Мессионерская деятельность 3 благочиннического округа Елабужского уезда среди иноверцев

Из книги 
"Белов В.Н. (Сост.). Очерки духовной и просветительской жизни 
Елабуги и уезда (разное). Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, Издание Елабужского 
Отделения Русского Географического Общества, 2016. –  с.340"

ВЕВ, 1912, № 11, 15  марта. Отдел неофициальный. Стр.295-299

Вспомогательными средствами в религиозно-просветительской деятельности духовенства 3 благочиннического округа Елабужского уезда были распространение книг и брошюр религиозно-нравственного характра на инородческом языке и устройство миссионерской экскурсии. Сотрудником духовенства в первом был миссионер-книгоноша. Это крестьянин из инородцев – вотяков Алнашского прихода, довольно начитанный  и уже с многолетним опытом в деле проповеди среди своих сородичей.  Деятельность его определена особой инструкцией. по инструкции он должен посещать в приходах благочиния инородческие селения для бесед и притом должен распространять среди них инородческую литературу. Поездка его по приходам благочиния определяется каждый раз назначаемым ему маршрутом, с указанием времени. какое он должен провести в каждом приходе. По прибытии в село, он является к приходскому священнику и остается в его распоряжении то время, какое указано в маршруте. В каждом приходе посещает те селения, какие указаны будут приходским священником и, по его указанию, ведет беседы с инородцами как общие. так и семейные. За каждый день ведет дневник, с указанием, в каком селении был, о чем беседовал и сколько было слушателей. По объезде селений прихода, книгоноша является к священнику и показывает ему свой дневник, а священник о деятельности его, с указанием селений и числа бесед, произведенных им, записывает в выданную ему книгу. Деятельность книгоноши, по отзыву духовенства, весьма плодотворна. Инородцы с большим вниманием выслушивают его беседы и охотно собираются на них, так что число слушателей местами доходит до 300.

С миссионерскою же целью, летом 1911 года была предпринята, под руководством и личным наблюдением местного благочинного, экскурсия из состава духовенства округа. Население  в приходах  благочиния смешанное: русское и вотяки. Вотяки мало слыхали проповеди Слова Божия на своем родном языке, а богослужения никогда. Хотя многие из среды духовенства знают вотский язык и ведут беседы с инородцами, но не имеют достаточного навыка в миссионерском деле по креплению в умах инородцев сознания истинности и спасительности Христовой веры. Поэтому  из состава местного духовенства, знающего вотский язык, предположено было организовать миссионерскую экскурсию, которая должна была посетить приходы и некоторые селения инородческие для проповеди Слова Божия с совершением богослужения на родном языке инородцев. В состав экскурсии был приглашен, как опытный в деле миссии среди инородцев, помощник Епархиального миссионера Андреев, от которого все участники экскурсии могли бы поучиться в деле ведения миссионерских бесед. В организации экскурсии преследовалось несколько целей: 1) Преподать инородцам на родном их языке вполне цельное понятие о единой истиной и спасительной вере Христовой и поселить в сознании их необходимость жить согласно сей вере. Соответственно сей цели были заблаговременно распределены темы для поучений между участниками экскурсии.  2) Сплотить всех знающих инородческий язык членов духовенства округа между собой. в целях развития местной миссии в округе, и дать им возможность практически ознакомиться со всеми миссионерскими средствами, в целях большего воздействия Христианской проповеди на инородцев. 3) Выяснить. насколько удобопонятны богослужебные книги – переводы для вотяков применительно к местному наречию их. 4) ознакомить псаломщиков, знающих вотский язык, с пением церковных песнопений на вотском языке.

Для участия в пении при богослужениях был организован хор из псаломщиков, знающих вотский язык. По получении разрешения Его Превосходительства разослан был причтам благочиния маршрут с указанием приходов и селений, которые должна была посетить экскурсия. С 18 июня все участники экскурсии собрались в селе Алнашах, где целый день прошел в необходимых приготовлениях. В состав экскурсии, кроме местного благочинного и помощника Епархиального Миссионера, вошли священники: села Малой Воложки Стефан Ефимов и села Омги Иоанн Поздеев, диакон села Большой Пудги Кондрат Павлов, псаломщики: села Алнаш Василий Соколов, села Варзиатчей Георгий Васильев, села Троицкого запрещенный священник Иоанн Старков и учитель земской школы Прокопий Горохов, как руководитель пения. В состав экскурсии был взят и миссионер – книгоноша, как для практического ознакомления в ведении беседы, так и для распространения путем продажи инородческих книг и брошюр. 19 июня было совершено в селе Алнашах первое богослужение на вотском языке при громадном стечении инородцев. Литургию, как в Алнашах, так и в следующих селах совершали соборне при участии местных священников. Пред Литургией была всегда первая беседа, а за Литургией поучение после Евангелия, за причастным стихом – вторая беседа, которая длилась всегда не менее полутора часа. Если храм не вмещал всех слушателей, то вторая беседа во многих селах велась в церковной ограде. Торжественное совершение богослужения, стройное и приятное пение привлекали повсюду массу народа. Народ с глубоким вниманием прослушивал проповеди, не смотря на продолжительность богослужения с произношением проповедей, каковое обыкновенно кончалось около 2-х часов пополудни. После непродолжительного отдыха участники экскурсии обыкновенно в 4 часа пополудни отправлялись в следующий приход и по пути посещали обыкновенно два селения, где служили соборне молебны при участии приходского духовенства с произношением трех проповедей того же содержания, как и в храме. На служение молебна и на проповеди в каждом селении уходило времени около 3 часов. В попутных селениях (инородческих) обыкновенно собирался народ и из окрестных селений в огромном количестве, ждал даже до позднего вечера, так как обыкновенно во втором селении приходилось совершать богослужение и вести беседы до самой полночи. В следующее село участники экскурсии обыкновенно приезжали к началу утреннего богослужения. Следуя во всем ранее намеченной программе, экскурсия посетила за время с 18 по 25 июня следующие приходы: Алнашский, Варзиачинский, Омгинский, Троицкий, Александровский и Можгинский. Попутных селений посещено 13, совершено в них 10 молебнов и 3 всенощных бдения. Произнесено поучений: в храмах 18, в селениях 34.

Экскурсия оказала большое влияние на инородцев, о чем свидетельствует то глубокое внимание, какое проявили инородцы к самой проповеди и к участникам экскурсии. Повсюду инородцы высказывали искреннюю благодарность участникам экскурсии и с большой охотой провожали их на своих лошадях от селения до селения. Что Слово Божие затронуло душу инородцев, видно из того, что слышанная ими проповедь, по отзыву приходского духовенства, стала предметом суждения в инородческих селениях. Благотворное значение имели экскурсия и не только для инородцев. Сами участники ее приобрели необходимый навык в ведении миссионерских бесед и сознание великой пользы от экскурсии. В виду выражаемого повсюду инородцами желания и впредь посещать их, теперь уже считается необходимым и в будущем совершать миссионерские поездки. Приходскому духовенству, которое повсюду участвовало в богослужениях и проповеди в селениях, экскурсия на практике доказала, какое влияние имеет на инородцев проповедь на родном языке. Приходское духовенство также считает в настоящее время необходимым для развития миссии среди инородцев в каждом инородческом приходе при всех удобных случаях совершать богослужение в храме на  инородческом языке, а все совершаемые в инородческих селениях общественные богослужения совершать на этом языке обязательно. Участники экскурсии распределили между собою труд по переводу некоторых песнопений и молитв для служения молебнов на местный инородческий язык. Чтение богослужебных книг – переводов на вотском языке, а равно и пение церковных песнопений по-вотски, требует особого навыка даже для свободно говорящего по-вотски. В виду этого, для совершения богослужения в храме и в приходе необходимо всех псаломщиков и диаконов в инородческих приходах практически ознакомить с чтением и пением, чего можно бы лучше всего достигнуть устройством в благочинии хотя недельных курсов для подготовки псаломщиков и диаконов к чтению и пению по вотски, так как достигнуть этого в недельный срок вполне возможно. надеемся, что с помощью Божией и при дружном содействии приходского духовенства дело просвещения инородцев – вотяков в духе Православной Веры  пойдет в будущем более верным путем и даст благие результаты.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *