Кузьминых С.В., Чижевский А.А. Ананьинский мир: взгляд на современное состояние проблемы. //У истоков археологии Волго-Камья (к 150-летию открытия Ананьинского могильника). Серия «Археология евразийских степей». Выпуск 8. Елабуга, 2008 с.29-55
Кузьминых С.В., Чижевский А.А.
Ананьинский мир: взгляд на современное состояние проблемы
- Предыстория ананьинской проблемы
Год 1858 является, безусловно, знаковым в истории российской археологии. Раскопки Л.В. Алабиным и И.В. Шишкиным Ананьинского могильника и последующая оперативная публикация Алабина (1860) оказали заметное влияние на исследовательские поиски второй половины XIX — начала XX в., положив начало изучения ананьинской культуры — одной из ярчайших культур раннего железного века лесной полосы Северной Евразии. Это событие во многом изменило отношение к древностям в региональной просвещенной среде и среди крестьян. Именно с этого времени в Вятской, Казанской и Пермской губерниях активизируется, с одной стороны, бум «бугрования» (стимулированный не только скупщиками древностей, но и политикой Императорской Археологической комиссии), а с другой — складывается интерес к научному коллекционированию, прежде всего в губернских центрах — Вятке, Казани и Перми.
Спустя 20 лет после открытия Ананьинского могильника, в Казани прошел IV Всероссийский Археологический съезд, а следом было учреждено Общество археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. И в обсуждении на съезде, и в деятельности ОАИЭ Ананьинский могильник оставался в центре внимания ученых. Тогда же — и прежде всего благодаря раскопкам П.А. Пономарева и А.А. Спицына — внимание столичных археологических учреждений и зародившихся региональных научных обществ было привлечено к вятским и камским городищам, которые по находкам на них многочисленных костей получили название «костеносных». Так было положено начало изучению древностей, в дальнейшем объединенных в рамках ананьинской культуры.
Поначалу могильники ананьинского типа (а вслед за Ананьинским в последующие десятилетия были открыты Котловский, Рёлка, Каракулинский, Зуевский) и синхронные им «костеносные» городища рассматривались как разнокультурные и даже разновременные явления. Но уже в 1880—90-е годы П.А. Пономарев, Д.Н. Анучин и наиболее убедительно А.А. Спицын (1893. С. 36-40) указывали на сходство материальной культуры могильников ананьинского типа и «костеносных» городищ. С этого времени гипотеза о культурном единстве данных групп памятников стала обретать все больше и больше сторонников.
Спицынскую мысль о существовании единой культуры, объединяющей могильники ананьинского типа и «костеносные» городища, поддержал и аргументировал в начале XX в. А.М. Тальгрен (Tallgren, 1919), который предложил назвать культуру «ананьинской» по эпонимному памятнику. Несколько позднее, но независимо от финского исследователя к тождеству ананьинской и «костеносной» культур пришел молодой российский исследователь М.Г. Худяков — автор первого в отечественной науке очерка ананьинской культуры (1922; 1923). Таким образом, с 1920-х годов термин «ананьинская культура» прочно вошел в лексикон российской и европейской археологии.
В 1930-е годы в советской археологии и прежде всего в работах М.Г. Худякова (1933; 1935) и А.В. Шмидта (1934) — как дань псевдо-марксистской фразеологии, утвердившейся тогда в ГАИМК вместе с «яфетической теорией» академика Н.Я. Марра, чаще будет использоваться термин «ананьинская эпоха». Но в те же годы А.В. Збруева, обратившаяся к изучению камско-вятских «костеносных» городищ (1934) Ананьинского (1936) и Луговского могильников (1947), сохранит термин «ананьинская культура» в своих работай. Именно благодаря ее исследованиям, в основном довоенным (Збруева, 1952), получила свое завершенное оформление концепция ананьинской культуры как культуры «костеносных» городищ, шнуровой круглодонной керамики с раковинной или растительной примесью, кельтов с овальной и шестигранной втулкой, одиночных погребений, ориентированных ногами к реке. Данная обобщенная характеристика ананьинской культуры оказалась жизнеспособной и используется до настоящего времени.
В то же время дискуссия на IV Уральском археологическом совещании в Перми в 1964 г. выявила различные подходы к происхождению и выделению локальных вариантов ананьинской культуры, но сам стереотип культуры (а соответственно и культурное единство ананьинского мира) не подверглись ревизии. Збруевское понимание ананьинской культуры существенно расширил в 1960-80-е годы А.Х. Халиков (1962; 1977), обосновавший ее преемственность с культурами эпохи поздней бронзы Волго-Камья.
В те же годы — в связи с появлением новых материалов, характеризующих ананьинскую культуру разных регионов Волго-Камья, формируются новые подходы к пониманию ананьинской проблемы, которые заключались в осознании ананьинской культуры как явления, имеющего многокомпонентный характер. Для более точного выражения нового понимания ананьинских древностей В.Ф. Генинг предложил ввести термин «ананьинская культурно-историческая общность», которая рассматривалась им как общность родственных в этническом плане культур (Генинг, Совцова, 1967); для предшествующих культур эпохи финальной бронзы им было предложено название «предананьинская культурно-историческая общность».
Процесс переосмысления традиционного збруевского и халиковского видения предананьинской и ананьинской проблематики стал набирать силу в 1970-80-е гг. Один из авторов настоящей статьи (Кузьминых, 1977; 1983) выдвинул гипотезу о сосуществовании в конце II — начале I тыс. до н.э. в Среднем Поволжье двух групп населения: маклашеевской/ананьинской и «текстильной»/акозинской (Кузьминых, 1977; 1983), которая в дальнейшем получила поддержку и развитие в работах В.Н. Маркова (см. библиографию в: 2007), Б.С. Соловьева (1995; 2000), А.А. Чижевского (2002; 2008) и в то же время вызвала резкую критику со стороны В.C. Патрушева (1984; см. также статью в настоящем сборнике), который объединил их в рамках единой ахмыловской культуры.
Кроме того, в эти же годы В.А. Иванов обосновал различные генетические истоки древностей курмантау и «шнуровых» в нижнем течении Белой (1976; 1977; 1982). Первые явились, по его мнению, продолжением маклашеевской линии развития на Белой, а вторые появились здесь в уже сложившемся виде, вероятнее всего, из районов Среднего Прикамья. Л.И. Ашихмина, исследуя генезис ананьинской культуры в Удмуртском Прикамье, напротив, отстаивала местные истоки «шнурового» ананьина. Тогда же Н.Л. Членова (1981) выдвинула идею, а фактически вынесла на обсуждение давнюю гипотезу П.П. Ефименко (1948) о миграции части предананьинского населения Приуралья из Западной Сибири, которая противопоставлялась гипотезе А.Х. Халикова (1969; 1977) о местных истоках приказанской культуры и ее продолжения — культуры ананьинской.
Свое дальнейшее развитие в 1980-е годы ананьинская проблема нашла в трудах В.А. Иванова (1983; 1991) и В.Н. Маркова (1988; 2007). Ими было показано культурно-типологическое и генетическое различие памятников волго-кам- ского (постмаклашеевского) и прикамско-приуральского (шнурового и гребенчато-шнурового) ананьина. Оба исследователя высказались в поддержку гипотезы о миграции североприуральских групп населения по Вятке, Ветлуге и через верховья Камы в южные районы ананьинского ареала. При этом В.Н. Марков, проведя анализ керамики раннего железного века Волго-Камья, поддержал гипотезу В.Ф. Генинга и С.В. Кузьминых о многокомпонентном характере населения ананьинской общности. В ее ареале Марков выделил четыре группы памятников, каждая из которых характеризовалась специфическим керамическим комплексом: «текстильным», постмаклашеевским, сложношнуровым и гребенчато-шнуровым. Вторым шагом, к сожалению, не получившим тогда продолжения, стал поставленный Марковым вопрос о невозможности объединения памятников Волго-Камья и Северного Приуралья в рамках единой ананьинской культуры или общности.
В 1990-е годы В.Н. Марков в рамках исследования генезиса ананьинских древностей обратился к переосмыслению материалов приказанской культуры. В итоге он пришел к убеждению об обособленном характере ее маклашевского этапа, не являющегося прямым продолжением предшествующих этапов приказанской культуры, и обосновал необходимость выделения самостоятельной маклашеевской культуры (Марков, 1996. С. 10-12). Таким образом, получила поддержку ранее высказанная гипотеза
В.Ф. Генинга и С.В. Кузьминых о выделении предананьинской (маклашеевской) культурноисторической общности. В настоящее время подобный взгляд на маклашеевские древности находит все большее число сторонников, а термины маклашеевская культура и маклашеевская культурно-историческая общность употребляются как синонимы предананьинской культурно-исторической общности.
На рубеже XX и XXI веков произошло переосмысление термина «ананьинская культурноисторическая общность». Один из авторов предложил объединить древности Волго-Камья и северо-востока Европы в рамках ананьинской культурно-исторической области (Кузьминых, 20006. С. 107, 108; 2006. С. 228-230). Понятие «общность» предполагает более тесные этнокультурные связи, нежели «область». Ананьинский мир есть все основания рассматривать как общую колыбель предков прибалтийских и поволжских финнов и пермских народов. Активные миграционные процессы в начале эпохи раннего железа определили подвижные территориальные рамки АКИО в пределах лесной зоны Волго-Камья и северо-востока Европы в различные хронологические периоды.
В начале XXI в. другой из авторов настоящей статьи, обратившись к изучению погребального обряда населения ананьинской области и в развитие взглядов В.Н. Маркова, В.А. Иванова и С.В. Кузьминых, выделил четыре археологические культуры в составе АКИО: акозинскую, или культуру текстильной керамики РЖВ Среднего Поволжья и Нижней Оки, ананьинскую культуру сложношнуровой керамики, ананьинскую культуру гребенчато-шнуровой керамики и постмаклашеевскую (Чижевский, 2002; 2008).
- Предананьинская проблема
Одной из ключевых проблем изучения ананьинского мира является давно обсуждаемая дилемма: связан ли генезис АКИО с развитием культур финала бронзового века Волго-Камья или же корни АКИО следует искать на соседних территориях. Решение проблемы происхождения культур ананьинского мира во многом затруднено запутанной ситуацией, сложившейся в проблематике эпохи поздней бронзы Волго-Камья. Доминировавшее до 1990-х годов представление АХ.Халикова (1969; 1980) о развитии в регионе единой приказанской культуры в последние десятилетия неоднократно подвергалась критике | см. труды В.П. Денисова, Л.И. Ашихминой, Н.Л. Членовой, И.Б. Васильева, М.Ф. Обыденнова,
В.А. Иванова, Е.П. Казакова, B.C. Патрушева, В.Н. Маркова. Б.С. Соловьева, Ю.И. Колева, а также авторов настоящей статьи; см. обзор работ: Кузьминых, 1999а; 1999б; 2001; Чижевский, 2007а). В итоге халиковская концепция ананьинского культурогенеза, базировавшаяся только на фундаменте приказанской культуры, настолько обросла противоречиями, что перестала использоваться в исследовательском процессе.
Безусловно, необходима перестройка данной концепции. Однако начинать ее следует с переосмысления базовых памятников приказанской культуры, которые легли в основу ее периодизации, и сопоставления их с опорными памятниками луговской, межовской, сусканской и других культур. Пока что наблюдается стремление «откусить» от приказанского «пирога» тот или иной лакомый кусочек. И если выделение памятников маклашеевского этапа в самостоятельную культуру или общность сделано вполне обосновано, то в отношении переосмысления памятников предшествующих этапов приказанской культуры предстоит сначала большая источниковедческая работа (Кузьминых, 2001. С. 19,20; Чижевский, 20076).
С отказом от концепции приказанской культуры перед исследователями встает три блока проблем, каждый из которых может изучаться как самостоятельно, так и в связке друг с другом.
Первый блок связан с займищенским этапом. А.Х. Халиков (1980. С. 52; 1987. С. 144) и А.Д. Пряхин (1980. С. 27), возможно, вполне справедливо, рассматривали памятники этого круга как отражение процесса взаимодействия средневолжской группировки абашевской культуры с местной поздневолосовской. Но почему число этих памятников столь мало, почему они сосредоточены на небольшом отрезке казанского течения Волги? Эти вопросы, равно как и хронология, происхождение и последующие судьбы носителей займищенской керамики, безусловно, нуждаются в дальнейшем исследовании. Необходимо уточнить само понятие «займищенский этап или период», уяснить, является ли он самостоятельной археологической культурой, особым типом памятников или же локальным вариантом одной из уже выделенных культур начала II тыс. до н.э.
Второй блок проблем связан с обсуждением балымско-карташихинских, атабаевских, луговских, черкаскульских и сусканских древностей. В середине II тыс. до н.э. происходит «андронизация» культурных образований (как бы они ни назывались) северной лесостепи и юга лесной зоны Волго-Камья (Кузьминых, 1999а; 2001). Аналогичные процессы охватывают, как известно, обширные пространства к востоку от Урала. Характер и динамика формирования «андроноидных» культур, безусловно, определялись импульсами культур андроновского и срубного мира, но конкретные механизмы и этапы взаимодействия степных и лесостепных групп населения требуют специального изучения.
Третий блок проблем — во многом ключевой при обращении к ананьинскому культурогенезу. В финале бронзового века в Волго-Камье складывается маклашеевская культура (Марков, 1996) или предананьинская (маклашеевская) культурно-историческая общность (Генинг, Совцова, 1967. Рис. 2; Кузьминых, 1977; 1983. С. 6) (Рис. 1). В.Н. Марков, вслед за Н.Л.Членовой, (1981) считал возможным выводить происхождение маклашеевской культуры от ирменской (в ее розановском варианте). Нами отстаивается альтернативная точка зрения о формировании маклашеевской культуры на основе взаимодействия пришлой культуры «текстильной» керамики и местных памятников атабаевского круга (имея в виду также луговские, сусканские и им подобные).
Не вдаваясь в полемику о характере межовской культуры, отметим, что наиболее ярко «андроноидные» черты в постандроновский период проявляются в атабаевской керамике (Рис.2; 3, 1-6, 8). Она занимает устойчивую среднюю позицию между андроновской (федоровской) и маклашеевской. Сходство ее по элементам орнамента (ямки, резные линии и гребенчатый штамп) и мотивам декора (группировка ямок по три, горизонтальный двойной зигзаг, ромбы и решетка) с сусканско-луговской керамикой, с одной стороны, и маклашеевской, с другой, очевидно. В оппозиции луговская /атабаевская и атабаевская /маклашеевская керамика более близок к атабаевской посуде все же маклашеевский керамический комплекс. Отличия проявляются в оформлении днища: плоскодонные и с уплощенным дном в «атабаеве» и круглодонные в «маклашеевке», а также в форме венчика — характерный валик со срезом или воротничок в «атабаеве» и безворотничковая в своей основе керамика в «маклашеевке». Впрочем, наличие многочисленных переходных форм на памятниках атабаевского круга нивелирует эти отличия. К примеру, сосуды из Балымского могильника (Рис.З, 5,6) и Гулюковского III поселения (рис.З, 3) наряду с атабаевской орнаментацией имели округлую форму днища, а плоскодонные сосуды Рождественского I (Рис.З, 2, 4) могильника, Ерзовского, Гулюковского III (Рис.З, 7) и других поселений украшены в маклашеевской орнаментальной манере. Сближает данные керамические комплексы и наличие многочисленных воротничковых сосудов маклашеевского времени.
По всей вероятности, керамика памятников атабаевского круга демонстрирует начальный этап сложения маклашеевской культуры, который, судя по комплексам Балымского могильника, можно датировать в пределах XIV/XIII вв. до н.э. (Рис.З, 7, 9-12).
Последующий этап развития маклашеевской культуры связан с миграцией носителей культуры «текстильной» керамики (с характерной для нее круглодонной керамикой) (рис.4), взаимодействие которых с раннемаклашеевскими — ата- баевскими — группами населения стало своеобразным катализатором для формирования известного нам стереотипа маклашеевской керамики: круглодонной, с цилиндрической, реже блоковидной горловиной, орнаментированной ямками, оттисками гребенчатого штампа и резными линиями (Рис.5; 6, 7, 8, 12).
Необходимо отметить, что процесс взаимодействия носителей «текстильной» и атабаевской керамики шел в Волго-Камском регионе по-разному. Наибольшему воздействию подверглось атабаевское население Марийско-Чувашского Поволжья, приустьевых районов Камы и прилегающих участков Волги. Значительно меньшее влияние оно испытало в Нижнем и Среднем Прикамье, а также на Вятке и Белой. Это выразилось в сохранении здесь архаичных атабаевских черт в декоре, следствием чего стало выделение быргындинской (Ашихмина, 1985), малмыжской и отчасти курмантаусской культур[1]. Наличие подобных отличий в маклашеевском керамическом комплексе позволяет рассматривать данное этнокультурное образование как многокомпонентное, но имеющее, по всей вероятности, единую атабаевско-текстильную» основу.
Хронология основного массива памятников маклашеевской культуры определяется вещевыми комплексами могильников (Маклашеевский 3, Полянский 2, Ново-Мордовский 5, Мурзихинский 2 и др.) (Рис.6, 2-7, 9-77, 13, 14), но прежде всего данными радиуглеродного анализа в пределах XII/XI — 1 пол. IX вв. до н.э. (Чижевский, 2001. С. 30-36).
Взаимодействие «текстильного» и местного — уже постмаклашеевского — миров продолжилось и в раннем железном веке. На территории Среднего Поволжья этот процесс привел к образованию акозинской культуры с преобладанием «текстильного» этнокультурного компонента. В Нижнемг* Црикамье он выразился в формировании постмаклашеевской культуры, в которой возобладала местная этнокультурная традиция.
- Ананьинская культурно-историческая область и постмаклашеевская культура — стержневая культура АКИО
Выше уже отмечалось, что понятия «культурно-историческая» или «археологическая общность которые вполне правомерно использовались для культур эпохи финальной бронзы, не могут в полной мере быть применимы для культур эл охи раннего железа, объединенных в рамках ананьинского мира. По своему культурному облику, происхождению и, вероятно, этнической принадлежности культуры, входящие в состав ананьинского межплеменного объединения, были различны: постмаклашеевская культура явилась прямым продолжением волго-камской маклашеевской (включая ранние памятники ерзовского и курмантаусского типов); симбиозом «текстильных» и маклашеевских древностей стала акозинская культура, в которой доминировал пришлый — западный — этнокультурный компонент; ананьинская культура шнуровой керамики сложилась на основе культур эпохи поздней бронзы Среднего и Верхнего Прикамья и имеет весьма своеобразный, отличный от по- смаклашеевского культурный комплекс; истоки ананьинской культуры гребенчато-шнуровой керамики восходят к лебяжской культуре в бассейнах рек Печоры и Вычегды (Марков, 2007). Все это заставляет нас рассматривать данные культуры в рамках ананьинской культурно-исторической области, которая является объединением археологических культур, не связанных общностью происхождения (Кузьминых, 2000а. С. 108; 20006. с. 108; Кузьминых, Чижевский, 2007. С. 5) (Рис.7).
Ареал АКИО определяется главным образом по распространению постмаклашеевской, шнуровой и гребенчато-шнуровой керамики, особенностям погребального обряда, характерным предметам вооружения (прежде всего, кельтов с овальным и шестигранным устьем втулки) и украшений. Ананьинский мир — это не только постмаклашеевская культура, но и культуры лесной и отчасти лесостепной зон севера и северо-востока Европы, которые испытали влияние постмаклашеевской культуры, восприняли формы «ананьинского» и степного вооружения, конской упряжи и украшений, переработанных в постмаклашеевской среде. Как мир ранних кочевников объединяет скифская «триада» (оружие, упряжь, звериный стиль), так и культуры ананьинского мира объединяют общие стереотипы вооружения — кельты и наконечники копий, а также включение в местные керамические комплексы характерной постмаклашеевской посуды (Рис.8, 9).
Носители акозинской культуры, характерными признаками которой являлись «текстильная» керамика и акозинско-меларские кельты, находясь на стыке двух миров — «текстильного» и ананьинского, заимствовали «ананьинский» обряд погребения умерших в землю, а также некоторые категории предметов вооружения и украшений. На основании этого акозинская культура также рассматривается нами в рамках ананьинского мира (Кузьминых, Чижевский, 2006, С. 5).
Миграционный характер формирования культур ананьинского мира был обусловлен, судя по палинологическим данным (Алешинская, Спиридонова, 2000), палеоклиматическими изменениями в бореальной зоне Северной Евразии в конце II — начале I тыс. до н.э. Эти процессы определили подвижные территориальные рамки АКИО в различные хронологические периоды. Повышенная активность постмаклашеевских групп населения в начале I тыс. до н.э. сменилась миграцией на юг и запад культур гребенчато-шнуровой и шнуровой керамики во второй четверти I тыс. до н.э. Миграционные потоки были привязаны к речным системам Ветлуги, Вятки, Камы, Вычегды и Двины.
Наиболее полно в ананьинской археологии изучена постмаклашеевская культура. Работами В.Н. Маркова и авторов этих строк были сформулированы основные критерии выделения данной культуры: 1) в керамическом комплексе это горшки, украшенные ямками и вдавлениями в различных сочетаниях (только на поздних этапах появляются разреженные оттиски шнура); орнамент в основном по шейке (Рис.8) (Марков, 2007. С. 29); 2) характерный тип орудий и оружия — бронзовые и медные кельты с овальным устьем втулки (Рис.9, 72, 28) (Кузьминых, 1983; Марков, 2007); 3) в погребальном обряде и инвентаре могильников — это наличие погребений с подчиненными костяками, присутствие костяных лощил, кельтов с овальной втулкой, терочников и антропо-зооморфных бронзовых фигурок (Рис.9, 72, 31), наличие на ряде некрополей стел (Рис.9, 32) (Чижевский, 2002; 2008); антропологический тип погребенных в основном европеоидный (см. статью И.Р. Газимзянова в настоящем сборнике).
Этим критериям отвечают памятники Усть- Камья и р. Белой, здесь они имеют наиболее чистый, не смешанный облик. Памятники Среднего Прикамья — наряду с включениями постмаклашеевского компонента — оставлены в основном носителями ананьинской культуры шнуровой керамики. Некоторые поселения и могильники Чувашско-Марийского Поволжья сочетают в себе традиции разных культур: постмаклашеевской, акозинской и гребенчато-шнуровой. В Старшем Ахмыловском и Акозинском могильниках постмаклашеевские погребения располагаются отдельно от акозинских (с меларскими кельтами) и гребенчато-шнуровых (с шестигранными кельтами).
- Вуаль АКИО — культуры акозинская, шнуровой керамики и гребенчато-шнуровой керамики.
4.1. Акозинская культура является одной из своеобразных культур АКИО2, выделена в 1970-е годы (Кузьминых, 1977; 1983. С. 157). Как уже отмечалось, под влиянием постмаклашеевской культуры у носителей пограничной с ананьинским миром культуры «текстильной» керамики появляется обряд погребения в землю, который, помимо Средневолжского региона, проник и на Нижнюю Оку (Младший Волосовский могильник) (Кузьминых, Чижевский, 2006). Более того, длительное проживание на одной территории обусловило наибольшую близость акозинского погребального обряда с постмаклаше- евским по сравнению с остальными культурами АКИО (Чижевский, 2008. С. 33 — 43).
Акозинская культура обладает рядом характерных признаков, выделяющих ее из остальных культур АКИО: 1) керамический комплекс представлен сосудами, большая часть которых орнаментирована характерными «текстильными» отпечатками (Рис. 10); 2) наличие особого, отличного от ананьинских, очага металлообработки; его основным маркером являются кельты меларского или акозинско-меларского типа (Рис.11, 7, 10) (Кузьминых, 1983. С. 167-170; 1993); 3) особенностью погребального обряда является расположение погребений группами, а не рядами, как в остальных культурах АКИО; присутствует также характерный набор погребального инвентаря, не встречающийся или же известный лишь изредка в некрополях других культур АКИО — это меларские кельты, железные пешни, топоры и секиры, однолезвийные кинжалы, железные и биметаллические булавки (Рис. 11) (Чижевский, 2002; 2009).
Сочетание всех трех групп признаков характерно для памятников Чувашско-Марийского Поволжья и Нижней Оки — основного ареала культуры. В небольшом количестве керамика с «текстильными» отпечатками, а также кельты меларского типа встречены в Усть-Камье и прилегающих волжских районах. Погребения с меларскими кельтами реконструируются здесь в Ново-Мордовском I, Семеновском VI, Танаевском и других могильниках.
Исследование акозинской культуры осложнено тем, что памятники ее юго-восточного фланга располагались чересполосно на одной территории с постмаклашеевскими и ананьинской культуры гребенчато-шнуровой керамики (Марков, 1994. С. 65, 68, 69). В большинстве памятников Средневолжского региона мы наблюдаем активное и причудливое сочетание черт всех этих культур — настолько далеко зашли здесь процессы культурогенеза, начавшиеся еще в позднебронзовую эпоху с миграцией носителей культуры «текстильной» керамики. Не удивительно, что из пяти исследованных могильников лишь в Убеевском (в его раскопанной части) выявлен исключительно акозинский комплекс погребального инвентаря; в Младшем Волосовском, Старшем Ахмыловском, Акозинском и Козьмодемьянском содержались погребения трех культур АКИО: акозинской, гребенчатошнуровой керамики и постмаклашеевской, но на погребальном поле они группируются отдельно друг от друга.
Акозинская культура является частью огромного «текстильного» мира центра и северо-запада Европейской России, Восточной Прибалтики и Финляндии времени РЖВ. При этом значительнейшую часть памятников культуры «текстильной» керамики центра Русской равнины и более северных территорий, которые синхронизируются по вещевым комплексам и радиоуглеродным датам со средневолжскими акозин- скими, традиционно относят к бронзовому веку. Критерием перехода к эпохе раннего железа является в них дьяковский «след». Однако присутствие здесь таких памятников — пусть и единичных — как Младший Волосовский могильник, который никак нельзя отнести к дьяковской или городецкой культурам, свидетельствует о существовании в ареале культуры «текстильной» керамики позднего пласта догородищенских памятников и ранних городищ на Нижней Оке и в Костромской низине (иногда с находками кельтов меларского типа и литейных форм для их отливки, а также «текстильной» керамики со шнуровыми оттисками), синхронных со средневолжскими ако-щнскими и постмаклашеевскими. Но от последних их отличает одна важнейшая черта, а именно: для них не характерна погребальная обрядность, связанная с помещением трупа в землю.’Именно эта часть «текстильного» мира явится в дальнейшем базой для формирования дьяковской, городецкой, позднекар- гопольской и других культур РЖВ (Кузьминых, 2006; Гусаков, Кузьминых, 2008).
4.2. Ананьинская культура шнуровой храмики, ее поселенческие и погребальные пятники дали изначальное представление о классической ананьинской культуре. Именно ее материалы легли в основу современных взглядов о первой фазе раннего железного века Волго-Камья. Отталкиваясь от них, А.М. Тальгрен, Худяков и, наконец, А.В. Збруева и X. Халиков построили концепцию ананьинской культуры, доминировавшую в отечественной историографии в 20- 80-е годы прошлого столетия. Ананьинская культура шнуровой керамики (АКШК) обладает следующими характерными чертами:
- Наиболее яркой чертой материальной культуры AKШК является керамика, украшенная исключительно оттисками шнура (Рис. 12). Шнуровая орнаментация в виде двух-трехрядного шнура образует узоры из волнообразных, наклонных и перекрещивающихся линий, треугольников, ромбов и лесенок, нанесенных в основном на шейку и плечико. Сосуды имеют формы широких чаш и горшков (Рис. 12, 10-13) Марков, 1988. С. 72).
- Другой чертой, определяющей культурную особенность АКШК в рамках АКИО, являются кельты с шестигранным сечением устья втулки (Рис.13,31) (Кузьминых, 1983, Рис.46,б, таб.9), которые фиксируются в основном в ареале памятников с керамикой со сложношнуровой орнаментацией (Марков, 1994, с.70). Единичные экзмпляры шестигранных кедьтов встречены в ареале постмаклашевской культуры, отражая проникновение на эту территорию таежных ананьинских групп населения. Более многочисленны они в средневолжских могильниках (Старшем Ахмыловском, Акозинском и Косзьмодемьянском), тяготеющем к устью Ветлуги, но образуют здесь особые, отличные от камских типоы (КАН-90), характерные для ветлужского варианта культуры с гребенчато-шнуровой керамикой.
- В погребальном обряде АКШК также присутствуют характерные черты, резко отделяющие ее от остальных культур ананьинского мира – это наличие на некрополях каменных ящиков и деревянных гробниц; устройство каменных крепид над погребальными сооружениями; использование кроме ингумации также кремации погребенных; наличие в погребальном инвентаре кельтов с шестигранной втулкой, чеканов, сосудов со сложношнуровой орнаментацией (рис.13) (Чижевский, 2002, 2008). С этой культурной средой связано появление в Прикамье специфического низколицего монголоидного антропологического типа, хорошо известного по материалам Луговского могильника (см. статью И.Р. Газимзянова в настоящем сборнике).
Основной территорией АКШК являются районы Нижней и Средней Камы от Елабуги до Перми, а также Нижней Белой. Здесь эта культура проявляется наиболее полно. Встречены отдельные погребения и керамика АКШК и в приустьевой части Камы.
4.3. Ананьинская культура гребенчатошнуровой керамики. В конце 1970-х годов один из авторов при изучении металлического инвентаря АКИО обратил внимание на значительное своеобразие кельтов с шестигранной втулкой, распространенных в бассейнах Вятки и Ветлуги (Кузьминых, 1977; 1983. С. 77,78,177). В 1980-е годы вопрос о коренном отличии керамического комплекса данной группы ананьинских памятников поставил В.Н. Марков (1988). В настоящее время мы рассматриваем группу памятников, сочетающих керамику с гребенчато-шнуровой орнаментацией и кельтами типа КАН-90, как особую культуру гребенчато-шнуровой керамики (АКГШК) в составе АКИО (Рис. 14; 15). Таким образом, АКГШК характеризуется следующими специфическими чертами: 1) керамика поселений и могильников представлена круглодонными сосудами чашевидной и горшковидной формы, сочетающей гребенчатую и шнуровую технику орнамента (Рис.14) (Марков, 1988. С. 66-67); 2) наличие в инвентаре могильников кельтов типа КАН-90 ((Рис. 15, 77, 19) для ветлужского варианта культуры) и охры (Кузьминых, 1983; Чижевский, 2002; 2008); 3) использование — наряду с захоронением в землю — иных форм погребальных обрядов, в частности, «домов мертвых» (Старший Ахмыловский могильник).
Местом сложения АКШК была, вероятно, территории Европейского Северо-Востока, откуда к рубежу VTI-VI вв. носители данной культуры распространяются в верховья Камы, на Вятку и Ветлугу с выходом в приустьевых районах этих рек на Волгу и Каму, где они вступили во взаимодействие с другими культурами АКИО.
- Проблемы хронологии и периодизации АКИО (три этапа волго-камского ананьина)
В последние десятилетия произошли некоторые изменения в нашем понимании хронологии и периодизации ананьинского мира. Они обусловлены как расширением источниковой базы, так и пересмотром датировок степных культур раннего железного века.
Нижнюю границу первого этапа АКИО определяют материалы ряда погребений постмаклашеевской культуры Измерского VII (п. 10) и Мурзихинского II (п. 97) могильников (Казаков, 1994; Чижевский, 2002. С. 33).
Кобанские аналогии периода Кобан III бронзового псалия из п. 10 Измерского VII могильника дают достаточно широкую дату в пределах 2 пол. X — нач. VII вв. до н.э. (Козенкова, 1996. Рис. 36, 36), однако В.Р Эрлих уточнил датировку псалия, сужая время его бытования до конца IX — 2 пол. VIII в. до н.э. (1994. С. 65, 66). Для комплекса вещей из п. 97 Мурзихинского II могильника существует радиоуглеродная дата (2830±40 лет; анализ выполнен лабораторией ГИН). Наличие в данных погребениях типичного для ананьинской эпохи инвентаря — кельта типа КАН-28 и наконечника копья типа КД- 28 дает возможность утверждать, что формирование диагностирующего комплекса вещей раннеананьинского времени — бронзовых кельтов с овальным сечением втулки и треугольной, трапециевидной и арковидной фасками и прорезных наконечников копий — происходит уже на первом этапе существования АКИО, в 1 пол. IX — VIII в. до н.э. Наличие в позднемаклашеевском погребении 199 Мурзихинского II могильника железного шила позволяет предположить, что и распространение железных орудий и оружия относится к финалу маклашеевской КИО — началу первого этапа АКИО.
Второй этап развития АКИО (кон. VIII — 1 пол. VII в. до н.э.) связан с распространением кавказских импортов в Волго-Камье, когда на Северном Кавказе и в степной зоне Восточной Европы после киммерийских и скифских походов в Переднюю Азию формируются памятники «предскифского» времени, известные по погребениям новочеркасской и черногоровской групп. Характерные для них бронзовые, биметаллические и железные изделия в массе появляются в постмаклашеевских и акозинских могильниках, причем наряду с импортными изделиями появляются и их местные подражания. Наиболее яркой особенностью этой эпохи являются постмаклашеевские (ананьинские) стелы Ново-Мордовского I, Мурзихинского II и других могильников.
Третий этап развития памятников ананьинского времени в Волго-Камье (2 пол. VII — V вв. до н.э.) характеризуется усилением влияния евразийских культур «скифо-сибирского» мира и началом функционирования второй фазы ананьинского очага металлургии. На этом этапе «скифский» вектор связей постепенно меняется на савроматский и сакский, а для таежного Прикамья, кроме того, на иткульский.
- Исторические судьбы населения АКИО[2]
Наличие в Волго-Камье многочисленных изделий кавказского и степного (скифо-сибирского) облика позволяют органично рассматривать историю населения АКИО на фоне общеевразийского исторического процесса. Развитая цветная и черная металлургия и металлообработка, своеобразные формы орудий, оружия и украшений, оригинальный звериный стиль, сложнейший погребальный обряд, обширный ареал культур ананьинского мира, их стержневая роль в этно- и культурогенетических процессах эпохи раннего железа на Европейском Севере и Северо-Востоке — все это ставит ананьинскую культурно-историческую область вровень с такими колоссами древности, как культуры скифо-сибирского мира, кобанская, галынтатская, латенская и др.
Начальные фазы РЖВ в Волго-Камье и на севере и северо-востоке Европы характеризу характеризуются распространением весьма контрастных экологических, хозяйственных и социальных доминант. В северной лесостепи и на юге лесной зоны у населения акозинской и постмаклашеевской культур утвердился по-настоящему комплексный характер производящей экономики. Это высокотехнологичные и передовые для своего времени бронзолитейное дело и железо-обработка, животноводство и земледелие (впрочем, роль последнего в производстве пищи — при ограниченных прямых свидетельствах земледелия — явно преувеличивается). Железообработка постмаклашеевской и акозинской культур сложилась при явном кавказском импульсе.
В южнотаежном и таежном Прикамье, на Вятке, Ветлуге и Белой главенствующая роль в хозяйственной деятельности по-прежнему принадлежит придомному животноводству. Здесь нет прямых свидетельств земледелия. Явно заметней становится роль пушной охоты. На фоне доминирующей цветной металлургии и металлообработки наблюдается достаточно вялое развитие железообработки. Количество и ассортимент железных изделий на порядок уступают, к примеру, постмаклашеевскому производству. В цветной металлообработке, несмотря на ее видимйй расцвет, происходит заметный регресс технологии — возврат к широкому использованию «чистой» меди. Резко уменьшается доля изделий, изготовленных из оловянных, оловянно-мышьяковых и других сплавов, характерных для постмаклашеевского и акозинского
чагов металлообработки. Сама техника литья в восточных ананьинских очагах, связанных с культурами шнуровой и гребенчато-шнуровой керамики, как и в иткульском на Урале, становится более грубой, как бы «варваризирован- ной». С позднебронзовой эпохи сохраняются типы изделий (втульчатые тесла, наконечники копий и кельты), причем медные и бронзовые кельты отливаются в самусьско-кижировской традиции, которая укоренилась в РЖВ в большинстве таежных культур Северной Евразии.
Гребенчато-шнуровая и шнуровая культуры АКИО (равно как и иткульская культура Урала с ее опорой на собственные источники меди) демонстрируют нам феномен «запоздалого» бронзового века. В еще большей степени эта характеристика присуща культурам темнохвойной тайги северных широт – от Карелии до полярного Урала, являющихся переферией ананьинского мира. Основу хозяйства здесь составляют охота и рыболовство. Это обусловило мобильность и подвижный характер сравнительно малочисленных коллективов. Этому были подчинены все остальные виды жизнедеятельности. Железные орудия появляются здесь, вероятно, не ранее середины I тыс. до н.э., причем на западе в формах, характерных для культур Восточной Балтикии и Волго-Камья. Обработка меди и бронзы фиксируется, но в весьма ограниченных масштабах. В формах изделий отчетливо улавливаются ананьинские стереотипы. На севере достаточно долго сохраняются и широко используются кремниевые, кварцитовые и сланцевые орудия.
В постананьинскую эпоху (III/II в.в. до н.э. – IV/V вв. н.э.) процессы культурогенеза в Волго-Камье и на севере и северо-востоке Европы развивались в русле дифферециации и перегруппировки сложившихся в предшествующую эпоху этнокультурных образований (Рис.16). В результате этих процессов в лесной полосе Восточной Европы произошел разрыв прежнего единого культурного пространства от Камы и Печеры на востоке до Финляндии и Карелии на западе. Многими исследователями (и нами в том числе) ананьинская культурно-историческая область (в широком понимании этого термина) рассматриваются как колыбель предков прибалтийских и поволжских финнов и пермских народов. В постананьинскую эпоху восточные импульсы теряют былую роль катализатора культурных и этнических процессов в северо-западных областях Европейской России, как то было в рамках АКИО.
Происходит размежевание в развитии культур Волго-Камья) худяковская, чегадинская, осинская, кара-абызская, гафурийско-убаларская, гляденовская) и крайнего Северо-Востока Европы (пиджская, джуджыдъягская), с одной стороны, и Волго-Окского междуречья (дьяковская, городецкая), Верхневолжья, Заонежья, Белозерья, Карелии и Финляндии (позднекаргопольская, позднебеломорская, лууконсаари-кудома, с керамикой «арктического» типа или къельмо) — с другой. В пьяноборскую и последующие эпохи на севере и северо-западе Восточной Европы и в Финляндии все еще сохраняется мода на изготовление украшений в стиле, характерном для прикамских культур, но связано ли это с этнокультурными отношениями или торговлей, еще предстоит выяснить.
Этнокультурные образования Прикамья (за исключение гафурийско-убаларской культуры) и Европейского Северо-Востока образуют ареал предковых культур пермских народов, объединенных в пьяноборскую культурно-историческую область. Развитие камских культур пошло по пути концентрации племенных групп на крупнейших водных артериях в местах с наиболее обширными пойменно-луговыми угодьями. Освоение малых рек и водораздельных пространств происходит в Прикамье только в мазунинское время, когда важную роль в системе жизнеобеспечения стало играть подсечно-огневое земледелие. В конце эпохи наметился сдвиг камских групп населения на запад. Племена азелинской культуры, которые отождествляются с прапермянами, дисперсными группами осваивают Вятско-Ветлужское междуречье.
Северные группы прапермян связаны с культурами гляденовской общности Верхнего Прикамья и северо-востока Европы, которые сформировались на базе шнурового и гребенчатошнурового ананьина и при участии зауральских импульсов. В Северном Приуралье сохраняется дисперсное расселение гляденовских групп, унаследовавших от своих предков охотничье- рыболовческий уклад хозяйства.
Завершая, отметим, что ананьинская проблематика является во многом ключевой в археологии конца II — начала I тыс. до н.э. Северной Евразии. От успеха в ее разработке зависит дальнейшее изучение сложнейших этно- и культурогенетических процессов, протекавших в финале бронзовогсГи раннем железном веках в Волго-Камье и на севере и северо-востоке Европы.
Литература
- Алабин П.В. Ананьинский могильник // Вестник географического общества. 1860. № 6.
- Алешинская А.С., Спиридонова Е.А. Периодизация эпохи бронзы лесной зоны европейской России (по палинологическим данным) // ГАС. 2000. Вып. 4-1.
- Лшихмина Л. И. Генезис ананьинской культуры Среднего Прикамья / Доклад на VI МКФУ // Серия препринтов «Научные доклады» Коми филиала АН СССР, вып. 119. Сыктывкар, 1985.
- Генинг В.Ф., Совцова Н.И. О западносибирском компоненте в сложении ананьинской этнической общности // УЗ ПГУ. 1967. № 148.
- Гусаков М.Г, Кузьминых С.В. К вопросу о роли носителей «сетчатой» и «штрихованной» керамики в формировании культур лесной полосы Восточной Европы в раннем железном веке // КСИА. 2008. Вып. 222.
- Ефименко П.П. К вопросу об истоках культуры поздней бронзы на территории Волго-Камья // Археология. 1948. Т. II (на укр. яз., резюме на рус. яз.).
- Збруева А.В. Пижемское городище // ИГАИМК. 1934. Вып. 106.
- Збруева А.В. Ананьинский могильник // СА. 1937. Т. II.
- Збруева А.В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху // МИА. 1952. № 30.
- Збруева А.В. Луговской могильник // ТИЭ. Нов. серия. 1947. Т. И.
- Иванов В.А. Памятники типа курмантау и сложение ананьинской общности на территории Башкирии // Проблемы археологии Поволжья и Приуралья. Куйбышев, 1976.
- Иванов В.А. Некоторые предварительные замечания о хронологии и периодизации культуры курмантау // Неолит и бронзовый век Поволжья и Приуралья. Куйбышев, 1977.
- Иванов В.А. Проблема культуры курмантау // Приуралье в эпоху бронзы и раннего железа. Уфа, 1982.
- Иванов В.А. Рец.: А.Х. Халиков. Волго-Ка- мье в начале эпохи раннего железа (VIII—VI вв. до н.э.). М., 1977 // СА. 1983. № 2.
- Иванов В.А. Существовала ли финно-угорская общность в Приуралье в эпоху раннего железа? // Семинар «Проблемы происхождения народов уральской языковой семьи»: ТД. Ижевск, 1991.
- Кузьминых С.В. Бронзовые орудия и оружие в Среднем Поволжье и Приуралье (I тысячелетие до н.э.): АКД. М., 1977.
- Кузьминых С.В. Металлургия Волго-Камья в раннем железном веке (медь и бронза). М., 1983.
- Кузьминых С.В. Меларские кельты Восточной Европы и Фенноскандии (к проблеме одной археологической загадки) // Археологические памятники Среднего Поочья. Рязань, 1993. Вып. 3.
- Кузьминых С.В. О некоторых дискуссионных проблемах эпохи бронзы Среднего Поволжья (в связи с работами 70-90-х гг.) // Археология Центрального Черноземья и сопредельных территорий. Липецк, 1999а.
- Кузьминых С.В. А.Х.Халиков как исследователь эпохи раннего металла Волго-Камья // Проблемы древней и средневековой археологии Волго-Камья. Казань, 1999б.
- Кузьминых С.В. К проблеме поисков финноугорской прародины // Российская археология: достижения XX и перспективы XXI вв.: МНК «75 лет со дня рождения В.Ф.Генинга». Ижевск, 2000а.
- Кузьминых С.В. Археологическое изучение ананьинского мира в XX веке: основные достижения и проблемы // Российская археология: достижения XX и перспективы XXI вв.: МНК «75 лет со дня рождения В.Ф.Генинга». Ижевск, 2000б.
- Кузьминых С.В. О некоторых дискуссионных проблемах бронзового века Среднего Поволжья (в связи с работами 70-90-х гг. XX в.) // Вопросы древней истории Волго-Камья. Казань, 2001.
- Кузьминых С.В. Финал бронзового и ранний железный век севера Европейской России // II Северный Археологический Конгресс: Доклады. Екатеринбург, 2006.
- Кузьминых С.В., Чижевский А.А. К проблеме культурной принадлежности Младшего Во- лосовского могильника // Южный Урал и сопредельные территории в скифо-сарматское время: Сборник статей к 70-летию Анатолия Харитоновича Пшеничнюка. Уфа, 2006.
- Кузьминых С.В., Чижевский А.А. О Владимире Николаевиче Маркове и его книге //
- В.Н. Марков. Нижнее Прикамье в ананьинскую эплоху: (Об этнокультурных компонентах ананьинской общности). Казань, 2007.
- Марков В.Н. Нижнее Прикамье в ананьинскую эпоху (об этнокультурных компонентах ананьинской общности): АКД. Л., 1988.
- Марков В.Н. К постановке проблемы происхождения памятников маклашеевского типа // Эпоха бронзы Нижнего Прикамья. Тез. Научной конференции. Казань, 1996.
- Марков В.Н. Нижнее Прикамье в ананьинскую эплоху: (Об этнокультурных компонентах ананьинской общности). Казань, 2007 (Серия «Археология евразийских степей». Вып. 4).
- Обыденное М.Ф. Археологические культуры конца бронзового века Прикамья. Уфа, 1998.
- Патрушев В.С.-Марийский край в VIII-VI вв. до н.э.: (Старший Ахмыловский могильник). Йошкар-Ола, 1984,
- Пряхин А.Д. Абашевская культурно-историческая общность эпохи бронзы и лесостепь // Археология восточноевропейской лесостепи. Воронеж, 1980.
- Соловьев Б.С. О появлении «текстильной» керамики в Среднем Поволжье // АЭМК. 1995. Вып. 24.
- Соловьев Б.С. Бронзовый век Марийского Поволжья // ТМАЭ. 2000. Т. VI.
- Спицын А.А. Археологические розыскания о древнейших обитателях Вятского края // МАВГР. 1893. Т. 1.
- Халиков А.Х. Очерки истории населения Марийского края в эпоху железа // ТМАЭ. 1962. Т. II.
- Халиков А.Х. Древняя история Среднего Поволжья. М., 1969.
- Халиков А.Х. Волго-Камье в начале эпохи раннего железа (VIII—VI вв. до н.э.). М., 1977.
- Халиков А.Х. Приказанская культура // САП. 1980. Вып. В 1-24.
- Халиков А.Х. Приказанская культура // Эпоха бронзы лесной полосы СССР: Археология СССР. М., 1987.
- Худяков М.Г. Рец.: А.М.Тальгрен. L’epoque dite d’Ananino dans la Russie orientale / SMYA. 1919. T. 31:1 // KMB. 1922. №1.
- Худяков М.Г. Ананьинская культура // Ка- лнский губернский музей за 25 лет. Казань, 1923.
- Худяков М.Г. Зуевский могильник // Древности Камы по раскопкам А.А. Спицына в 1898 г. МГАИМК. 1933. Вып. 2.
- Членова Н.Л. Связи культур Западной Сибири с культурами Приуралья и Среднего Поволжья в конце эпохи бронзы и в начале железного века // Проблемы западносибирской археологии. Эпоха железа. Новосибирск, 1981.
- Чижевский А.А. Е.А. Халикова и проблема хронологии маклашеевского этапа приказанской культуры // Вопросы древней истории Волго-Камья. Казань, 2001.
- Чижевский А.А. Погребальные памятники населения Волго-Камья в финале бронзового — раннем железном веках (предананьинская и ананьинская культурно-исторические области): АКД. М., 2002.
- Чижевский А.А. Эпоха финальной бронзы на территории Нижнего Прикамья, современное состояние проблемы // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы. М., 2007а.
- Чижевский А.А. Финал бронзового века на территории Нижнего Прикамья: некоторые аспекты проблемы // XVII Уральское археологическое совещание. Материалы научной конференции. Екатеринбург-Сургут, 20076.
- Чижевский А.А. Погребальные памятники населения Волго-Камья в финале бронзового — раннем железном веках (предананьинская и ананьинская культурно-исторические области). Казань, 2008 (Серия «Археология евразийских степей». Вып. 5).
- Шмидт А.В. Очерки по истории Северо-Востока Европы в эпоху родового общества // ИГАИМК. 1934. Вып. 106.
- Tallgren A.M. L’epoque dite d’Ananino dans la Russie orientale // SMYA. 1919. T. 31:1.
[1] Впрочем, В.А.Иванов доказал, что курмантаусская культура — явление более позднее, связанное уже с ранним железным веком (1976; 1977; 1982).
[2] См. подробнее: (Кузьминых, 20006; 2006; Чижевский, 2008).