Полидович Ю.Б. Рукояти с изображением хищников и некоторые особенности ананьинского «звериного стиля». //У истоков археологии Волго-Камья (к 150-летию открытия Ананьинского могильника). Серия «Археология евразийских степей». Выпуск 8. Елабуга, 2008 с.239- 244
Полидович Ю.Б.
Рукояти с изображением хищников и некоторые особенности ананьинского «звериного стиля»
Изобразительное искусство Волго-Камского региона ананьинской эпохи в целом достаточно детально охарактеризовано в обобщающих работах А.В. Збруевой, К.И. Корепанова и Ст.А. Васильева, а также в ряде публикаций и обзорах других авторов. Однако ряд вопросов, связанных с изучением феномена этого искусства, по-прежнему остаются дискуссионными и открытыми. В частности, это касается общего подхода к ананьинскому искусству — от выделения единого понятия «ананьинский звериный стиль» и изучения его специфики как оригинального историко-культурного явления (историографию вопроса см.: Васильев, 2000) до отрицания существования «стилистически и хронологически единого ананьинского звериного стиля» (Васильев, 2002. С. 7).
Большинство ананьинских изделий в «зверином стиле» было выполнено из бронзы. Это было связано, в первую очередь, с мощным развитием бронзолитейного производства в Волго-Камском регионе в ананьинское время (Кузьминых, 1983). Однако не менее показательными были роговые и костяные изделия. Согласно общим подсчетам К.И. Корепанова, они были менее распространены, но в то же время «достаточно показательны, поскольку немногие регионы скифского мира могут быть представлены столь обширными коллекциями костяных изделий в зверином стиле» (1985. С. 48). Тем более что «кость является традиционным и одним из основных сырьевых материалов для Волго-Камья и всей лесной полосы Евразии» (Васильев, 2004. С. 282).
Широкое использование кости в качестве материала для изготовления предметов в «зверином стиле» началось в V в. до н.э. и наиболее популярным, стало в IV—III вв. до н.э. (Корепанов, 1985. С. 45; Ашихмина, Черных, Шаталов, 2006).
В кости преимущественно воспроизводились образы местной фауны, лось, медведь и другие. При этом, отдельные образы были связаны преимущественно с определенными категориями костяных изделий: мотив головы хищника (кошачьего, волка или медведя) — с рукоятками ножей и оружия, мотив головы медведя — с костяными псалиями (Корепанов, 1985. С. 45).
Возможно, одной из наиболее оригинальных категорий ананьинских костяных и роговых изделий, связанных со «звериным стилем», являются рукояти орудий (Васильев, 2001; Ашихмина, Черных, Шаталов, 2006. С. 54-57) (рис. 1). Эти изделия являются самыми распространенными среди ананьинских изделий из кости и рога. Вырезаны рукояти в основном из роговых отростков лося, олени или косули и подразделяются на рукояти шильев и ножей (Ашихмина, Черных, Шаталов, 2006. С. 55).
В целом подобные изделия были характерны для самых разных регионов скифского мира, однако только для ананьинских памятников характерно столь большое количество рукоятей орудий, украшенных резными изображениями животных. Это могли быть разные животные: лось, медведь, волк, кошачий хищник (Корепанов, 1987. С. 69; Васильев, 2001. С. 78; Коренюк, 2004; Ашихмина, Черных, Шаталов, 2006. С. 54—57; др.). Изображения хищников преобладали на данной категории изделий. При этом если лось и кабан были представлены только в виде головы, то хищники изображались либо в виде головы, либо в виде протомы (передней части тела), воспринимаемой как изображение «крадущегося или затаившегося хищника» (Шаталов, 2006. С. 102; Ашихмина, Черных, Шаталов, 2006. С. 57). Как уникальный мотив многими исследователями отмечается изображение так называемого «взнузданного» медведя (рис. 1,13) (Ашихмина, Черных, Шаталов, 2006. С. 57).
