах. В последние десятилетия интерес к мунхарпе значительно вырос. Многие люди освоили искусство игры на ней. Несколько умелых мастеров делают хорошие инструменты. Доступно множество кассет и дисков с записями игры на мунхарпе. Стало легче изучать новые мелодии. Мунхарпа стала серьёзным инструментом: она выглядит незамысловато, но требует от игрока значительных умений. Существуют тематические семинары, концерты, мастерские, фестивали. Документируются теоретические основы. Звук хорошей мунхарпы в руках умелого варганиста весьма увлекателен. Гармонические серии привлекают как музыкантов и зрителей, так и техников с продюсерами. Мунхарпа нашла своё место в поп- и рок-группах, а также в перекрёстных экспериментах между народной музыкой и новейшими жанрами, такими как техно.

Варганные традиции в Халлингдале.

В Халлингдале этот инструмент был популярен, как и во всём мире. Но статус его был невысок, его не ставили в один ряд с другими, более академичными инструментами. Обычно первые «капплейки» (соревнования в области народной музыки) в Норвегии, в г.Оль, Халлингдаль, в 1880-х годах, не включали в себя мунхарпу. На тех соревнованиях призы вручались за игру на лангелейке (дульцимере), луре (рожке) и приллархорне (козлиный рожок с отверстиями для пальцев). Мунхарпа была слабым инструментом, практически не приспособленным для игры на большую аудиторию. Однако существуют весомые доказательства того, что на ней играли во время танцев в помещениях – т.н.танцев в носках. Но на капплейках она не появлялась до 1960-х гг.
С приходом индустриализации и урбанизации традиции народной музыки отошли на задний план и окопались на задворках сельской местности. Большая часть из сохранившихся полевых записей игры на мунхарпе пришла из отдалённых сельских районов в горах. Мунхарпы импортировались в Норвегию с начала XVII века. Но до этого и позднее, параллельно импорту дешёвых варганов, во многих поселениях существовали устоявшиеся традиции ковки мунхарп. Самодельные инструменты разных форм были найдены в нескольких музеях в этой долине [Халлингдаль – долина Халлинга.], но не факт, что сделаны они были именно там.
Хальвор Андерсен (род.в 1732 г.), из Грёв, был варганным мастером. Он поселился в Гулльхауге в Эйгардо, путешествовал и продавал сделанные им инструменты. Перепись населения в 1801 г. показывает, что он тогда был ещё жив, но назад не вернулся.
Ларс из Ларсхуса в Голе (1755-1833) был родом из Биндарплассен в Эйгардо, и носил прозвище Биндар-Ларс. Невысокий, он тем не менее был хорошим танцором, всегда носил с собой мунхарпу и постоянно играл на ней.
Из более поздних варганистов стоит отметить Олу Х.Муена (род.в1871г.). Он также родом был из Эйгардо. По свидетельству Терье Эйстро, был варганистом гораздо выше среднего уровня.
В городе Оль было несколько человек — достаточно искусных музыкантов, чтобы быть замеченными в своих общинах:
Ларс Б.Сель (род.в 1857г.) изучал и записывал старые народные традиции. Прославился своей игрой, ковал мунхарпы для продажи.
Его сын, Торгер Сель, род. в 1917 г., в основном известен своей игрой на мелодеоне, но также имел репертуар мелодий для мунхарпы.
Сивер Эйнарсен (род. в 1884) был скрипачом и варганистом. Существует несколько полевых записей его игры в Халлингстадском собрании музейных архивов в Оле.
Кристи Колбьёрнсен была энтузиастом. Она сыграла мне спрингар «Skriulåtten» на своей кухне в Сундре, её игра обладала уверенным ритмом и была полна юмора. Она также исполнила для меня отрывок «ротовой музыки» [?] [Халльгрим использует глагол «huga», который редактор не смог найти даже в большом словаре лингвиста Ивара Осена.]
