Русский Мастер замечательных эксклюзивных дизайнерских варганов Владимир Фомин из Брянской области, по нашей просьбе поделился своими воспоминаниями о его пути к варгано-творчеству. Очередная удивительная история о том, как варган изменил жизнь человека, превратив его в Мастера, — Волшебного Звука Творца!
Родился я в древнем живописном селе Брасово, что находится среди лесов и озер приграничной Брянской области морозным декабрем 1978 года в канун зимнего солнцестояния. Атмосфера старого графского поместья, на окраине которого стоял наш дом, заброшенные подземные ходы, парк с гигантскими дубами и липами, походы в лес за грибами и рыбалка на местном озере склоняли мою подрастающую личность к постоянному поиску приключений. Отец — знатный механик и гармонист и дядя — инженер-рационализатор, знакомили меня с металлом и механизмами, когда в 13 лет я увлекся мотоциклами. Школа, диплом юриста, служба в армии… В конце девяностых юристов без стажа было пруд пруди, и я без долгих колебаний пошел работать руками на местную мебельную фабрику — началась трудовая жизнь…
Токарь, фрезеровщик, сварщик, авто-маляр, монтажник… можно продолжать долго, но не об этом речь. В свободное время колесил по стране на мотоциклах, построенных в своем гараже. Дух свободы, горячий асфальт, интересные персонажи — ведь большинство байкеров-самобытные личности. Мото-фестивали, на которые толпами съезжаются люди со всех окраин Руси-матушки… И вдруг! ВАРГАН!!!
День рождения любимого мотоклуба, каменистый берег Оки под Калугой, древние бесконечные катакомбы. Из кармана моего товарища, альпиниста из Молдавии, звякнув о камни, выпадает какой-то блестящий предмет… Я машинально поднимаю, верчу в руках.
-Что это? — спрашиваю.
— Дрымба — отвечает он.
— Что???
— Ну, варган… Ай, ладно, смотри, — и начинает играть…
Я поплыл… Отобрав у него инструмент, я до утра просидел у костра, завороженно вслушиваясь в те неумелые звуки, которые улетали в ночь, отражаясь от глыб песчаника… Настало утро и мы разъехались кто куда… Но эти звуки я увез с собой и сквозь рев мотора я слышал ВАРГАН! И жизнь изменилась… Альпинист Андрей возвращаясь из командировки в столицу, прихватил по моей просьбе из какой-то этнической лавки скромный латунный дуговой инструмент и я с головой окунулся в мир необычного звука…
Язык первого бедного варганчика не выдержал колоссальных нагрузок и сломался, но я уже поймал волну и после пары-тройки экспериментов нашел более подходящую сталь. Потом и вовсе сделал варган из гвоздя и уже не смог остановиться. Сначала делал в дар друзьям, потом пошли заказы — сначала разовые, затем появились постоянные заказчики… А я постоянно вспоминаю, как звучали те, первые звуки над туманной рассветной Окой и каждый год в августе я беру свои варганы и еду туда… Развожу костер, играю, слушаю… Я безумно рад, что сложилось так, рад, что нашел свой путь.
Как знакомство с варганом, так и дальнейшее совместное их сосуществование у каждого мастера складывается по разному. Зачастую непросто, интригующе, мистически, но, практически никогда — буднично и прозаически. Какие же удивительные истории были связаны с варганом у Владимира Фомина? Об этом поведал сам Мастер.
Генератор хорошего настроения — Мистический ВАРГАН
Не секрет, что каждый мастер варганного дела помнит, где и когда он в первый раз взял в руки два кусочка металла, и соединив их, получил его — свой первый варган. В моем случае это был гвоздь на 150 и обрезок стального советского метра. Заточил деки, нагрел, согнул, подогнал и наточил язык. И все… Не было мук рождения, не было шаманских плясок вокруг пылающего горна, не было десятка запоротых по неопытности языков. Дивясь той простоте и легкости, с которой мне дался в руки мой первый генератор хорошего настроения, я сотворил еще два подобных ему дуговых инструмента. На удивление быстро нашелся человек, желающий приобрести что-то из моей первой партии. И тут в первый раз проявилась варганная мистика.
Перед встречей с покупателем будто кто-то явственно шепнул на ухо, — «Первый не продавай!». Весь в сомненьях, я все же выложил на показ все три варгана. И сердце мое дрогнуло, когда он первым делом взял в руки самый маленький и неказистый — моего первенца..
— Этот не продается, — сказал я.
— Почему? — он вскинул на меня удивленный взгляд.
— Потому, что личный.
— Жаль… — проговорил он.
Он еще немного поиграл на других варганах и вдруг, сказав, что его не устраивает цена, скомкал разговор и мы распрощались.
Я остался в недоумении, инструменты играли неплохо, да и цена была более чем демократичная. Что ж… Один варган я задарил хорошему человеку, самый большой приобрел знакомый целитель для медитативных практик, а первенец обрел компактный чехол с обережным коловратом, и нашел свое место рядом с моим сердцем. В прямом смысле, ибо я повесил его на шею, как оберег. Он и стал с тех пор моим оберегом. Живым и звонким. И место свое он покидает разве что во время походов в баньку. Ибо жжется в парилочкеJ.
С тех пор много варганов утекло: больших и маленьких, простых и вычурных, латунных, стальных, деревянных, но все эксперименты со сталями для язычков я проводил на нем: разные углы заточки и жесткость, закалка и отпуск, полировка и воронение… Сложно подсчитать, сколько времени он пробыл в творящем пламени горна.
Однажды, в поисках какой то информации я наткнулся на статью о варганотерапии. Заинтересовался, нашел результаты научных исследований в этой области. К сожалению информации было немного, поэтому начал практиковать сам на себе. А кому еще быть помощником, кроме оберега, который всегда с собой? Работая звуком на себя, сливаясь с ним воедино, я поначалу пугался, когда, поймав какой то неведомый мне резонанс, с мелодичным звоном ломался очередной язычок… Чуть позже пришло понимание того, что ломается не только варган. С этим звоном из организма уходит физическая хворь или рушится какой то ненужный барьер в сознании…
Последний раз он ломался полгода назад, у меня был сложный период и пришлось ломать барьеры… Я не сомневаюсь, что у этого варгана есть своя душа, ее просто не может не быть — он капризен невероятно. Во время последнего ремонта он принял лишь один язык из четырех, остальные сломались еще при сгибании и установке без видимой на то причины. Руки ведь вроде прямые, и сталь знакомая до мелочей, да и операция эта делалась сотни раз и всегда беспроблемно — на других варганах. Но с этим не все так просто. Хочешь-не хочешь, а в голову лезет мистика…варганная. Будто не ты решаешь, как звучать этому варгану, а он сам выбирает себе ноту, на которой будет с тобой разговаривать…
Дуговые варганы я уже давно не делаю, творческая натура требовала разнообразия, а болгарка жаждала металла и на помощь мне пришла катаная листовая сталь и латунь. И все же, наигравшись с разными дизайнами, я в итоге пришел к простой, но в то же время сбалансированной и эргономичной форме, когда варган легко лежит в руке, не скользит по зубам и удобно обжимается губами. Когда ничего не препятствует использовать его на полную катушку, независимо от того медитируешь ли ты или пилишь жесткий драм. Основной упор для меня теперь не форма, а содержание, звуковая составляющая варгана, а не эстетическая. Зазоры. Минимальные зазоры, чтобы волос, если и залез в зазор, то с трудом.
И тогда является звук. Нет, звучище! Мощный, глубокий и всеобъемлющий. Космический. Хоть в космосе и не бывал, но точно знаю, что космический. Вдобавок к зазору глубокие деки, дающие объем этому звуку. А глубокие они потому, что не только заточены, а еще и повернуты на 45 градусов. И этот разворот добавляет в простоту формы варгана вкусную изюминку. Грани…
Столько идей в голове и все хотят воплощения в металле. Переменная жесткость язычка, сменные грузики для базового варгана… По желанию заказчиков я некоторые варганы такими комплектую. Или вот двух-язычковые инструменты. В начале этого <2016-го> года дико захотелось такой сотворить. По этому поводу списывался со своим земляком, небезызвестным Аксентием Бескровным, огромная ему благодарность за консультацию. Юзал интернет в поисках инфы по настройке. Сотворил. Три. Необычный потусторонний звук, другие возможности игры… неожиданные трудности при сведении зазора. Получил очень интересный опыт, который в любой момент могу реализовать.
А вообще, варганы научили никогда не стоять на месте, совершенствоваться. Хочешь творить — не стесняйся учиться. В любом возрасте. И учи сам… Этот опыт не должен пропасть.
В.Фомин
Самобытность Мастера, его любовь к варгану, трепетное отношение к мелочам, деталям, к процессу творения варгана делают его изделия действительно эксклюзивными во всех отношениях – и в дизайнерской неповторимости форм, и в великолепном чарующем звуке, который, как признается Мастер: — «Как утверждают знакомые шаманы, позволяют путешествовать в верхний мир».
Фотографии работ мастера в оригинальном качестве можно посмотреть в этом Альбоме
Читать статью в формате PDF
Ссылки проверены и актуализированы на 25.11. 2016 г.
Назад к Списку Мастеров