Но во всех случаях характерно, что изображение на рукояти является органической частью изделия. Голова или протома животного как бы вырастает из рукояти. Подобное органическое сочетание изделия и зооморфного образа характерно для роговых или металлических зоо- морфно оформленных псалиев, распространенных во многих регионах скифского мира, для металлических крючков, распространенных преимущественно в Волго-Камском регионе и Подонье в IV в. до н.э., для ананьинских бронзовых парадных секир и ряда других изделий. Однако же для большинства изделий скифского мира характерно либо «присоединение» изображения к изделию (к примеру, большая часть чеканов и ножей, происходящих из восточных регионов скифского мира), либо вписывание изображения в плоскость на изделии (см. зооморфное оформление перекрестий, рукоятей и ножен мечей и кинжалов, рукоятей ножей и т.д.). Животные воспроизводились на рукоятях, как правило, в виде объемных (скульптурных) изображений, часто дополненных рельефной резьбой (Шаталов, 2006. С. 101; Ашихмина, Черных, Шаталов, 2006. С. 80 и след.)
Еще одной особенностью зооморфно оформленных рукоятей является их индивидуальность. При определенной общности образов и композиций, изображенных на этих изделиях, стилистическое воплощение животных в каждом случае было достаточно оригинальным. На наш взгляд, это говорит о достаточно развитом мастерстве ананьинских резчиков, работавших в пределах определенной изобразительной традиции.
Понять сущность этой традиции может, по нашему мнению, один достаточно яркий стилистический прием — акцентированное выделение щеки (скулы) хищника при помощи какого-то дополнительного изображения. Этим, прежде всего, отличается серия рукоятей V в. до н.э. из Буйского городища. В нескольких случаях скула изображена в виде спирального завитка (рис. 1, 1, 4, 10), в одном — в виде кольца (рис. 1, 2), еще в одном — в виде стилизованной птичьей головки (рис. 1,9).
Выделение скульных дуг является одной из характерных черт экстерьера реальных хищников. Это связано с особенным развитием мышц головы, в частности жевательных, произошедшего вследствие питания животной пищей (Биология…, 1966. С. 258, 259, 267). И хотя на большинстве изображений хищников скифского времени акцент на этой части головы не делался, в некоторых регионах скифского мира изображения хищников с акцентированной щекой были достаточно распространены. Это, прежде всего, характерно для изображений из Нижнего Поволжья (около 30%) и Центральной Азии (менее 50%). Также на большинстве алтайских изображений щека или выделялась каким-то образом, или же рельефно очерчивалась.
Акцентирование щеки спиральным завитком можно считать достаточно ярким стилистическим признаком, бытовавшим в конце VI-IV вв. до н.э. Этот прием свойственен для единичных изображений, происходящих из разных регионов скифского мира: Северного Причерноморья (Золото степу, 1991. Кат. 120,/), Днепровской лесостепи (Ильинская, 1968. Табл. 21,4; Яковенко, 1969. Рис. 1, 6), Кавказского региона (Шамба, 1983. Рис. 1, 21), Горного Алтая (Руденко, 1953. Табл. 80, 2; Кубарев, 1991. Табл. 38, 26), Тувы (Маннай-Оол, 1970. Рис. 19, 4). Применялся этот прием и при изображении иных животных, особенно «ушастой птицы» (например: Максимов, 1976. Рис. 3, 77).
В определенной степени спиральный завиток можно считать стилизацией иного приема: расположения на щеке или на заднем контуре головы, т.е. «от угла нижней челюсти к уху» (Переводчикова, 1984. С. 8,9), дополнительного изображения головки хищной птицы[1]. Этот прием является одной из разновидностей характерного признака скифского «звериного стиля»: зооморфного превращения. В разных регионах скифского мира было принято изображать самые разные части головы и тела хищников, оленей и других животных в виде голов или целых фигур тех или иных животных, чаще всего головки хищной птицы (Канторович, 2002). Размещение головы хищной птицы на контуре щеки или на ней самой характерно, прежде всего, для Прикубанья (Смирнов, 1964. Рис. 81,2; Переводчикова, 1984. Рис. 2, 14,15,16; Островерхов, 1994. Рис. 1, 8; Очир-Горяева, 2001. Рис. 1, 2) (рис. 2, 4-10) и Нижнего Поволжья (Смирнов, 1964. Рис. 78, 7; Очир-Горяева, 1988. Рис. 1; Дворниченко, Очир-Горяева, 1997. Рис. 1, 37) (рис. 2, 75-77), единичные изображения происходят из Южного Приуралья (Стоколос, 1962. Рис. 7, 7) (рис. 2, 13), Северного Причерноморья (Гайдукевич, Капошина, 1951. Рис. 4а; Лесков, 1968; Канторович, 2002. С. 93) (рис. 2, 2, 18), Правобережной (Галанина, 1977. С. 29, табл. 13, 7; Капошина, 1950. Рис. 13) (рис. 2, 12, 19) и Левобережной Днепровской лесостепи (Ильинская, 1965. С. 94, рис.4, 3; Радзиевская, 1979. Рис. 1, 2) (рис. 2, 3, 20). А на поволжском изображении из кургана А-12 у с. Блюменфельд использована стилизованная головка копытного животного (Смирнов, 1964. С. 234, рис. 78, 77) (рис. 2, 77). Еще на одном нижневолжском изделии — «малом» клыке из разрушенных курганов у с. Ново-Привольное (Максимов, 1976. Рис. 1, 3) в изображение головы хищника вписана голова какого- то животного (лося?: Максимов, 1976. С. 213), размещенная в пределах нижней челюсти и внешнего контура головы (рис. 1, 14). В более редких случаях прием зооморфного замещения внешнего контура щеки (головы) применялся в изображениях оленей, лося, грифона (Максимов, 1975, С. 214, рис. № 7; Канторович, 2002. С. 93).
Для изображений хищников на рукоятях из Буйского городища характерна еще одна стилистическая деталь: завиток на щеке является продолжением ленты губ. Изображать губы хищника в виде рельефной ленты также являлось одной из характерных черт скифского «звериного стиля». Однако то, что эта лента перерастает в завиток на щеке, кроме вятских изображений характерно еще для нижневолжского изображения на «малом» кабаньем клыке из разрушенных погребений у с. Ново-Привольное (рис. 2,14).
На наш взгляд, данная небольшая серия вятских рукоятей с изображениями хищников достаточно наглядно высвечивает целый ряд основных особенностей всего ананьинского зооморфного искусства. А именно:
- изделия, выполненные в «зверином стиле», являются продуктом творчества местных мастеров; это оригинальные авторские произведения, которые ни в коей мере не копируют импортные образцы или же им подражают (об этом см.: Васильев, 2004. С. 276, 279, 281 и др.);
- ананьинские изделия творчески сочетают в себе стилистические приемы как общескифского плана, так и собственные наработки;
- ананьинские изделия, являясь оригинальными произведениями зооморфного искусства, полностью соответствуют общим принципам скифского (в широком смысле понимания этого термина) «звериного стиля», всему его художественному строю.
Подобный вывод можно сделать при анализе и других серий изделий, которые также характеризуются исследователями как собственно ананьинские: бронзовых парадных секир (Кузьминых, 1983. С. 143-145; Васильев, 2004. С. 279), каменных пряслиц, костяных псалиев с головами медведей на концах (Корепанов, 1981. С. 131), костяных гребней (Шаталов, 2002; Васильев, 2004. С. 279) и т.д.
Следовательно, можно сказать, что анань- инский «звериный стиль» представлял собой самостоятельный локальный вариант скифского «звериного стиля», каковым в настоящее время рассматривают также зооморфное искусство скифского времени Северного Причерноморья, Левобережной и Правобережной Днепровской лесостепи, Среднего Дона, Нижнего Поволжья, Южного Приуралья и т.д. Несмотря на значительные локально-хронологические особенности бытования ананьинского искусства, которые отмечаются исследователями (Корепанов, 1980; Васильев, 2002; 2004), зооморфные образы были органичной частью художественного мира населения Волго-Камского региона в VII-IV вв. до н.э. Определенные хронологические ритмы развития волго-камского искусства ананьинского времени, отмеченные всеми исследователями как дискретные, были столь же характерны для всех западных регионов скифского мира — от Северного Причерноморья до Южного Приуралья (Полщович, 2001).
Конечно же, ананьинский мир был в первую очередь связан с соседними регионами: Нижним Поволжьем, Южным Приуральем и Средним Доном, — что очень наглядно иллюстрируют изделия в «зверином стиле», в том числе и проанализированные выше. Вместе с тем, преобладание тех или иных образов в изобразительной системе, их конкретное стилистическое воплощение можно считать сугубо местной спецификой, отражающей собственные вкусы и представления пользователей продукции изобразительного творчества. Это обусловлено тем, что в древности изобразительное искусство всегда было неразрывно связано с мифологией и ритуальной практикой и не могло функционировать вне конкретного заданного контекста (Полидо- вич, 2007). То, что изображения, бытовавшие в Волго-Камском регионе, одновременно сохраняли основные черты скифского «звериного стиля» и являлись оригинальными местными произведениями, может свидетельствовать о становлении собственной этнической традиции изобразительного творчества, связанной с мощным южным иранским влиянием.
Литература
- Ашихмина Л.И., Черных Е.М., Шаталов
- В.А. Вятский край на пороге железного века: Костяной инвентарь ананьинской эпохи (I тыс. до н.э.). Ижевск, 2006.
- Биология лесных птиц и зверей / Доппельма- ир Г.Г., Мальчевский А.С., Новиков Г.А., Фаль- кенштейн Б.Ю. М., 1966.
- Васильев Ст.А. История изучения искусства ананьинской культуры // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2000. № 4.
- Васильев Ст.А. Предмет неизвестного назначения из фондов Казанского музея // Евразия сквозь века: Сборник научных трудов, посвященных 60-летию со дня рождения Д.Г. Савинова. СПб., 2001.
- Васильев Ст.А. Искусство древнего населения Волго-Камья в ананьинскую эпоху (истоки и формирование): АКД. СПб., 2002.
- Васильев Ст.А. Ананьинский звериный стиль. Истоки, основные компоненты и развитие // АВ. 2004. № 11.
- Гайдукевич В.Ф., Капогиина С.И. К вопросу о местных элементах в культуре античных городов Северного Причерноморья // СА. 1951. Т. XV. —
- Галанина Л.К. Скифские древности Поднеп- ровья: (Эрмитажная коллекция Н.Е. Бранденбурга) // САИ. 1977. Вып. Д1-33.
- Дворниченко В.В., Очир-Горяева М.А. Хо- шеутовский комплекс уздечных принадлежностей скифского времени на Нижней Волге // Сар-
- маты и Скифия. Азов, 1997 (Донские древности. Вып. 5).
- Збруева А.В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху // МИА. 1952. № 30.
- Золото степу. Археолопя УкраУни. Кшв- Шлезвщ 1991.
- Ильинская В.А. Некоторые мотивы раннескифского звериного стиля // СА. 1965. № 1.
- Ильинская В.А. Скифы Днепровского лесостепного Левобережья. Киев, 1968.
- Канторович А.Р. Классификация и типология элементов «зооморфных превращений» в зверином стиле степной Скифии // Структурносемиотические исследования в археологии. Т. 1. Донецк, 2002.
- Капошина С.И. Памятники звериного стиля из Ольвии // КСИИМК. 1950. Вып. 34.
- Коренюк С.Н. Образ волка-собаки в идеологии населения Прикамья в раннем железном веке // Оборинские чтения. Мат-лы региональных археологических конференций. Пермь, 2004. Вып.З.
- Корепанов К.И. Изображение медведя в искусстве Прикамья второй половины I тысячелетия до н.э. // Вопросы археологии Урала. Свердловск, 1981. Вып. 15.
- Корепанов К.И. О локальных различиях в искусстве «звериного» стиля Среднего Поволжья и Прикамья VII-III вв. до н.э. // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск, 1987.
- Корепанов К.И. О материале и технологии изготовления предметов в зверином стиле ананьинской культуры // Археология Южной Сибири. Кемерово, 1985.
- Корепанов К.И. О факторах формирования ананьинского искусства звериного стиля (к постановке проблемы) // Взаимодействие древних культур Урала. Пермь, 1990.
- Корепанов К.И. Особенности генезиса звериного стиля в прикладном искусстве Среднего Поволжья и Прикамья в VII—III вв. до н.э. // Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Кемерово, 1980.
- Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск, 1991.
- Кузьминых С.В. Металлургия Волго-Камья в раннем железном веке (медь и бронза). М., 1983.
- Лесков А.М. Богатое скифское погребение из Восточного Крыма // СА. 1968. № 1.
- Максимов Е.К. Новые находки савромат- ского звериного стиля в Поволжье // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976.
- Маннай-Оол М.Х. Тува в скифское время. М., 1970.
- Островерхое А. С. Зв|’рмний стиль у культур:’ Ольвп// Археолопя. КиТв, 1994. № 2.
- Очир-ПЪряева М.А. Клык кабана с зооморфными изображениями из могильника Заханата Калмыцкой АССР // СА. 1988. № 4.
- Очир-Горяева М.А. Предметы конской узды из Майкопа // Третья Кубанская археологическая конференция: ТД МНАК. Краснодар-Анапа, 2001.
- Переводчикова Е.В. К вопросу о связях Нижнего Поволжья, Прикубанья и Нижнего Подонья (по материалам скифского звериного стиля) // Скифы и сарматы в VII — III вв. до н.э.: палеоэкология, антропология и археология. М., 2000.
- Переводчикова Е.В. Локальные черты скифского звериного стиля Прикубанья // СА 1987 №4.
- Переводчикова Е.В. Характеристика предметов скифского звериного стиля // Археологоэтнографические исследования Северного Кавказа. Краснодар, 1984.
- Полидович Ю.Б. Зооморфно оформленные псалии как феномен скифской эпохи // Псалии. Донецк, 2004 (Археологический альманах. Вып. 15).
- Полидович Ю.Б. Этнокультурная ситуация в Евразийских степях в раннем железном веке по данным скифского «звериного стиля» // Формирование и взаимодействие уральских народов в изменяющейся этнокультурной среде Евразии: проблемы изучения и историография / Чтения памяти К.В. Сальникова: ММНК. Уфа, 2007.
- Пол1дович Ю.Б. Образ хижака у мистецта наро/цв сюфського св1ту (за археолопчними па- м’ятками VII-IV ст. до н.е.): АКД. Кшв, 2001.
- Радзиевская В.Е. Новые находки предметов скифского звериного стиля // СА. 1979. № 4.
- Руденко С.И. Культура населения горного Алтая в скифское время. М.-Л., 1953.
- Смирное К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М., 1964.
- Стоколос B.C. Археологические исследования Челябинского областного музея // ВАУ. 1962. Вып. 2.
- Чежина Е.Ф. Орнаментированные кабаньи клыки и их имитации в скифскую эпоху // АСГЭ 1991. Вып. 31.
- Шамба Г.К. Погребение VI в. до н.э. близ Сухуми//КСИА. 1983. Вып. 174.
- Шаталов В.А. Костяные гребни Прикамья эпохи раннего железного века // Социально-исторические и методологические проблемы древней истории Прикамья. Ижевск, 2002.
- Шаталов В.А. Технологические характеристики и декор изделий из кости и рога населения Вятского края в ананьинскую эпоху // Известия ЧНЦ. 2006. Вып. 2 (32).
- Шкурко А.И. О локальных различиях в искусстве лесостепной Скифии // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976.
- Яковенко Э.В. Клыки с зооморфными изображениями // СА. 1969. № 4.
- Tallgren A.M. L’epoque dite d’Ananino dans la
[1] По А.Р. Канторовичу (2002): «трансформация кожно-шерстной складки в основании головы».