Олаф Опсато (род. в 1940г.) был вундеркиндом. Он играл на мунхарпе изготовления Ларса Селя в Сольхов, Фотлькетс Хус и Сундрехалле. Будучи двадцати лет от роду он взял первый приз уже в третий раз; а призом было пребывание в Осло. Когда он был представлен кронпринцу Олафу, он поклонился так низко, что произвёл глубокое впечатление на будущего короля. Парень достал свою мунхарпу и сыграл “Purka sat fast I grinde” [Свиноматка, что застряла в воротах]
Мунхарпы часто были невысокого качества. Звук был тих и расслоён. Инструменты были либо самодельными, либо дешёвками, завезёнными из Австрии или США.
Первым действительно выдающимся варганистом, которого я встретил, был Нильс Эллингсгард (род.в 1927), из Ватса, известный художник, декоратор и писатель. Он знал множество прекрасных мелодий, и исполнял их в бодром ключе. Он один из тех, кто всё ещё владел мастерством ротовой музыки. На своей мунхарпе он играл скрипичные мелодии, часто в ускоренном темпе, в почти агрессивном стиле. Когда он жил в Осло, он приобрёл одну из замечательных мунхарп Хаугли из Бюгдьёй — в аккуратной деревянной коробочке удобного карманного размера. В 1960-х они стоили около 50 крон за штуку, сейчас же они обойдутся вам примерно в тысячу. Коллекционер Райдар Севог оценил эти инструменты как «орган среди варганов». В Хольсбоке II нам повествуют о Халдисене из южного Рейнтона. Он был хорошим мастером и играл тоже отлично. Фото на странице 632 [Det tilla og detlæt] изображает другую мунхарпу, лучшей формы, чем та, что была найдена в Халлингдале. «Bøyle» (закруглённая часть корпуса) маленькая, а деки длинные. Язычок совершенно подогнан к декам, и прекрасно вибрирует при игре. Всё это зависит от правильного использования рук, рта и постановки зубов.
Я пережил нечто необычное, когда встретился с Сандером и Ларсом Роенами в 1973 г. Сандер Роен (род. в 1888 г.) только что вернулся домой после многих лет работы в США. Он был миллионером, и притом довольно эксцентричным. Я посещал его и прежде, в доме без электричества и мебели на Лаккегата, 27 [Осло]. Он расхаживал по нему в сумерках и готовил еду на примусе. Примус он украл у немецких оккупантов в 1944 г. Одна из первых вещей, которые он сделал вернувшись в Хол (Халлингдаль), в возрасте уже за 80, — выковал мунхарпу в большой кузнице в Рёа. Это была впечатляющая поделка. Люди в Рёа – шотландского происхождения. Когда Сандер увидел в моих руках красненький билет в сто крон, он продал свою мунхарпу без промедления. И тогда случилось невероятное: Сандер взял свою мунхарпу и приставил ко рту обратной стороной коленом языка внутрь. Он привёл его в движение своим языком, и инструмент зазвучал! Ранее я только читал об этом феномене, а теперь мне посчастливилось увидеть это своими глазами! Язычок же был почти таким же жёстким, как на других хороших мунхарпах, но Сандер, должно быть, много тренировался играть таким образом: он показал мне нечто похожее на большую мозоль на языке.
Продолжение в следующем выпуске.
[Последний абзац несколько бессвязен и в норвежском оригинале. Я попытался воспроизвести его так достоверно, как только возможно.]
37) Эта выдержка взята из статьи Халльгрима Берга в Paul Breihagen, Det tilla og detlæt, Folkemusikken i Hallingdal, spel, dans, song og leik. 1999.
38) Халльгрим Берг по-прежнему член норвежского парламента (консервативная партия) См. мунхарпа №2 для примера звучания.

Музыка и репертуар

Какую же музыку играли люди Халлингдаля на своих мунхарпах? Очевидно, это были повсеместно известные у них мелодии, народные песни и песенки-частушки, темы и фразы мелодий для лура (норвежский альпенхорн, прим.ред.), козлиных рожков и различных духовых, например, костяной дудки и тростниковой флейты. Многие мелодии для лангелейка [норвежский горный дульцимер/цитра] прекрасно подходят для мунхарпы, и наоборот. В очень малой степени они играли «slåttar» в современном значении этого слова [«slått» (мн.ч. «slåttar») означает старинную народную танцевальную мелодию], по крайней мере пока не появилась скрипка и не оказала своё влияние на музыку.
Скрипка хардингфеле в Норвегии была впервые изготовлена семьёй Ботнен в середине XVII века. Инструмент пересёк горы с запада и за следующую сотню лет распространился по всей Халлингдальской долине. Но и до появления хардингфеле там существовали устоявшиеся темы, легко запоминающиеся мелодии и разные инструменты попроще. Есть основания верить, что эти фрагменты были абсорбированы скрипичной музыкой и использованы в качестве строительного материала наиболее творческими скрипачами с чувством формы.
Эпоха Возрождения, с более свободными стилем жизни, большими компаниями, чувственными танцами и весельем потребовала более громкой музыки с твёрдым ритмом халлинга в размере 2/4 и 6/8, или «халлингспрингара» в 3/4. Скрипка стремительно набрала популярность и стала основным инструментом. Изобретательность и энтузиазм музыкальных душ были вложены в музыку хардингфеле – не столь лирическую и поэтичную, сколь зажигательную и драматичную.
С XIX века игра на мунхарпе в Халлингдале и других сельских местностях столкнулась с вопросом интеграции скрипичной музыку в варганный репертуар и попыток превзойти природные ограничения мунхарпы. Музыка ограничивалась лаусом (размером 2/4 и 6/8) и спрингаром (3/4), с парным вальсом или райнлендером (шоттисом) между ними.
В некоторых местностях, таких как Гудбрандсдаль и Сетесдаль, существовали оригинальные «slåttar» для мунхарпы, но это было редкостью. Многие люди играли на мунхарпах, и некоторые были в этом настолько хороши, что были востребованы как мастера и учителя. Тем не менее, трудно отыскать ясно выраженные передававшиеся устно через поколения традиции.
Те, кто играют на мунхарпах в Халлингдале в наши дни, к примеру, я, Халльгрим Берг (род. в 1945) и Бьорн Квиннегард (род. в 1961), принадлежат к «новой» традиции Нильса Эллингсгарда [см.предыдущую статью Х.Берга.], потому что мы переняли местные скрипичные мелодии, и к тому же играли мелодии для хардингфеле и лангелейка из других областей страны, изученные от других музыкантов или через записи. Городской парень из Осло, Эрик Ройне, работает с этим материалом с тех пор, как сделал себе имя в 1966 году своим блестящим выступлением на мунхарпе под аккомпанемент Роберта Нормана на гитаре.
На семинаре, посвящённом мунхарпе, в Фагернесе в 1995 г. широко обсуждалось «пуританство», т.е. вопрос, что «правильно» исполнять на мунхарпе, а что нет. В конце семинара был концерт, и из чистого бунтарства я сыграл три мелодии, не относящиеся ни к одной из народных традиций: одна была «ротовой музыкой», вторая мелодией для флейты, и последняя — для аккордеона. Я адаптировал их под мунхарпу и играл множество раз, и ТЕПЕРЬ они вошли в число традиционных варганных мелодий! Я надеюсь, никто в 2050 году не сможет сказать, что эволюция остановилась в 1995.
Ваш покорный слуга также начал создавать новые мелодии, которые подходили к структуре старых «slått». Моей целью было создание материала, отвечающего требованиям мунхарпы, и увеличение репертуара всего Халлингдальского региона. При этом важно было сфокусироваться на энергичном танцевальном ритме, характерном для него.
Первый норвежский CD с исключительно варганной музыкой вышел в 1999. [“Munnharpe”, издан Heilo.] На этом диске Эрик Ройне и я играем порознь и вместе (в унисон, в две партии и в гармонирующих тональностях, таких как фа и до). В то же время его обложка (с варганом, гимбардой, маультроммелем и скаччиапенсьери) говорит о том, что звукозаписывающая компания Heilo хочет привлечь и возможных слушателей за границей, поскольку варган – один из самых интернациональных инструментов повсюду. Одна из целей выпуска – показать, что варган – вполне прогрессивный инструмент, если находится в правильных руках. У него есть потенциал. Репертуар его охватывает спрингары, халлинги, рилы, польки, американский сквэр дэнс и даже имитации лягушки в ритме 3/4.
Нелегко найти подходящий репертуар, если хочешь прилично играть на мунхарпе. Старые пластинки и кассеты могут стать настоящим сокровищем. Если перелопатить добрых полторы сотни халлингдальских скрипичных мелодий, обнаружишь, что едва ли 20-30 из них могут быть перенесены на мунхарпу. Наиболее старые мелодии часто подходят для мунхарпы или тростниковой флейты, потому что звукоряд и интервалы согласуются с возможностями инструмента. Новейшие, более продуманные мелодии труднее. Но даже такие сложные мелодии, как «Skinntroya» имеют форму, которая будет совпадать с оригиналом, если вы поменяете октаву в некоторых мелодических фразах, чтобы заставить мелодию зазвучать. И тогда вы идёте от мелодии к мелодии, совершенствуя свою игру и затем добавляете её в свой личный репертуар.
Хорошим началом для отработки движений руки, контроля рта, дыхания и ритма является «Pål sinehønu» [широко известная в Норвегии детская песенка с плясовым ритмом в две четверти.] Позже, когда у вас наладится исполнение устойчивого ритма в трёх четвёртях, можно рискнуть и попробовать «UtpåVassfjorden på ein plankji» [дословно: Сидя на коряге в Вассфьорде.]
Существуют ли традиции мунхарпы в Халлингдале или Вальдресе? Трудно сказать – я не уверен, что таковые традиции существуют вообще. По крайней мере, они должны быть воссозданы. Но, имея доступ к хорошим инструментам, молодые игроки в наши дни следуют по стопам традиции Эллингарда/Ройне, отыскивая скрипичные мелодии и адаптируя их к мунхарпе, насколько это возможно. В то же время другие исполнители, копирующие старых варганистов вплоть до неприятных рыгающих звуков и наподобие [Халльгрим здесь использует слово «matrøygulping», которое можно перевести как «сжатие грудной клетки».] Во многих дискуссиях мы встречаемся с претензиями типа: «Это должно играться так-то и так-то, потому что Такой-то сыграл так в 1935 году». Во всех спорах о народной культуре всегда есть любители выяснять, что правильно, а что нет. Как бы то ни было, а всё-таки варганная игра в Норвегии на рубеже тысячелетий стала куда богаче, чем когда-либо до того.
Кросс-музыкальные эксперименты, проводившиеся с 1996 года, в которых ваш покорный слуга принимал участие, — смесь народной музыки и техно, нацеленная на дискотеки и радио, — это настолько сложная концепция, что находится за пределами темы этой статьи. CD “Licensed to dance” (MNW) не содержит элементов старинной народной музыки, и там есть фрагменты народной музыки между треками, но это больше «этно-поп», нежели фольклор.

