Культура ананьинцев Елабужского края по работам Ф.Шакировой

Мировоззренческие взгляды ананьинцев

Шакирова Ф.К. Мировоззренческие взгляды ананьинцев. «Новая Кама» от 24 февраля 1998 г.

От редакции: Живя у колыбели древней цивилизации, мы тем не менее мало что знаем о наших далеких предках. Редакция решила восполнить этот пробел, воспользовавшись дипломной работой руководителя ГМО, учителя истории Ф.К. Шакировой, которую она написала к окончанию трехгодичных курсов по истории мировой художественной культуры. Темой ее диплома стало разносторонее исследование особенностей ананьинской культуры.  В конце 80-х – начале 90-х гг., когда под руководством доцента ЕГПИ Е.И.Корепанова велись археологические раскопки на Луговском могильнике, наша газета не раз публиковала его научные статьи, в  которых рассказывалось о различных сторонах жизни и деятельности ананьинцев. В связи с этим мы решили отобрать в работе Ф.К. Шакировой по преимуществу незнакомую нашим читателям информацию.

В области мировоззрения ранних ананьинцев прослеживаются яркие интересные черты. В их основе лежат представления о том, что окружающий мир по вертикали состоит из трех сфер или «миров» — верхнего, среднего и нижнего (или подземного), а по горизонтали из четырех сторон света. Натурфилософия включала также воззрения о роли солнца как источника жизни, о живой материи и разнообразии форм окружающего мира, состоящих из трех составляющих природы: человека, животных и растительности.

Верхний, или небесный мир был обителью божеств и местом обитания птиц. В нем жили Солнце и Луна. Солнце считалось важнейшим божеством, дающим тепло и жизнь. Образ верховного женского божества —  космической богини – сохранился с эпохи матриархата. Традиции в представлениях о ней были настолько сильны и глубоки, что сведения о космической богине дошли до нас в языческих верованиях мари (Мать Солнца) ии удмуртов (Шундры Мумы. Т.е. также Мать Солнца). Ананьинцы поклонялись небу, у них существовали представления об антропоморфных (человекообразных) божествах, прообразы которых найдены  в Горбунковском и Шигирском торфяниках, а отголоски о них сохранились в этнографии финно-угорских народов Прикамья.

Религиозные церемонии совершались в жертвенных местах разного значения. Самыми главными среди них были родовые жертвенные места, где происходило поклонение родовым божествам – предкам. Идолы на жертвенниках, как полагают ученые, были деревянными в виде человекоообразных существ, животных или растений.

«Средний» мир был населен людьми и животными. В жилищах ананьинских поселений находят женские статуэтки – глиняные фигурки, большей частью расположенные поблизости от очага.

На фигурках  в виде орнамента и налепов прорисованы детали одежды. По ним можно судить о том, что женщины носили одеяния, похожие на плащи. Вышивкой, цветной материей или мехом они украшали длинные платья или рубашки с поясом. Носили также передники, нагрудные украшения и ожерелья. Голова на статуэтках дается в виде небольшого выступа, а черты лица совсем не показаны. Возможно, эти фигурки являлись божествами – покровительницами домашнего очага.

«Нижний» мир был заселен, по представлениям ананьинцев, бежествами подземного мира. Так также жили умершие предки. Ананьинцы полагали, что умершие, перейдя в загробный мир, не порывали связи с оставшимися в живых. Согласно верованиям пермских народов Прикамья, умершие предки приобретали таинственную власть над живыми и их надо было почитать и приносить им жертвы.

Большинство погребенных в ананьинских могильниках ориентировано ногами к реке. Вода считалась медиатором, то есть посредником между «средним» и «нижним» мирами. У удмуртов сохранилось название ольхи, растущей по берегам рек – «луп-пу», то есть «душа дерева». Вниз по течению реки отправлялись в потусторонний мир и души сородичей, поэтому становится понятным название ольхи: это дерево-свидетель, связанный с переходом душ в «нижний» мир. Там сородичи вели такой же образ жизни, как и в «среднем» мире, поэтому их снабжали едой и питьем в сосудах, а в соответствии с социальным рангом, авторитетом и родом занятий клали сопровождающий инвентарь:   воину – оружие, кузнецу и металлургу – соответствующие инструменты, женщинам иглы в игольницах, украшения и другие вещи.

Важным центром, объединяющим все три сферы, являлось «мировое древо», которое проходило через все «миры»: корни его находились в «подземном мире», ствол – в «среднем», а кровля в «верхнем». Оказательством являются изображения «мирового дерева» на пряслицах и других вещах. Такие находки на стоянках эпохи бронзы в Прикамье показывают, что образ «мирового дерева» в крае существовал еще во II тыс. до н.э. Это была своеобразная ось, по которой осуществлялась связь между тремя мирами.

Ф.Шакирова, учитель истории школы № 9.


 

Архитектура и искусство ананьинцев

Шакирова Ф.К. Архитектура и искусство ананьинцев. «Новая Кама» от 1 июля 1998 г.

Характерной чертой архитектуры ранних ананьинцев является строительство укрепленных городищ. Самым древним ананьинским городищем в Татарии, относящимся к VIII в. до н.э. считается Грохань в Мамадышском районе.

Эти городища строились по высоким берегам рек и имели фортификационную систему в виде дугообразных в плане, сравнительно невысоких, но широких валов и рвов, глубиной до 2-х метров. Эти сооружения тянулись в длину на несколько десятков метров. Мощные для того времени земляные укрепления еще больше усиливались частоколов из бревен, который устанавливался на вершине валов.

Можно отметить следующую закономерность: мощность укреплений заметно возрастает к югу, откуда ожидались нападения киммерийцев, савроматов, скифов. Кроме того, городища появляются здесь значительно раньше, чем в других местах. Таким образом, местные племена были в VIII  в. до н.э. зачинателями в освоении новой техники и нового искусства фортификационных земляных сооружений.

В раннеананьинское время окончательно происходит переход жителей селищ из полуземлянок в наземные дома. Отдается предпочтение вертикальным столбовым креплениям стен, известным здесь еще со времен строительной деятельности срубных племен. И в том и в другом случае жилище ананьинского человека на территории Татарстана в VIII – VII вв. до н.э. представляло наземное бревенчатое сооружение.

В мемориальной архитектуре того времени заслуживает внимания планировка могильников – некрополей, представлявших собой деревянные наземные и подземные сооружения (прообразы мавзолеев), и особенно применение каменных плит и сооружение каменных стел, с которыми связано зарождение монументального искусства.

В комплекс ананьинских могильников входили подземные сооружения (иногда это были длинные, разделенные на несколько отсеков «дома», как, например, в Старшем Ахмыловском могильнике на территории Горномарийского района Марий Эл, где такой дом для мертвых имел 16 метров в длину и малые наземные постройки, которые сжигались согласно обрядам, символизировавшим очищение души. Кладбища, вероятно, имели ограды. Само их расположение вдоль берега было связано с сохранившимися и позднее у некоторых угро-финских народов представлениями о реке смерти, реке переселения душ.

Каменные плиты-стелы ставились ананьинцами как памятники в честь умерших и, несомненно входили в определенную имеющую смысловые обоснования, ритмически организованную архитектурную систему, контуры которой совсем не ясны. Некоторые камни-плиты вероятно находились под землей, другие располагались на поверхности. Возможно, в самом плане их размещения можно было прочитать рисунок, имевший понятное людям той эпохи сакральное значение. А.В.Збруева (одна из первых в археологии исследовавшая эту культуру) сообщает об одном из погребений Ананьинского могильника, что оно располагалось под слоем дерева и под ладьей из больших каменных плит. Целый комплекс последних был выявлен на уровне наземных сооружений при исследовании Тетюшского могильника. Он представлял собой семь плоских плит рыхлого коричневато-серого песчаника до метра высоты со слегка расширяющимся округлым верхом и грубо отесанным, вероятно уходившим в землю основанием.

Чрезвычайный интерес представляют собой обнаруженные в двух местах  каменные стелы с изображением воинов и оружия. Первой была открыта в 1868 году большая каменная плита прямоугольной формы с закругленным верхом из Ананьинского могильника. На лицевой заглаженной стороне этого камня вырезано (во весь рост, но в сильно уменьшенном по отношению к натуре  масштабе) изображение ананьинского воина. На его голове – остроконечная шапка, на шее пластинчатая гривна, на талии – пояс, на котором висят: справа кинжал, слева —  колчан со стрелами. В правой руке воина топор-секира. Своеобразным дополнением к этому уникальному памятнику стала вторая, малая каменная плита из Ананьинского могильника (обе они находятся в Государственном музее в Москве). По утверждению А.В. Збруевой, на ней пропараван контурный рисунок, изображающий фигуру безбородого мужчины монголоидного типа, поскольку у воина отсутствуют усы и борода, всегда фиксируемые в скифских стелах.

При всей очевидной схематичности и примитивности рисунка в нем, несомненно, есть своеобразная выразительность, особенно ощутимая в плавной линии силуэта, в том, как очерчены покатые плечи, мягкий овал лица, тонкий, стянутый поясом стан. Поразительно пристальное внимание художника к деталям воинского костюма и вооружению. Они воспроизведены так точно, что полностью соответствуют ананьинскому оружию и украшениям, известным по археологическим находкам.

В течение почти целого столетия две каменные стелы с изображением воинов из Ананьинского могильника оставались единственным свидетельством развития своеобразного монументального изобразительного искусства древних племен. Новые открытия ананьинских стел – надгробий с изобразительными сюжетами произошли в начале 1960-х годов, когда на острове, у бывшего Ново-Мордово Куйбышевского района, Татарстана был обнаружен комплекс раннеананьинского могильника, включающий одиннадцать каменных плит, семь из которых украшены рельефными изображениями. Все стелы однотипные по форме, слегка расширяющиеся снизу вверх, с закругленным полуотвальным завершением, высотой от 90 до 120 см., изготовлены из местного светло-серого известняка. Задняя сторона довольно грубо обколота. А лицевая тщательно заглажена и оформлена по краю плиты рельефным бордюром. В этом обрамлении предстают изображения, одно из которых носит чисто орнаментальный характер (полоска с зигзагом), а шесть остальных являются поразительными по своей реалистической точности рельефными изображениями оружия. В основном варьируются изображения короткого и удлиненного кинжала и боевого топора – секиры. Предметы выделены крупным планом и свободно сопоставлены друг с другом.

Нельзя не отметить не только реалистичную точность, наблюдательность художника, прекрасно знакомого с формами современного ему оружия, но и то очевидное эстетическое наслаждение, которое получал он, воспроизводя эти формы в камне, выявляя тонкие различия между, казалось бы, однотипными, но всегда индивидуально неповторимыми секирами и кинжалами, совершенство их пропорций, своеобразие декора. На одной из стел запечатлена секира, лезвийная часть которой рисуется как оскаленная пасть хищного зверя. В то время как сами по себе ананьинские бронзовые и железные кинжалы. Мечи, топоры, клавцы становились предметами декоративно-прикладного искусства, виртуозными изделиями металлистов – в мемориальной пластике на каменных стелах они как бы переживали свое второе художественное рождение как объект изображения.

Ф.Шакирова.


 

Эротический мотив  в культуре ананьинцев

Шакирова Ф.К. Эротический мотив в культуре ананьинцев. «Новая Кама» от 26 августа 1998 г.

В натурфилософских воззрениях древних людей идея воспроизводства в растительном, животном мире и человеческом обществе осознавалась и воспринималась через акты творения, выраженные с помощью знаков-символов и форм вещественного мира.

На различных предметах из памятников Волго-Камья ананьинской эпохи (VIII – III вв. до н.э.) – пряслицах, украшениях, крючках, фаллических изображениях отражена идея воспроизводства в растительном мире, в том числе – культурных, злаковых растений. Она показана с помощью изображений самих растений и знаков = символов: ромба с крючком (который являлся олицетворением воспроизводства в растительном мире) и проникающих треугольников, означающих всепорождающее женское начало.

Культ пола – наиболее ранний из всех культов. Он вырос на почве элементарного, простого наблюдения над органами деторождения, обладающими могучей, дарующей жизнь силой. Жить – значит воспроизводить себе подобных. В древности идея акта творения и порождения всего живого, в том числе людей, обычно выражалась с помощью полового символизма. Мужские органы чаще всего олицетворяли могущество, власть, общее одухотворяющее, но необязательно детородное начало. На ряде поселений эпохи ранней бронзы Южного Приуралья встречены костяные и глиняные изображения фалла. Массивные фаллические песты из габбара, песчаника, гранита, сланца обнаружены в Зауралье. Они относятся к археологическим находкам  гамаюнской культуры, существовавшей на рубеже бронзового и железного веков. Трассологический анализ выявил, что они использовались для дробления каменного талька в керамическом производстве и, возможно, для дробления руды.

С идеей оплодотворения земли связаны глиняные фаллы из ананьинских поселений, на поверхности которых показаны ромбы с крючком в сочетании с прямоугольниками и солярными символами. На ананьинских поселениях найдено несколько десятков керамических и костяных фаллов. Изображения некоторых из них тесно связаны с идеей плодородия, произрастания, благодатного воздействия солнечного тепла. Часть керамики разбита в древности. Вероятнее всего, их использовали в календарных обрядах, особенно в земледелии. Возможно, при исполнении обрядов аграрного культа они ритуально разбивались, так же, как впоследствии в XVIII-XIX вв. разбивались яйца в начале весенней пахоты, например, у удмуртов. Это действие в ананьинскую эпоху могло означать своеобразный акт оплодотворения, когда частичное уничтожение фалла обозначало обремение земли посеянным зерном нового урожая и вызывало его рост. В искусстве ананьинской эпохи имеются орнаменты из взаимопроникающих треугольников, выступающих как символы воспроизводства. Некоторые бронзовые украшения оформлены в виде изображения мужского и женского начала.

Таким образом, в своем изобразительном творчестве древние мастера ананьинской и других культур с помощью знаков-символов стремились выразить главную мысль – идею обновления, воспроизводства в животном мире и социуме. При этом чаще всего использовались символы, выражающие мужское, более активное начало, что соответствовало патриархальному характеру эпохи бронзы и раннего железного века.

Ф.Шакирова.


 

Фантазия и зоркость ананьинских художников

Шакирова Ф. Фантазия и зоркость ананьинских художников. «Новая Кама» от 17 июля 2001 г.

Наиболее высокие достижения изобразительного искусства ананыинской эпохи связаны с расцветом «звериного стиля», проявления которого наложили отпечаток как на разные виды творчества, так и на эстетически осваиваемые ананьинцами материалы: Металл, кость, керамику. Вероятно, впрочем, что большинство произведений ананьинской скульптуры вырезалось из дерева. Во всяком случае, сохранившиеся в археологическом инвентаре инструменты свидетельствуют о развитии этого вида искусства.

Звериные мотивы со­ставляют богатейший мир изображений, в которых буй­ная фантазия сочетается с изумительной зоркостью древних художников, свобо­да и смелость композицион­ных решений — со строгой регламентацией зрелого стиля. В основе всех изображений ананьинского «звериного стиля*’ независимо от того, легко ли они читаются совре­менным зрителем или, на­против, кажутся совершенно загадочными в своих гибрид­ных хитросплениях, несом­ненно, лежат древние мифо­логические представления ананьинских племен, по-своему познающих, оцениваю­щих, наделяющих сверхъес­тественной силой, добрыми или злыми чарами окружаю­щий их мир.

К шедеврам ананьинского «звериного стиля» относят­ся бронзовые секиры с изоб­ражением хищного зверя с раскрытой оскаленной пас­тью и головы птицы, обычно именуемых в исторической литературе «секирами анань­инских вождей». Образцы их хранятся в Государственном историческом музее в Моск­ве и в Государственном объе­диненном музее Татарстана в Казани. Они изготовлены из прекрасного бронзового сплава. В пластике изобра­жений устрашающая эксп­рессия сочетается с декора­тивной целостностью и за­вершенностью формы. Вели­колепны в своей художе­ственной выразительности и голова птицы с хищно изогну­тым клювом, и грозно оска­ленная пасть неизвестного хищника, его круглые глаза, острые уши, стилизованная завитками спирали и насеч­ками шерсть.

Широко были распрост­ранены в ананьинском худо­жественном металле отдель­ные литые фигурки птиц, имевших культово-магичес­кое назначение. Такова, на­пример, довольно массивная бронзовая птичка с разверну­тыми словно в полете крыль­ями, найденная в мужском погребении Луговского мо­гильника (VII-VI в.до н.э.). Ли­тые бронзовые изображения коней, оленей и других при­рученных человеком живот­ных украшали ажурные нако­нечники рукояток кинжалов.

Звериные мотивы играли ведущую роль также в анань­инском косторезном искусст­ве. Фигурки животных изоб­ражались на костяных палочках, которые служили для об­работки и очистки кож, на ру­коятках ножей. Так, в Зуевс­ком могильнике была обнару­жена палочка с фигурками ползущих медведей. Древний резчик прекрасно выявил своеобразие их неуклюжих дви­жений Фигурка медведя, зу­бастого хищника с когтисты­ми лапами, вообще занимала центральное место в ананьин­ском «зверином стиле». От наивно-реалистических изображений этого зверя ананьинцы шли к стилизованным фор­мам его обозначения, к слож­ным декоративно-гибридным композициям — полумедведь, полуптица. Такой характер но­сит, например, костяная пла­стинка из Аргыжского городи­ща, расположенного на бере­гу Вятки.

Многогранно были раз­виты у ананьинских племен все виды декоративно-при­кладного искусства, в частно­сти керамика. Формы сосу­дов были по обыкновению круглодонные, чаши полуяйцевидных очертаний, призе­мистые горшки с широким и невысоким горлом, имею­щим плавный венчик. Орна­мент, созданный оттисками шнура в сочетании с рядами ямок, изображался только на верхней части сосуда. Все это располагалось четкими горизонтальными рядами и отличалось строгим изяще­ством.

Уникальным образцом керамики с сюжетно-изобра­зительным декором является происходящий из давних (1881 г.) раскопок Ананьинс­кого могильника сосуд, в вер­хней части которого изобра­жены животные. Четырехно­гие звери (лоси, лошади или собаки) с одинаковыми зао­стренными треугольниками — мордами и поднятыми вверх хвостами представлены спо­койно стоящими друг за дру­гом, так что их ровный ряд образует горизонтальный фриз, параллельный верхним поясам орнамента.

Если изобразительное начало в декоре керамичес­кого изделия было редким, то в металлических вещах само­го разнообразного практи­ческого назначения оно едва ли не преобладало над орна­ментальным.

Подвергнутый художе­ственной обработке металл играл важную роль в украше­нии ананьинского мужского и женского костюмов. Анань­инцы изготовляли витые шейные гривны из бронзы и серебра, пластинчатые браслеты, проволочные серьги в форме вопросительного знака, височные кольца, для ко­торых характерны несколько оборотов витков согнутой в спираль бронзовой или серебряной пластинки, перстни, имевшие разнообразной применение в украшении одежды, пояса и головного убора; плоские и выпуклые, круглые и четырехугольные бронзовые бляхи, нередко с изображением солнца орнаментальными знаками свас­тики и другими узорами; ажурные пряжки, в форму ко­торых хорошо вписывались или птицы с изогнутой шеей, или свернувшиеся кольцом, как бы кусающие себя за хвост звери.

Костюм воина, о котором дают представление изобра­жения на стелах из Ананьин­ского могильника, включал в себя стянутый поясом узкий кафтан, похожую на башлык остроконечную шапку, веро­ятно, мягкие кожаные сапоги. Тройными полосками — чер­точками на камне, видимо, были отмечены места выши­вок или аппликаций на груди, локтях, коленях, на концах ру­кавов.

Судя по обломкам глиня­ных статуэток, сложным худо­жественным ансамблем, вклю­чающим нагрудник, пояс, пе­редник, перекинутую через плечо повязку и разнообраз­ные украшения, был ананьинский женский костюм. Голубые и зеленоватые бусы из пасты и стекла, известные по многим находкам из Ананьинского и других могильников, составля­ли изящные цветовые допол­нения к этому костюму. Много­численные находки инстру­ментов (иглы, шила) свиде­тельствуют о развитом искус­стве шитья и украшений мехо­вой, кожаной и тканой одежды.

Тщательной отделке (судя по разнообразию инст­рументов — лопаточек) под­вергалась ананьинскими ма­стерами кожа, служившая для изготовления богато ук­рашенных металлическими накладками и бляшками по­ясов, головных уборов, конс­кой узды. Ко всему этому надо добавить огромное мно­жество не сохранившихся ху­дожественных предметов из дерева, бересты и лыка, ко­торые в целом составляли, вероятно, большую часть всех производимых ананьин­цами и украшавшими их быт изделий.

Ф.Шакирова

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *