Карпелан К., Уйно П. Очерк о коллекции вещей из Ананьинского могильника близ Елабуги в Национальном музее Финляндии. //У истоков археологии Волго-Камья (к 150-летию открытия Ананьинского могильника). Серия «Археология евразийских степей». Выпуск 8. Елабуга, 2008 с.13-23
Кристиан Карпелан, Пирьё Уйно
Очерк о коллекции вещей из Ананьинского могильника близ Елабуги в Национальном музее Финляндии
В Булгарской хронике за 1584 г. сообщается, что [знаменитый завоеватель] Аксак Тимур, также известный как Тимурленг (1336-1405), который взял и разрушил Чертово городище на территории современной Елабуги (Suddum), посетил кладбище недалеко от городища, около устья р. Туйма (Тойма) при ее впадении в Каму, Хронист Хисам Эддин ибн Шараф Эддин предположил, что это было кладбище последователей пророка Мухаммеда. Однако с 1856 г., в результате плодотворного сотрудничества московского профессора К.И. Невоструева и купца из Елабуги И.В. Шишкина, археологам в этой местности стал известен Ананьинский могильник позднего бронзового или раннего железного века, расположенный близ одноименной деревни (Невоструев, 1871, с. 595-596; Шестаков, 1884, с. 147-148).
Согласно имеющимся источникам, могильник исследовался десять раз между 1858 и 1930 гг., преимущественно небольшими раскопами. К 1919 г. общее число раскопанных захоронений достигло 70, и еще одно погребение было вскрыто в 1930 г. Кроме того, бесконтрольные грабительские раскопки производили местные крестьяне, которые извлекли сотни вещей, впоследствии проданных приезжим археологам и другим посетителям (Tallgren, 1919, р. 8, 31; Збруева, 1937).
В 1919 г. было подсчитано, что музейные коллекции содержали, в общем, около 1500 вещей из Ананьинского могильника. Из них ок. 150 предметов хранились в Санкт Петербурге, ок. 140 — в Москве, ок. 280 — в Казани, и ок. 100 — в других музеях России. Любопытно, что более половины всех находок, 827 номеров согласно каталогу, хранились в Национальном Музее Финляндии, г. Хельсинки (Tallgren, 1919, р. 3234; Збруева, 1937, с. 96). Не была учтена лишь небольшая коллекция предметов, купленных одним французским археологом в д. Ананьино и увезенных во Францию (de Вауе, 1897).
Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы рассмотреть и объяснить эту внешне запутанную ситуацию, а также оценить научную значимость материалов из Ананьинского могильника, хранящихся в Финляндии.
Приобретение этой коллекции для Финляндии связано с деятельностью Йохана Рейнгольда Аспелина и Арне Микаэля Тальгрена, которые были важными фигурами в плане изучения Ананьинского могильника и связанной с ним культуры. Оба археолога — Аспелин в 1878 г., Тальгрен в 1923 г. — были назначены на должность профессоров Университета г. Хельсинки. Помимо прочего, изучение Ананьина обоими исследователями расценивалось как несомненное проявление компетентности и высокой квалификации.
И.Р.Аспелин родился в 1842 г. в финляндской провинции Остроботния и в 1862 г. поступил в Университет г. Хельсинки. Сначала он увлекся историей, но в 1868 г. осознал, что его жизненным призванием является археология. В своих ранних работах он касался этнографии урало-алтайских народов, а в 1868 г. получил ряд книг русских авторов, где имелись сведения о древностях финно-угров, «которые ранее не привлекались финскими учеными». Аспелину стало ясно, что его исследовательская задача состоит в том, чтобы осветить древности финноугорских народов. Конечно, его воодушевили результаты работ Матиаса Александра Кастрена, точнее, этнографические и археологические материалы, собранные им в европейской России и Сибири, равно как и взгляды этого выдающегося исследователя, касающиеся истории языков финно-угорской семьи и урало-алтайской языковой общности (Salminen, 2003а; Tallgren, 1937а).
В 1871-1874 гг. Аспелин несколько раз посетил Россию и прожил там, в общей сложности, более двух лет. Он изучал археологические коллекции в музеях, литературу в библиотеках и завязал отношения с научными учреждениями и коллегами в Санкт Петербурге, Москве, Казани и Перми. Он также посещал археологические памятники и на некоторых из них произвел небольшие раскопки. Однако наиболее важным объектом исследования для него стал Ананьинский могильник. Аспелин дважды побывал там по пути в Пермь и обратно в конце лета 1872 г. (Aspelin, 1875, s. 113-115; Salminen, 2003а, s. 54; Tallgren, 1937a, s. 94.)
Почему Аспелин считал Ананьинский могильник столь ценным для своих археологических исследований?
Он пришел к мысли, что Алтайско-Уральский бронзовый век, (так он предпочитал его называть), существовал в Западной Сибири и, кроме того, в восточной части европейской России. Аспелин полагал, что эта культурная общность представляла собой археологический эквивалент популяции финно-угров и пришел к выводу, согласно которому носители этой культурной общности покинули Сибирь непосредственно после появления у них железоделательного производства. Следовательно, восточнее Урала невозможно отыскать преемников культуры Алтайско-Уральского бронзового века. В то же время, западнее Урала именно Ананьинский могильник мог представлять собой логическое звено между Алтайско-Уральским бронзовым веком и теми древностями, которые он рассматривал как культуру Финского железного века в Восточной Европе. Для Аспелина это был ключевой вопрос, касающийся объяснения распространения на запад культуры Финского железного века, которая достигла, по крайней мере, стран Балтии и Финляндии. Именно поэтому Аспелин рассматривал Ананьино как важнейший археологический аргумент [для своей теории] (Aspelin, 1875).
К 1872 г. уже были опубликованы некоторые сведения и находки из Ананьинского могильника, освещающие коллекции вещей в музеях. П.В. Алабин, провинциальный чиновник из Вятки в 1858 г. произвел первые раскопки могильника и вскоре опубликовал отчет о своих наблюдениях и находках в периодическом издании Императорского Русского Географического Общества (Алабин, 1860). Эйхвальд (Eichwald, 1860, >. 458-479) суммировал и комментировал результаты раскопок Алабина. В 1865 г. П.И. Лерх, досланный Императорской Археологической Комиссией из Санкт Петербурга, также произвел раскопки могильника и купил ряд вещей у местных крестьян (Лерх, 1866; Lerch, 1875). Эта коллекция сохранилась, но Лерх ее не публиковал. Наконец, в 1870 г. в Ананьино прибыл К.И. Невоструев. который осмотрел могильник и купил у крестьян большую серию предметов. Он сделал подробное описание могильника, включившее всю доступную информацию, и впервые опубликовал рисунки вещей (Невоструев, 1871). Находки Невоструева были переданы в Московское Императорское Археологическое Общество.
Когда Аспелин приехал в 1872 г. в Ананьино, он, конечно, был знаком с упомянутыми источниками. Авторы данной статьи неожиданно обнаружили в библиотеке Музейного Ведомства Финляндии в Хельсинки его небольшую записную книжку с переводом на шведский язык статьи Алабина (1860). Он был знаком с мнением Эйхвальда о наличии связи между Ананьинским могильником и захоронениями на Алтае, а также с определением петербургскими исследователями черепов из Ананьина как финских. Эти аспекты были ему наиболее интересны. В своей докторской диссертации, озаглавленной «Основы финно-угорской археологии», Аспелин (Aspelin, 1875) кратко описал свою деятельность и сопутствующие условия в Ананьино. Поскольку мы полагаем, что это описание содержит ценную неопубликованную информацию о деталях раскопок, дополняющих общую картину, то будет уместным представить здесь перевод этого отрывка.
Аспелин писал: «Я прибыл на место летом 1872 г. Поверхность могильника представляла собой черную почву, смешанную с углем и мелкими частицами обожженных костей. Невозможно было различить заметные следы прошлых исследований, кроме тележной колеи вдоль засыпанной траншеи Алабина. Поскольку план могильника отсутствовал, то крестьяне были единственным источником сведений о расположении мест прежних раскопок. Заложив пустой раскоп вблизи пункта, где «петербургский господин» (т.е. Лерх) раскопал траншею, расположенную ближе к южному склону могильника, чем траншея Алабина, я передвинулся западнее, в место, где нашел более или менее полный скелет, лежащий ногами к югу и головой к северу на глубине полутора четвертей. (Значение меры «четверть» не вполне ясно. Возможно, Аспелин имел в виду четверть аршина или «четвертку» — 17,78 см, либо использовал шведскую четверть — 14,8 см. — Прим. авторов статьи). Около него не было вещей. Так как кроме этого скелета, во втором слое, смешанном с углем, выявился другой скелет, то его кости были дочерна обожжены и ломались, но не на мелкие белые кусочки, как в погребениях финских каменных курганов. Кажется, он тоже лежал ногами на юг и головой на север. В этом слое встречались довольно крупные угли. Справа и слева от этого кремированного тела были заметны остатки других сожженных тел. Слой, в котором находился обожженный костяк, был не толще полчетверти. Ниже него залегал белый погребенный скелет, голова которого находилась под грудью верхнего скелета, а тело вытянуто в том же направлении, что и предыдущие. Ноги находились настолько близко к краю обрыва, что мелкие кости, вероятно, скатились вниз и поэтому не могли быть найдены. Примерно в трех четвертях правее больших берцовых костей лежали кости от черепа лошади; у левой берцовой кости найден сломанный костяной наконечник стрелы, который, возможно, относился к упомянутому кремированному скелету, поскольку был обожжен. Правая рука лежала на рукояти длинного железного кинжала, лезвие которого было направлено от правого бока к левой бедренной кости. Правее хорошо сохранившегося черепа найдены черепки посуды, а на полчетверти выше его темени лежал просверленный клык кабана. Левее этого скелета находился другой скелет меньших размеров с остатками железного ножа на берцовых костях. На этом этапе я на пару часов прервал работу, чтобы продолжить ее после доставки в деревню последнего, хорошо сохранившегося скелета и вещей, но по возвращении я нашел вскрытые кости разбросанными в беспорядке на поверхности могильника, также усеянной костями, а пункт, который я столь тщательно раскопал, был перекопан лопатой. На этом окончилось мое исследование могильника. Опасаясь напрасных трудов и предполагая, что Лерх знал расположение мест предшествующих раскопок, я прекратил работы, которые могли только увеличить беспорядок. Я купил большое количество вещей у крестьян, но поскольку знал, что в деревне есть гораздо больше предметов, с владельцами которых я не смог встретиться, то обещал еще раз приехать в деревню на обратном пути из Перми. Так я и сделал, однако тем временем крестьяне перекопали весь могильник, чтобы найти вещи и продать мне. Вся южная часть могильника выглядела как громадная куча мусора, изрытая ямами, но работы производились и на восточной стороне его северной части. Впрочем, северная часть могильника, где была насыпана куча земли, возможно, в результате раскопок траншеи Алабина, все еще сохранила ценность для исследования, хотя внутренний порядок в могильнике как целом объекте был большей частью навсегда разрушен» (Aspelin, 1975, s. 114-115). (Перевод [с финского на английский] авторов статьи).
Дополняя это описание, Аспелин представил ряд других интересных и важных деталей, касающихся более ранних полевых работ на могильнике. По всей видимости, он опрашивал местное население и, вероятно, Шишкина, чтобы собрать подробные сведения о раскопках, сделанных Алабиным, Лерхом и Невоструевым. Например, Аспелин (Aspelin, 1875, s. 109) сообщает, что «Алабин нанял 40 землекопов, пригласил Шишкина в качестве помощника, назначил десятниками нескольких «надежных людей» и провел раскопки в течение одного дня, так что была вскрыта траншея длиной 28 саженей при ширине и глубине 3 аршина, вытянутая через весь могильник с запада на восток». В метрических мерах траншея была 59,75 м длиной и ок. 2,7 м шириной и глубиной. Надо полагать, это была очень большая работа, чтобы сделать ее за один день, и поэтому Аспелин допускал, что тщательность раскопок и наблюдений могли потерпеть урон. Впрочем, он счел удовлетворительным опубликованный отчет о раскопках Алабина.
Об этих деталях Алабин (1860, с. 90) сообщает лишь то, что он нанял достаточное число рабочих, несколько надежных десятников и начал раскопки. Невоструев (1871, с. 598) получил сведения от Шишкина и был первым автором, который упоминает размеры траншеи, позднее повторенные другими археологами. Вместе с тем, П.А. Пономарев (1892, с. 409), кажется, был первым русским археологом, который обратил внимание на другие подробности раскопок Алабина, которые упоминал Аспелин. Пономареву удалось побеседовать с человеком, который участвовал в раскопках Алабина 22 года назад и подтвердил сведения Аспелина. Он также заключил, что все 46 погребений, описанных Алабиным, были раскопаны за 10-12 часов, так что это, конечно, внушает опасения, касающиеся наблюдений Алабина и, следовательно, его отчета. Позднее Спицын (1893, с. 26) охарактеризовал Алабина как «импровизированного археолога», но, несмотря на это, остался доволен статьей Алабина, как и Аспелин.
Аспелин писал, что не располагал планом могильника во время пребывания в Ананьино. Впрочем, он также сообщил, что, кроме коллекции Невоструева, в музее Московского Археологического Общества сохранился план могильника (Aspelin, 1875, s. 108 и примечание 1). Нет оснований сомневаться в утверждении Аспелина, несмотря на то, что мы не нашли сведений такого роа в доступной российской литературе. Если план не был утерян, то вероятно, что он все
еще находится среди сохранившихся документов Археологического Общества. Если он утрачен, то единственным является план, сделанный в 1930 г. и опубликованный А.В. Збруевой (1937, рис. 2). По всей видимости, в ее экспедиции был также составлен единственный опубликованный (и сохранившийся?) план раскопанного ананьинского захоронения.
Далее Аспелин сообщает, что в 1856 г. Шишкин послал Невоструеву «вид местности» вместе с 7 металлическими предметами, но трудно установить, был это план могильника или пейзаж. Впрочем, вид могильника был написан известным пейзажистом И.И. Шишкиным и хранится в музее г. Казани (сейчас он экспонируется в музее Шишкина в Елабуге, см. рис. на с.З настоящего сборника). Тальгрен воспроизвел этот пейзаж, а также сделанный самим Аспели- ном рисунок местности в своей книге об ананьинских древностях. Кроме того, Тальгрен в 1909 г. сделал фотоснимки могильника, а Збруева фотографировала его в 1930 г. (Tallgren, 1919, figs. 2, 3, 4; Збруева, 1937, рис. 1.).
Несмотря на неудачные раскопки Аспелина в Ананьино, сделанные им находки (5 экз. согласно каталогу) хранятся среди коллекций Национального Музея в Хельсинки. Вещи, которые Аспелин купил у крестьян, составляют 632 единицы хранения. В результате переписки Управления губернатора Финляндии и Российской Императорской Археологической Комиссии, последние предметы были присоединены к материалам, полученным Аспелином и коллекциям Университета г. Хельсинки. В коллекции из Ананьино Аспелин видел зародыш будущего Финно-Угорского музея (Salminen, 2003а, s. 56). В результате реорганизации, связанной с созданием Национального Музея Финляндии, туда были перемещены все археологические материалы, хранившиеся в Университете. Идея Финно-Угорского музея была забыта.
Бесспорно, эта коллекция играла центральную роль, когда Аспелин работал во время подготовки своей докторской диссертации над изучением Ананьинского могильника и общности, к которой он относится. Вызывает сожаление, что его диссертация (Aspelin, 1875) не была переведена на французский язык, скажем для того, чтобы получить широкое признание и статус международного исследования в большей степени, чем несколько статей — переработанных докладов, прочитанных им на международных археологических конгрессах (Aspelin, 1876; 1877b; 1877с) и дополняющих статью об Ананьине, включенную во второй том его фундаментального двуязычного пятитомного Атласа древностей северных финно-угров (Aspelin, 1877а).
В 1878 г. Аспелин был назначен профессором археологии Университета г. Хельсинки. В прошлом году (1877 г.) он принял участие в IV Российском археологическом съезде в Казани. Там он не упустил случай третий и последний раз побывать на Ананьинском могильнике. Однако его доклад на Съезде касался в первую очередь не Ананьина, а сравнительно-типологического метода в археологии (Aspelin, 1877с; Аспелин. 1884). Кроме того, он опубликовал каталог с комментариями, касающийся выставки археологических коллекций в Университете. Кажется, было выставлено около 80 вещей из могильника (Aspelin, 1878). Он также продолжил редактирование и публикацию Атласа, который был завершен в 1884 г. Аспелин служил профессором Университета до 1885 года, когда он был назначен Государственным археологом, т.е. главой Археологического Бюро (позднее переименованного в Государственную Археологическую Комиссию), которое осуществляло надзор и охрану древних памятников в стране. В том же году он был избран президентом Финского Общества Древностей.
С конца 1870 гг. практические интересы Аспелина в археологии были ориентированы на восток, в степи верховий Енисея, где он возглавил три финские экспедиции в 1887-1889 гг. (Salminen, 2003а, s. 76-90; 202). В то же время, идеи и работы Аспелина о комплексе Ананьинского могильника цитировались и комментировались несколькими российскими авторами с конца 1870 гг, например, П.Д. Шестаковым (1880; 1884) и Пономаревым (1882), работавшими в Казани, а также Спицыным (1893) из Санкт Петербурга. В общем, Аспелин был часто цитируемым автором между 1875 и 1900 гг. Даже позднее Збруева (1937; 1952) в обзоре истории изучения [ананьинской культуры] упомянула работу Аспелина и сослалась на его наблюдения.
В 1905 г. молодой финский археолог А.М.Тальгрен, родившийся в 1885 г. в Маариа близ г. Турку, проявил интерес к бронзовому веку в России и Сибири. Это означает, что он занял позицию ученика и последователя Аспелина. Начиная с 1908 г., он совершил семь продолжительных поездок в различные области этой огромной территории, последняя из которых состоялась в 1935 г. (Kivikoski, 1954; Salminen, 2003а). Во время второй поездки в 1909 г. Тальгрен побывал в Ананьино, где собрал находки на поверхности могильника и купил вещи у крестьян (материал хранится в Национальном Музее в Хельсинки); он также сфотографировал вид могильника и сделал заметки о тогдашних условиях. Кроме того, он посетил несколько других археологических памятников. Он произвел небольшие раскопки на [городище] Сорочьи Горы на нижней Каме, на котором представлена ананьинская культура (Tallgren, 1910; 1919, s. 62-65). Конечно, он изучал также археологические материалы Ананьинского могильника и других памятников этой культуры в музеях Казани, Москвы, Санкт Петербурга и ряда небольших городов.
Докторская диссертация Тальгрена, опубликованная [на немецком языке] в 1911 г. в виде первого тома обширного труда «Медный и бронзовый век в Северной и Восточной России», еще не касалась ананьинского периода (Tallgren, 1911). Второй том, «Ананьинская эпоха в восточной России» [на французском языке], изданный через 8 лет, включил содержательную монографию об ананьинском периоде (Tallgren, 1919). Эта наиболее важная работа Тальгрена оставалась на десятилетия образцовым трудом об ананьинской культуре на международном уровне. Збруева (1952) часто ссылалась на работу Тальгрена в своей книге о населении Прикамья в ананьинском периоде, опубликованной в 1952 г. в России. Однако первопроходец Аспелин не видел книги Тальгрена — он умер в 1915 г. в возрасте 72 лет.
Как уже говорилось, коллекция из Ананьинского могильника, полученная Аспелином, содержит 637 предметов, в т.ч. вещей из его раскопок (NM 1400: 1-637). Кроме того, Тальгрен в 1909 г. добавил 137 предметов (NM 5381: 1-137, включая вещи из его сборов), а также в 1917 г. 53 предмета (NM 7201: 1-18; NM 7261: 1-35), посланные двумя партиями жительницей Елабуги, финской уроженкой М. Стремберг-Комаровой. Таким образом, коллекция, купленная у крестьян д. Ананьино и хранящаяся в Национальном Музее в Хельсинки, составляет 827 номеров по каталогу. Впрочем, очевидно, что коллекция содержит ряд предметов, не относящихся к этому могильнику, а также несколько подделок.
Бесспорно, коллекция была неоценимым источником для Тальгрена, когда он изучал ананьинские древности. Во время этой работы он написал и опубликовал несколько предварительных этюдов, например,«Die bronzecelte vom sog. Ananino-typus» и «Р.А. Ponomarewin loydot Ananjinon kalmistossa v. 1881» (Tallgren, 1912 и 1913, соответственно). В первой статье, на базе коллекции Заусайлова в Национальном Музее в Хельсинки (Tallgren, 1916), построен типологический ряд, который начинается со шведских кельтов меларского типа и ведет к развитию кельтов ананьинского типа. Он должен был демонстрировать связи между Скандинавией и Средним Поволжьем, откуда ананьинские кельты распространились на Каму. Как известно, более поздние работы полностью изменили эту картину (Халиков, 1962; 1977; Кузьминых, 1983; Meinander, 1985; Патрушев, Халиков, 1982). Во второй статье Тальгрен описывает и комментирует опубликованные материалы раскопок Пономарева (1882) в Ананьино.
Что касается интерпретации находок из Ананьинского могильника и культуры в целом, то Тальгрен придерживался взглядов, отличающихся от точки зрения Аспелина. Если Аспелин разработал сценарий сибирского происхождения предполагаемой финно-угорской популяции бронзового века, которая принесла ананьинскую культуру, то Тальгрен не нашел генетической связи между ананьинской и какой-либо из сибирских культур. Он считал, что наиболее важные источники влияния на формирование ананьинской культуры следовало бы искать в области Кавказа, а также в скифском мире причерноморских степей. Сценарий Аспелина был признан ошибочным уже около 1890 г., когда выяснилось, что язык надписей на каменных стелах в сибирской степи был тюркским, а не финно-угорским, как ожидал Аспелин (Salminen, 2003а: 100, 105). Тем не менее, и Аспелин, и Тальгрен делали вывод, что ананьинская культура сложилась на местной основе.
Аспелин (Aspelin, 1875, s. 125) датировал ананьинский период преимущественно в рамках 53 веков до н.э., основываясь на археологических и исторических данных (наконечники стрел треугольного сечения и сведения Геродота о массагетах). Тальгрен (Tallgren, 1919, р. 182) также привел археологические основания для датировки начала ананьинского периода ок. 600 г. до н.э. Позднее он передвинул его начало к 700 г. до н.э. (см. Salminen, 2003а, s. 165, table 6).
В 1923 г. Тальгрен был назначен профессором археологии в Университете г. Хельсинки. Его последняя специальная статья об Ананьино, написанная для «Ebert Reallexikon», т. I, была опубликована в 1924 г., а тремя годами позднее, в IX томе этой энциклопедии, опубликована общая статья о бронзовом веке в восточной России (Tallgren, 1924; 1927). В дальнейшем его интерес преимущественно был сосредоточен, с одной стороны, на редактировании ежегодника «Eurasia Septentrionalis Antiqua» (Vol. I-ХП, 19261938), а с другой — на изучении бронзового века южной России и Кавказа (несколько статей в «Eurasia..» и др.). Впрочем, в т. XI «Eurasia..» он вкратце охарактеризовал влияние ананьинской культуры на культуру северной части Европы от Урала до Фенноскандии (Tallgren, 1937b).
К концу 1930 гг. здоровье Тальгрена ухудшилось. Развитие политической ситуации в Европе приводило Тальгрена в депрессивное состояние. Он чувствовал, что начало войны было коллективным духовным крушением Европы, хотя и выражал энтузиазм по поводу единения своих соотечественников. К концу 1944 г. Тальгрен был сломлен духовно и физически и умер в 1945 г. в возрасте 60 лет (Kivikoski, 1954, s. 118-120).
Еще с 1870 гг. российские археологи были осведомлены о наличии большой коллекции предметов из Ананьинского могильника, хранящейся в Университете и, позднее, в Национальном Музее в г. Хельсинки. Некоторые из них ссылались на отдельные опубликованные вещи. Однако авторы настоящей статьи не располагают сведениями о посещении Финляндии российскими археологами до Второй мировой войны с целью изучения коллекции из Ананьинского могильника или каких-либо других коллекций с археологическими материалами из России, хранящихся в Национальном Музее, например, коллекции Заусаилова (Tallgren, 1916). После воины, в 1950 и 1960 гг., некоторые советские археологи посетили Финляндию. В середине 1970 гг. по соглашению между Советским Союзом и Финляндией возник регулярный обмен поездками археологов. Это облегчило для российских археологов посещение Финляндии, и среди них
А.Х. Халиков и С.В. Кузьминых изучали ананьинские коллекции. В своих исследованиях ананьинской культуры оба археолога ссылались на материалы, хранящиеся в Финляндии.
В этой связи возникает вопрос о значимости коллекции из Ананьино и других археологических коллекций из России, полученных в Финляндии до 1917 г. В 1916 г. Тальгрен сравнил значимость находок каменного и бронзового веков для русских, с одной стороны, и для финнов — с другой: «Для русских древности северной и центральной России являются, помимо своей научной ценности, большей частью памятниками аборигенной культуры в их стране. Для нас, финнов, они имеют дополнительную, этнографическую значимость: они представляют собой немногие сохранившиеся следы финских народов. Поэтому мы хотим получить именно эти остатки для нашего музея» (см. Salminen, 2003а, s. 142.).
В настоящее время взгляд Тальгрена является устаревшим. Тимо Салминен в своей докторской диссертации 2003 г. рассмотрел историю изучения России и Сибири финскими археологами в период 1870-1935 гг. (Salminen, 2003а). Кроме изложения насыщенной фактами истории изучения, Салминен также высказывает необычную точку зрения. Он освещает эту историю под углом семиотического подхода и пытается рассмотреть ее в связи с идеологическими тенденциями в финском обществе. Семиотический подход представляет новое интересное направление в историографии и помогает понять различные концепции и процессы в истории науки. Естественно, Салминен оценивает значимость ананьинских древностей, но в этом кратком обзоре невозможно развернуто описать его подход. Кница Салминена написана на финском языке, однако он опубликовал три статьи на английском и одну на русском языке (Salminen, 2003b; 2006; 2007; Салминен, 2007).
Авторы благодарят М.Косменко за перевод рукописи статьи на русский язык и Департамент Археологии Музейного Ведомства Финляндии, который любезно разрешил авторам этой статьи сделать и опубликовать фотографии предметов из коллекций Ананьинского могильника.
Литература
- Алабинъ П.[В.] Ананьинский могильникъ // Вестникь Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. XXIX. Санктпетербургъ, 1860. С. 87-120.
- Аспелин I.P. О потребности изучения формъ предметовъ и постепенномъ развитш этихъ формъ въ доисторическихъ временахъ // Труды IV Археологическаго Създа въ Росси, Казань, 1877. Томъ I (Вопросы частные. I. Первобытныя древности). Казань, 1884. С. 5-18.
- Збруева А.В. Ананьинский могильник (Resume: Le cimitiere d’Ananino) // Советская археология. 1937. Т. II. С. 95-111.
- Збруева А.В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху // Материалы и исследования по археологии СССР. 1952. № 30. М.
- Кузьминых С.В. Металлургия Волго-Камья в раннем железном веке. Медь и бронза. М., 1983.
- Лерхъ П.И. Докладъ о действияхъ. // Отчеть Императорской Археологической Коммисси за 1865 г. XIV-XV. Санктпетербургъ, 1865. (Авторы настоящей статьи не видели этой публикации и ссылались на нее согласно Аспелину и Тальгрену).
- Невоструев К.И. Ананьинский могильникъ // Труды Перваго Археологическаго Съезда въ Москвъ 1869. Т. И. С. 595-632; табл. IV, XXII в сопровождающем Атласе: «Собрание карть, плановъ и рисунковъ къ Трудамъ Перваго Археологическаго С’Ьзда». М., 1871.
- Патрушев B.C., Халиков А.Х. Волжские ананьинцы (Старший Ахмыловский могильник). М., 1982.
- Пономареву П.[А.]. Материалы для характеристики бронзовой эпохи Камско-Волжскаго края. I. Ананьинский могильник // Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорскомъ Казанскомъ Университете. Т.Х-4. Казань, 1882. С. 405-438.
- Салминен Т. Финские археологи в России и Сибири в 1870-1935 годы // Археология, этнография и антропология Евразии. 1 (29). Новосибирск, 2007. С. 100-110.
- Спицынъ А.А. Могильники и отдельныя находки предметовъ бронзоваго века // Maтериалы по археологии восточныхъ губерний России. I. М., 1893. С. 25-40
- Халиков А.Х. Очерки истории населения Марийского края эпоху железа // Труды Марийской археологической экспедиции. Т. И. Йошкар- Ола, 1962. С. 26-91.
- Халиков А.Х. Волго-Камье в начале эпохи раннего железа (VIII-VI вв. до н. э.). М., 1977.
- Шестаковъ П.Д. Нисколько словъ о могильнике, находящемся близь деревни Анананьиной въ 4 верстахъ отъ Елабуги // Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Казанскомъ Казанскомъ Университете. II Казань. 1880. С. 128-134.
- Aspelin J.R. Suomalais-ugrilaisen muinaistut-kinnon alkeita. Helsinki, 1875.
- Aspelin J.R. Sur Г age du bronze altaico-ouralien Congres international d’anthropologie & _ Archeologie prehistoriques. Compte rendu de la >ession, Stockholm, 1874. Т. I. Stockholm, 1876. P. 55-1—578.
- Aspelin J.R. 1877a. Ananinon kalmisto / Necropole d’Ananino // Muinaisjaannoksia Suomen ‘ jvun asumus-aloilta. II. Rauta-aik. S. 105-119 // Antiquites du Nord finno-ougrien. II. Lage du fer. Helsinki-Helsingfors, 1877. P 105-119.
- Aspelin J.R. 1877b. Chronologie de lage du rronze altai-ouralien // Congres international d’anthropologie et d’archeologie prehistoriques. Compte-rendu de la huitieme session a Budapest : ^6. Т. I. Budapest, 1877. P. 677-686.
