Мунхарпа и хардангерфеле в Норвегии издавна считались дьявольскими инструментами, частенько имевшими проблемы с церковью, так как имели репутацию «греховных инструментов, потворствующих диким пляскам, пьянству и дракам».
Своё отражение это нашло в стихотворении норвежского поэта и варганиста Улава Аукруста (1883-1929)
«Fan sette dansen» (Дьявол затеял танцы):
Однажды Старый Эрик затеял пляс в аду,
Скакал он так, что прыгал нож в ножнах на заду.
Плясун хороший дьявол, ему сам чёрт не брат,
А Люцифер, бедняга, уже был староват.
И дьявол в вихре танца скакнул до потолка,
А Люцифер хромает, болит его нога.
Дров чёртова бабуся подкинула в огонь,
А прабабуся в спальне, храпит – её не тронь.
Набил Нечистый трубку и чиркнул угольком,
А чёртова бабуся — с мунхарпою на трон.
Взяла она мунхарпу и ну на ней бренчать.
Подтяжки даже лопнули, так стал чёрт танцевать.
Весь ад мерцал то красным, то жёлтым, то зеленым.
Старуха на мунхарпе звенела обертоном.
Мотивчик Старый Эрик свистел бабусе в лад,
Шумел и выл, как ветер, с цепи сорвался ад!
По полу дьявол топал, Нечистый расплясался,
Он в халлинге кружил, и ад с цепи сорвался!
Весь этот гам прабабку в постели разбудил,
Споткнулся Старый Эрик, и сатана остыл.
Тряся своими космами, она бранила их.
Угомонились черти, и тут весь ад затих.
(перевод администрации Норвтрадигрнаварг)
Назад на Варган в поэзии