Кыргыс З.К. Тувинское горловое пение: Этномузыковедческое исследование. — Новосибирск: Наука, 2002. — 236 с., [0,5] л. вкл. ISBN 5-02-031870-1.
Монография представляет собой музыкально-теоретическое, фольклористическое исследование тувинского горлового пения хвректээр. Рассмотрены проблемы историко-культурных факторов его формирования и бытования, основа звукообразования, структурная типология, ареалы, а также современное развитие. Книга адресуется специалистам и широкому кругу читателей, интересующихся традиционным музыкальным искусством.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Необычный феномен музыкальной культуры тувинцев — труднообъяснимые и даже таинственные для непосвященного слушателя звуки чрезвычайно своеобразного вида горлового пения, когда одновременно слышны несколько звуков, тянутся две или три линии — вызывает особый интерес. Европейская музыкальная культура не знала и до недавнего времени не могла объяснить такое загадочное явление.
Уже первые путешественники, побывавшие за хребтами Саян во второй половине XIX в., обратили внимание на эти чудо-зву- ки, извлекаемые из груди тувинскими певцами и получившие название горлового пения. К этому феномену часто обращались музыковеды, но лишь недавно загадочное горловое пение тувинцев было детально описано и исследовано.
Главная заслуга в этом принадлежит тувинской исследовательнице, энтузиастке и подвижнице Зое Кыргысовне Кыргыс. Ее отец Нурсат Кыргыс принадлежал к одному из основных племен, вошедших в состав тувинцев еще несколько веков назад — древним кыргызам, завоевавшим Туву в IX в. н.э.
З.К. Кыргыс, изучавшая музыковедение в учебных заведениях Улан-Удэ и Москвы, посвятила свою жизнь этномузыкологии, изучению народной музыки и этнической культуры тувинцев, уходящей в глубь веков. Особенно ее увлекли традиции горлового пения, его музыкальная сущность и, как многим казалось, таинственные физиологические особенности.
К сожалению, к началу работ Зои Кыргыс, посвященных этому древнему феномену музыкальной культуры народов мира, традиции горлового пения у тувинцев постепенно угасали. И лишь усилиями энтузиастов, среди которых едва ли не основную роль сыграла автор этой книги, возрожденное искусство горлового пения у тувинцев ныне получило мировое признание. Концерты, включающие исполнение горлового пения, звучат в наши дни не только на всем пространстве древнего Шелкового пути от Западной Европы до Японии, в городах России, во всех странах СНГ,
но и в Соединенных Штатах Америки. Именно здесь, в специальной лаборатории госпиталя им. Франклина Рузвельта в штате Нью- Йорк, по инициативе Зои Кыргыс изучали таинственные физиологические особенности горлового пения тувинцев, для названия которого автор книги вполне обоснованно ввела новый, более точный, термин «херектээр» (дословно «петь с опорой на грудь»). Многие годы З.К. Кыргыс возглавляла созданный при поддержке ЮНЕСКО и правительства Тувы Международный научный центр изучения горлового пения.
Еще в 1987 г. З.К. Кыргыс взяла на себя инициативу создания ансамбля исполнителей херектээр, названного «Тыва» и успешно выступающего в нашей стране и за рубежом. Лежащая перед вами книга — серьезное научное исследование, которому Зоя Кыргыс посвятила более четверти века. Ради изучения ареалов горлового пения и его отдельных школ, издавна существовавших в Туве, она, не страшась трудностей полевой работы, совершила много выездов во все, даже самые труднодоступные места проживания исполнителей херектээр. Число ее экспедиционных выездов достигает 120,
Эта книга, я уверен, привлечет внимание не только музыковедов и этнологов, но и всех, кто интересуется экзотическими феноменами народной музыки Востока, найдет путь к сердцу всех любителей музыки.
Институт этнологии и антропологии РАН Профессор, доктор исторических наук С. И. Вайнштейн
Читать книгу в формате PDF
Назад на Книги варганиста