- Aspelin J.R. 1877c. Vertailevasta muinais- oiikinnosta (Sommaire. Explication des gravures: De archeologie comparative. Memoire lu au congres ircheologique de Kasan en 1877. P. 131-6)// Suomen N luinaismuistoyhdistyksen Aikakauskiija II. Helsinki, !877. P. 137-154,166. [См. Аспелин, 1884].
- Aspelin J.R. Catalogue raisonne des antiquites ;u Nord finno-ougrien exposees par l’Universite Alexandrine d’Helsingfors a l’exposition universell _e 1878. Helsingfors,1878.
- Baye, le baron J. de. La necropole d’Ananino Gouvernement de Viatka, Russie) // Memoires de — Societe National des Antiquaires de France LVI S95). 1897. P. 1-26.
- Eichwald, Ed. von. Ueber die Sauegthierfauna :rr r.euem Molasse des siidlichen Russlands und : e sich an die Mollasse anschliessende • rr.istorische Zeit der Erde // Bulletin de la Societe -.renale des naturalistes de Moscou. 1860. XXXIII. S 458^79.
- \i\ikoski E. A.M. Tallgren // Eurasia Septen- rr nalis Antiqua. Supplementary Volume. 1954. P 77-121.
- Lerch RJ. L’age du bronze en Russie // Congres ■ jrnational d’anthropologie et d’archeologie ?*:storiques. Compte-rendu de la 4e session, renhague. 1869. 1875. P. 190-192.
- Salminen T. 2003a. Suomen tieteelliset voittomaat. Venaja ja Siperia suomalaisessa arkeologiassa 1870-1935 (Summary: Lands of Conquest. Russia and Siberia in Finnish archaeology 1870-1935) // Suomen Muinaismuistoyhdistyksen Aikakauskirja. 110. Helsinki, 2003.
- Salminen T. 2003b. National and international influences in the Finnish archaeological research in Russia and Siberia // Fennoscandia archaeological. XX. 2003. P. 101-114.
- Salminen T. Searching for the Finnish roots — archaeological cultures and ethnic groups in the works of Aspelin and Tallgren // Studia humaniora ouluensia. I. (People, Material Culture and Environment in the North). Proceedings of the 22nd Nordic Archaeological Conference, University of Oulu, 18-23 August 2004, ed. by V.-P. Herva. Oulu, 2006. P. 26-32.
- Salminen T. The Ural-Altaic Bronze Age as seen by J. R. Aspelin and A. M. Tallgren // Fennoscandia archaeologica. XXIV. 2007. P. 39-51.
- Tallgren A.M. Sorotsji Gorin muinaislinna // Suomen Museo. 17. 1910. S. 49-56.
- Tallgren A.M. Die Kupfer- und Bronzezeit in Nordwestrussland. Die altere Metallzeit in Ostrussland // Suomen Muinaismuistoyhdistyksen Aikakauskirja. XXV. Helsinki, 1911.
- Tallgren A.M. Die bronzecelte vom sog. Ananino-typus. Beriihrungen zwischen den bronzekulturen Skandinaviens und des Wolga- Kamalandes // Finnisch-Ugrische Forschungen. XII. 1912. S. 76-85.
- Tallgren A.M. P.A. Ponomarewin loydot Ananjinon kalmistossa v. 1881 // Suomen Museo XX. 1913. S. 37-46.
- Tallgren A.M. Collection Zausailov au Musee historique de Finlande a Helsingfors. I // Catalogue raisonne de la collection de l’age du bronze. Helsingfors, 1916.
- Tallgren A.M. L’epoque dite d’Ananino dans la Russie orientale // Suomen Muinaismuistoyhdistyksen Aikakauskirja XXXI. Helsinki, 1919.
- Tallgren A.M. Anan’ino // Reallexikon der Vorgeschichte. I (ed. by M. Ebert). 1924. S. 164165, Taf. 36.
- Tallgren A.M. Ostrussische Bronzezeit // Reallexikon der Vorgeschichte. I (ed. by M. Ebert). Berlin, 1927. S. 316-318, Taf. 239,240.
- Tallgren A.M. l$37a. J. R. Aspelinin uran alkutaipaleelta // Kalevalaseuran vuosikiija. 17.1937. S. 83-101.
- Tallgren A.M. 1937b. The Arctic Bronze Age in Europe // Eurasia Septentrionalis Antiqua. XL Helsinki, 1937. P. 1-46.