Лучшие инструменты – Якоб Лаволль

Тот факт, что мунхарпы никогда не были лучше, чем в наше время, играет важную роль в их возрождении. Якоб Лаволль, родом из Суннфьорда (на западном побережье), заслуживает должного уважения в этом аспекте. Он выдающийся ремесленник. «Варганщик-Якоб» обошёл почти всю южную Норвегию, распродавая все инструменты, которые только мог сделать. Несомненно, он один из лучших варганных мастеров страны, вместе с несколькими талантливыми мастерами из Сетесдаля. Для мунхарп в Норвегии хороший рынок сбыта, так как те сто тысяч норвежцев, которые купили дешёвые австрийские поделки, жаждут теперь лучших инструментов. В Швеции игра на «муннгиге» (“munngiga”) полностью прекратилась ещё в XIX столетии, но в наше время имеет место всё возрастающий интерес. Раньше мы, бывало, покупали дрянные американские варганы, а теперь сами американцы покупают наши недешёвые мунхарпы. С ростом использования интернета, когда качественные записи мунхарпы будут более доступны по международным каналам связи, спрос на норвежские мунхарпы будет расти в странах с крепкими варганными традициями – Ирландии, Италии, и даже Сибири, где варган – национальный инструмент.
С 1960-х годов я был постоянным покупателем Арне Хаугли из Бюгдьёй. У него мастерская на Бюгдьёйнесвеген, 2. Он был смотрителем в местном краеведческом музее и имел кучу времени, чтобы изучить все старинные инструменты в нём. Уже в то время он был в годах и слабого здоровья, но, несмотря на это, делал аккуратные инструменты с отличным звуком, не считая прекрасных футляров к ним. Арне Хаугли был честолюбив, и очень гордился тем фактом, что некоторые из нас играли на его мунхарпах на капплейке [музыкальном соревновании] или на радио, и мы рассказывали зрителям о его выдающихся инструментах. В качестве благодарности он сделал для меня серебряную мунхарпу, в футляре из твёрдого как камень куска дуба с днища Осебергского корабля викингов.
Он был вне себя от радости, когда Якоб Лаволль и я показались у него на пороге в 1982 году и попросили продать нам все его инструменты и расходные материалы. Производство мунхарп должно продолжаться, сказали мы, и он полностью принял идею, что новый адрес теперь будет Торпо, 3579.
Модель мунхарпы, которую Якоб Лаволль постоянно совершенствует, — это, скорее всего, старая мунхарпа из Гудбрандсдаля, согласно Арне Хаугли. После осмотра мунхарпы, которая когда-то принадлежала Халдисену из Хола, я больше не уверен, в какой степени мунхарпы варьируются относительно регионов. Как и скрипки, импульсы пересекали горы и фьорды, и музыкальные инструменты на всех ярмарках всегда были в цене.

Некоторые заметки по игре

Некоторые характеризуют мунхарпу как загадочный инструмент. Мунхарпа своеобразна: одни становятся мастерами, в то время, как другие, даже опытные музыканты, едва могут извлечь из неё пару нот. Этот инструмент непостижим. Джон Райт из Парижа, эксперт во многих музыкальных инструментах, писал о нём: ”l’instrument tres imponderable”. На скрипке или пианино вы можете видеть, что делает музыкант для достижения определённого результата. В случае же с варганом вы видите только хват, деки, постановку губ и бой. Трудно объяснить, почему же у некоторых выходят прекрасные мелодии в то время, как другие звучат, как коробка, полная пчёл и кузнечиков. Базовая нота язычка звучит как бурдон, пока ноты индивидуальной мелодии основываются на гармонических сериях.
Помимо мелодической линии и хорошего инструмента есть ещё несколько несколько факторов, которые нужно принять в расчёт, если вы хотите добиться хорошо звучащего результата. Вот три фактора, которые влияют на конечный результат: бой, дыхание и использование пространства полости рта.

    1. Бой должен подстраиваться к мелодии, в соответствии с сильными и слабыми долями, т.е.ускорять бой, чтобы получились “ristetak” [лиги] в ритме спрингара [размер 3/4].
    1. Различные дыхательные техники – ровный поток дыхания, маленькие взрывы, задержка дыхания, быстрые вдох/выдох для выделения разных нот. В дополнение к этому можно использовать согласные звуки, например, «д», «г» или «л». Тяжёлое дыхание увеличивает громкость звука.
    1. Полость рта – можно подчеркнуть разные ноты гармонического ряда при помощи изменения объёма полости рта; тренированные и хорошо скоординированные мышцы необходимы, чтобы быстро подстроить ротовую полость для извлечения каждой отдельной ноты – от расслабленной позиции до полного перекрытия глубоко в горле. Мышцы языка также очень важны. С их помощью вы можете исполнить всё от глиссады до полной остановки, и, в совокупности с быстрыми вдохами-выдохами, исполнять лиги.

Все эти комбинации, со множеством вариаций, необходимы для уверенного, звонкого, беглого владения мунхарпой.
Некоторые музыканты топают ногами во время игры, топанье добавляется к музицированию и производит более цельное впечатление на слушателя. Есть большая разница между подпрыгивающим, ритмичным топаньем и монотонным битом. Вне всяких сомнений, быть хорошим танцором – большое преимущество для варганиста. Хотя это относится к мунхарпе в той же степени, как и к любому другому музыкальному инструменту; вы можете и видеть, и слышать, есть ли у игрока чувство ритма в дополнение к умению поддержать бит. Многие игроки хорошо держат темп, но не все могут «свинговать».
Для достижения визуального эффекта при исполнении музыки перед зрителями можно топать ногой, а рукой совершать какие-либо дополнительные движения при ударе по язычку. Но здесь главное не переусердствовать, иначе это будет выглядеть, как будто вы отгоняете мух. Можно использовать различную тактику, но нужно помнить, что лишь конечный результат идёт в счёт.

Назад на "Статьи"

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *