Арсланов Л.Ш., Корепанов К.И. Археология и топонимия Елабужского края. Елабуга, ЕГИАиХМЗ, 1991 г.
Слово «археология» происходит из двух слов: архайос по- гречески — древний, логос — наука или слово. Таким образом, слово археология следовало бы перевести как наука о древностях, что весьма мало отражает ее содержание. Историческая наука преимущественно использует в своих реконструкциях два вида источников — письменные и вещественные. Археология базируется преимущественно на изучении вещественных источников, однако, учитывает и данные письменных. Таким образом, если определить строго первую часть нашей темы — то можно сказать, что археология — это отдел исторической науки, изучающий развитие человеческого общества и закономерности этого развития преимущественно по вещественным источникам 1/.
Другая часть нашей темы — топонимия — занимается изучением географических названий, выявлением их своеобразия, историей возникновения и анализом изначального значения слов, от которых они образованы. Топонимия — одна из отраслей языкознания, или лингвистики /науки о языке/2/. Совокупность географических названий, таким образом, обозначают словом топонимия, а человек, изучающий географические имена, зовется топонимист.
Но какая может быть связь между археологией и топонимией? Более того, как она могла отразиться на древней и средневековой истории Елабужского края? Оказывается, самая непосредственная. В различные исторические эпохи в нашем крае жили различные племена и народы. Об этом сохранились названия древних урочищ, рек, населенных мест и т. д. Это население /предшествующее/ или смешивалось с пришлыми племенами и народами, или уходило с территории будущего Елабужского края. Но в любом случае, от древнего населения оставались памятники археологии, а иногда — и топонимические названия. Археологические памятники по керамике и другим вещам /находкам/ можно датировать и отнести к тому или иному периоду истории и определить этнос /народ/ ее носителей, который жил на археологических памятниках. А если сохраняется название памятника, синхронное его древнему функционированию, то археологические и топонимические данные совпадают и получается большая достоверность наших реконструкций. В совокупности же представляется довольно мобильная и цельная картина этнической динамики древней, средневековой и позднесредневековой истории Елабужского края. Следует оговориться, что не все археологические эпохи края изучены одинаково подробно и более того, от самых архаичных эпох, слишком далеко удаленных во времени /палеолит, мезолит, неолит, бронзовый век и ранний железный век/ топонимические названия на нашей территории практически не сохранились. Однако, характеристику этих эпох необходимо произвести для представления общей исторической картины. А в случаях, когда прослеживается связь между археологическими памятниками I и II тысячелетий нашей эры и данными топонимии, мы подробно рассмотрим эти памятники и попытаемся выявить их взаимосвязи.
Итак, начнем наше путешествие по тропе тысячелетней истории нашего края.
История Земли насчитывает 5 миллиардов лет. История человека в ней является кратковременным этапом. Он появляется в антропогене /антропос по-гречески человек, генезис — рождение/, время появления и развития человека и его материальной культуры.
Люди сформировались более 2 миллионов лет назад. Не все из древних видов обезьян в своем развитии привели к появлению человека, некоторые были тупиковыми, вымерли: а другие, кроме человека, вероятно, дали неординарные типы, которые известны как «снежные» люди.
Процесс становления человека был длительным, охватывал обширные территории. Решающие события произошли в Африке. Небольшая часть ископаемых человекообразных обезьян неогена, уже охотившаяся и употреблявшая в пищу мясо, закрепила черты, присущие человеку: двуногое хождение, трудовые навыки, перешедшие в способность систематически изготовлять орудия труда.
Останки таких людей известны во многих местах Африки. Древнейшей является находка в Эфиопии — 2,8 миллиона лет назад.
Палеолит — древнейший период в истории человечества: палай- ос — по-гречески — древний, литое — камень. Это время становления человека и человеческого общества.
Для неогена характерна серия похолоданий, которые привели к возникновению ледников. Они сформировались под влиянием тектонических движений, образовывались из снега /тогда увеличились снежные осадки/. Периоды похолоданий сменялись периодами относительного потепления, межледниковья.
В горах Севера Европы и Америки находились центры ледников и оттуда льды двигались на юг, толщина ледяного панциря достигала 3-4 км/
Если бы, представим, современный человек сейчас оказался в тех условиях, то он увидел бы огромные ледяные пустыни, а по окраинам ледника, — заболоченные равнины с тундровой растительностью.
Температура воздуха не поднималась выше нуля и жизнь человека была возможна только к югу от ледниковой зоны.
Главной водной артерией Поволжья и Приуралья тогда была река ПраКама. Она начиналась на склоне Уральских гор и впадала в Каспийское море. Об этом говорит наличие 5-6 древних террас у Камы и у Нижней и Средней Волги. Волга выше слияния ее с Камой таких террас не имеет.
Территория СССР не входила в зону формирования человека. Люди появились на юге нашей страны в раннеашельское время /около 600.000 лет тому назад/, а заселение Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья произошло в начале эпохи мустье, около 100.000 лет тому назад. На протяжении мустьерской эпохи /100.000-40.000 лет тому назад/ люди освоили территорию Поволжья и Приуралья и успели расселиться до широты Пещерного лога на реке Чусовой Пермской области.
Древнейшими находками на галечниковых косах Средней Волги являются орудия с полуострова Тунгуз — три остроконечника. Еще одно местонахождение кремневых орудий открыто на Ундорском острове между Тетюшами ТССР и г. Ульяновском. Здесь, в слое гравия, вместе с костями мамонта, шерстистого носорога, гигантского оленя и других животных найдено четыре кремневых отщепа и обломок нуклеуса — ядрища, специально оббитого камня для производства орудий. В местонахождении в урочище Красная Глинка /село Бессонково/ наряду с костями вышеупомянутых животных обнаружено три отщепа, два нуклеуса, четыре скребка и три грубых рубящих орудия. Архаичные отщепы и орудия встречены у села Мысы в устье Камы и на Бектяжском острове.
Основу экономики неандертальцев того времени /эпохи мустье/ составляла загонная охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, бизонов, лошадей. Вспомогательную роль играло собирательство. Люди эпохи мустье жили небольшими коллективами — первобытными человеческими стадами. Они умели строить жилища из жердей и бивней мамонта и шкур, шили одежду, добывали огонь. Все это помогло им выжить в суровых условиях ледникового периода.
Следы такого лагеря охотников исследованы в селе Деуково на реке Ик. Расколотые кости мамонта вместе в остатками очагов залегали в устье оврага в слое суглинков на глубине 3,28-4 м.
К эпохе позднего палеолита /40.000-10.000 лет тому назад/ относится стоянка Муллино 11 в окрестностях г. Октябрьского, Ильмурзинская стоянка в Кушнаренковском районе, Камско-Устьинская и стоянка Сюкеевский Взвоз на правом берегу Волги ниже устья Камы. Обитатели последней стоянки использовали местный светлосерый кремень и изготавливали резцы, скребки и ножевидные пластины. Кремневые предметы образовали скопления и рядом с одним из них было вскрыто пятно гумусированного суглинка под- квадратной формы — остатки легкой наземной постройки.
В последние годы изучается Камско-Устьинская стоянка и получено более 1000 разнообразных орудий труда, среди которых выделяются резцы, скребки, наконечники стрел, микрорезцы и отще- пы. В 1986-1989 годах изучены остатки мастерской по производству кремневых орудий у села Шумеры /Куйбышевский район ТССР/.
Итак, начало заселения Среднего Поволжья и Прикамья относится к позднему ашелю — началу мустье /около 100000 лет тому назад/. Путь древних людей шел с Кавказа, а причиной миграции послужило ухудшение климата, вызвавшего наступление льдов в горах Кавказа. В конце палеолита на Средней Волге и в Приуралье складывается группа близких друг к другу памятников.
Новые стоянки /близ Сюкеевского Взвоза, Долгая Поляна II и другие/, кремневые пластины палеолитического облика, обнаруженные в Предкамье, — в приустьевом галечнике р, Меша, близ д. Мансурово и Мысы, находки останков древних ископаемых животных /мамонта/ в г. Набережные Челны повышают уверенность в обнаружении в будущем памятников палеолита в Елабуж- с к ом крае.
Уникальная находка сделана в селе Нуркеево Сармановского района ТССР. Она относится к верхнепалеолитическому времени. Это скульптура мамонта размером 20×15 см, изготовленная из нам- ня. Фигура плоская, у нее четко смоделированы голова характерных пропорций, выгнутый изгиб спины.
Скульптурные изображения встречены как в Западной, так и в Восточной Европе /со стоянки Фогельгерд-Вюртемберг, Дольни-Вестонице, Пржедмости, Авдеево, Елисевичи и Костенки N3/. По характеру моделировки скульптуры наиболее близкой аналогией к нашей фигурке является фигура мамонта из обожженной глины из Дольни — Вестонице /Моравия/. Известное сходство с данной фигурой имеют изображения мамонтов на стенах Каповой пещеры в Башкирии.
Следует отметить редкость находок подобного рода. Фигурка была найдена, очевидно, в окрестностях села Нуркеево, где, видимо, была расположена стоянка верхнего палеолита и здесь необходимы специальные ее поиски.
Этническое определение населения эпохи палеолита Приуралья остается проблематичным. Можно отметить, что оно было, вероятно, сублапоноидным /смешанным европеоидно-монголоидным/.
Следующая эпоха — мезолит /месос по-гречески — средний/ датируется примерно от XIII до VI тыс. до н, э. В этот период ледник начал отступать» Вслед за отступающим ледником на освободившиеся пространства продвигались люди. Изменилась природногеографическая среда. Холодные степи с участками древесной растительности по балкам, лежащие к югу от ледника, с его уходом меняют растительный покров на более теплолюбивый и пышный. Природные зоны постепенно принимают их современное положение. Климат также становится близким к современному, но еще относительно холодный, так называемый бореальный период. Животный мир также приближается к современному — мамонты, шерстистые носороги, бизоны и другие крупные животные вымирают или отступают на север, а леса заселяют лоси, косули, кабаны, волки, медведи| и другие животные, не живущие крупными стадами. Загонная коллективная охота с помощью ловчих ям, дубин и копий постепенно теряет свое значение, и на первое место выходит индивидуальная охота с луком и стрелами. К эпохе мезолита в Предкамье относятся находки у с. Савиново и отдельные местонахождения кремней, обработанных в характерной для эпохи мезолита микролитической технике /Дербышки, Чепчуги, Сунгурово,, Шебулатово, Казыли и другие.
Число людей в родовых общинах по некоторым подсчетам колеблется от 30 до 100 человек. Исчезают большие общинные дома. Мезолитические жилища — обычно легкие, небольшие, типа шалашей, носят сезонный характер. Искусственное жилище раскопано на Русско-Луговской стоянке у Казани. Оно представляет собой прямоугольную полуземлянку длиной около 7 метров при ширине 5 метров, углубленную в землю на 1 метр. Вдоль ее стен были столбы, поддерживающие крышу. В центре жилища размещались в овальных ямах очаги.
Находимые на мезолитических стоянках микролиты — это маленькие ножевидные пластики. Они ничтожно малы по сравнению с орудиями труда эпохи палеолита, их размер — всего 1-2 см. Они служили наконечниками стрел и широко употреблялись как вкладыши, вставлявшиеся в костяную или деревянную основу копья, ножа или кинжала.
Около 8 тысяч лет назад /в VI тыс. до н.э./ начинается поздний каменный век — неолит /неос по-гречески — новый/. Для неолита характерно появление керамики, использование новых пород камня /нефрит, диорит, яшма и другие/, новые способы их обработки /пиление, сверление, шлифование, заточка/, переход к производящим формам хозяйства /земледелие, скотоводство/ и АР-
В Предкамье обитали Волго-камские неолитические племена, которые украшали свою керамику гребенчатой орнаментацией. Они украшали сосуды остродонных форм, приспособленных к камням очага, гребенчатыми оттисками штампа.
Неолитический культурный слой представлен на Елабужской II стоянке, Луговской II стоянке, а также Кумысской, Челнинской стоянках.
Елабужская II стоянка расположена в самом городе Елабуге, на песчаной дюне в пойме среди заболоченной местности. В восточной части дюны — две западины диаметром 4 м., глубина 70-80 см и 1 м. В западной части также две западины диаметром 4 м., глубиной 1,5 м. Эти западины, очевидно, являются остатками неолитических жилищ. На стоянке найдены венчики неолитического сосуда, орнаментированного мелким и крупнозубчатым штампом, кремневые скребки. Дюна, очевидно, была заселена в эпоху волгокамского неолита, а в конце II тыс. до н. э. здесь было приказанское поселение.
В эпоху мезолита по обе стороны Уральского хребта еще существовала уральская языковая общность, а в эпоху неолита в Волго-Камье и Приуралье /середина IV тыс. — до III тыс. до н. э./ существовала финно-угорская общность. Впоследствии на рубеже III-II тыс. до н. э. наблюдается распад финно-угорской общности на финскую и угорскую. О существовании этой общности говорят некоторые общие слова в финских языках, например, очень близко звучат в удмуртском, коми, эстонском, венгерском и других название стрелы, — «ньол», «ноол», дерева — «пу», термины родства по женской линии, восходящие к матриархату — «ныл, ныв»- девочка, девушка и другие.
Во II тыс. до н. э., в эпоху бронзового века, население Елабужского края переходит к ранней форме мотыжного земледелия, к домашнему скотоводству, но традиции предшествующих эпох — охота и рыболовство — в хозяйстве сохраняются. От этого времени известны Луговские I, II, III, IV стоянки, Ананьинская, Свиногорская, Елабужские I и II, Мальцевские I, II, III, Отарнииская, Кумысская, Икское селище III, I стоянки; местонахождения: Котловское, Покровское /Сентяковское/, Танайские I и II, Елабужское, Мальцевское; изучались могильники — родовые кладбища эпохи бронзы — Тихоновский /Пустобаевский/, Луговской II тыс. до н. э. /курганный/ и Кумысский.
Представить вид жилища и условия жизни обитателей в нем можно по результатам раскопок экспедиции Елабужского пединститута Луговской IV стоянки. Здесь в раскопе площадью 72 кв. м изучены остатки жилища прямоугольной формы с закругленными углами длиной — 7,3 м; шириной — 4 м и общей площадью 29 кв. м. Жилище было ориентировано по линии запад-восток, вдоль старицы р. Камы. Оно соединялось через коридорообразный переход со следующим жилищем, расположенным к западу от жилища N 1. Пол изученного жилища земляной, углублен в материковый песок на 0,2 м.
По краю северной длинной стены жилища зафиксированы остатки дерева от стен. В западной части жилища бревна стены изнутри были дополнительно укреплены кольями, вследствие того, что нижние гниющие бревна в процессе эксплуатации древним жителям необходимо было закрепить.
Два опорных столба, стоящие по средней линии жилища, поддерживали кровлю двускатной крыши. Она держалась также на верхней части сруба жилища N 1. В одном метре к востоку от короткой западной стены выявлен очаг овальной формы диаметром 1,06×1,1 м. Разрез его показал, что первоначально в культурном слое была вырыта яма полуэллипсоидной формы глубиной 0,39 м. Углубление очага было обмазано глиной. По краю он был обложен известняковыми плитами. В очажном заполнении найдены костяной наконечник стрелы, керамика и обожженные кости животных. Итак, очаг был открытый, и по краям был обложен известняковыми плитами. Это жилище датируется серединой II тыс. до н.э. по преобладанию в нем керамики займищенского и балымско-карташихинского этапов приказанской культуры. Именно приказанские племена обитали в Елабужском крае в 16-9 вв. до н. э.
Подобное жилище было вскрыто археологами ЕГПИ на Луговской III стоянке.
Можно отметить общие черты, по которым рассмотренные жилища сближаются с жилищами отмеченных этапов приказанской культуры: 1/.по расположению на надлуговой террасе; 2/ устройством углубления /котлована/, 3/ прямоугольной формой; 4/ двускатностью крыши; 5/ коридорообразным переходом.
Остеологический анализ /изучение остатков костей животных/ показал, что на Луговской IV стоянке были найдены остатки следующих животных: крупный рогатый скот — кости от 4 особей /далее — число особей/; мелкий рогатый скот — 3; свинья — 3; лошадь — 2; медведь — 1; лось — 2; северный олень — 1; человек — 1. Находки костей человека, возможно, говорят о каннибализме, однако, для полной ясности в этом вопросе нужны дополнительные данные. Известно, что при раскопках жилища на Луговской I стоянке захоронение человека было совершено прямо в жилище. Возможно, оно носит ритуальный характер как жертва духам деревьев, из которых было построено жилище на Луговской I стоянке.
Всеми своими особенностями — форма и характер поселений и жилищ, могильников и погребального обряда, керамики и ее орнаментации, металлических и прочих орудий, наконец территории расселения — приказанские племена выступают как местные племена Волго-Камья. Это население эпохи бронзы находилось на стадии патриархата.
Почти на каждой стоянке обнаружены зернотерочные плиты и терочные камни. Погребения сородичей совершены в небольших курганах круглой формы диаметром до 8 метров и высотой до полуметра. В могильных ямах они лежат скорченно на правом боку и для пользования в «потустороннем мире» им были положены керамические сосуды, ножи, бляхи, подвески и другой инвентарь. Разумеется, перечисленные вещи находятся не обязательно в каждом погребении, а положены сородичам в зависимости от его социального ранга и рода занятий. Например, в погребении могут встретиться тигли, льячки, запасы медной руды, — это говорит о том, что погребенный мог в древности быть кузнецом и металлургом. Приказанские племена уже начали разработку местных медистых песчаников вдоль Камы и изготавливать из полученной бронзы орудия труда, оружие, украшения.
Топонимических данных от этой отдаленной эпохи до нас не сохранилось. Но связь приказанской культуры с ананьинской позволяет говорить о том, что это были восточные группы финноязычного населения, сыгравшие ведущую роль в формировании предков как волжских /мари, мордва/, так и пермских /удмурты, коми/ финноязычных народов!2/.
В 1 тыс. до н. э. в Елабужском крае наступает ранний железный век. Эта эпоха охватывает в нашем крае период VIII-VI вв. до н. э. — самое начало раннего железного века, поскольку на рубеже VI-V вв. до н.э. с территории Нижнего Прикамья население ананьинской эпохи уходит. А формируется раннеананьинское население края на основе культуры и этноса позднебронзового века, в IX — VIII вв. до н.э. — выше рассмотренной культуры приказанских племен. В ананьинском населении Нижнего Прикамья видят предков пермских /удмуртов, коми/, и части волжского /мари/ народов.
В раннеананьинское время /VIII-VI вв. до н.э./ ананьинские племена в пределах современной Татарии занимали прибрежные районы всех крупных рек: Волги, Свияги, Камы, Вятки, около конца VI в. до н.э. они ушли с берегов Волги и Свияги и сосредоточились по правобережью Камы и по Вятке, а в IV-I II вв. до н.э. их населения исчезли и по нижней /ниже р. Вятки/ Камы!3/. Ананьинцы в это время в большой массе сосредоточились по прибрежью Камы выше устья р. Вятки.
Последующая эпоха получила в Прикамье название пьяноборской по могильнику у с. Пьяный Бор /ныне Красный Бор в Агрызском районе/, где еще в 1880 г. был разрушен древний могильник.
В пределах Татарии пьяноборские памятники известны лишь в восточных районах. Это собственно Пьяноборский могильник в Агрызском районе; Икский могильник в Елабужском районе; II Деуковский и Кырнышский в Мензелинском и другие. По многим чертам культуры пьяноборское население продолжало традиции ананьинского: пьяноборские племена были потомками ананьинцев.
Пьяноборское население предпочитало жить в неукрепленных поселениях. Но последние всегда располагались около укрепленных городищ, куда население уходило во время опасности. Такие городища и селища известны и на правобережье Камы: Нижнекотельническое городище и селище, Варзинское селище III в Елабужском районе, Большое и Малое Малиновские, I и II Муновские городища в Агрызском районе и другие памятники.
Упомянутое название татарской деревни Кырныш,, где открыт могильник пьяноборской эпохи этимологизируется с удмуртского языка. Ойконим связан с удмуртским орнитонимом кырныж — ворон, вороний.
Пьяноборская эпоха датируется III в. до н. э. — II-III вв. н. э. Пьяноборские племена — предки мари и удмуртов /южных/. Движения на юге кочевых племен вызвали передвижения поздних пьяноборцев. Их культура на Нижней Каме трансформируется в азелинскую — III-VII вв. н.э. Азелинская культура легла в основу формирования культуры уже известных цармис — черемис, т.е. предков марийского народа. О сложной ситуации и передвижениях в Елабужском крае свидетельствует Ахтиальская находка и Ахтиальский клад. Клад говорит о гибели его владельца или не имевшего возможность вернуться и взять его обратно. Ахтиальский клад был зарыт в конце II — начале III в. н.э. Вещи из клада, найденного в 1913 году близ деревни Ахтиял ныне Елабужского района, сейчас хранятся в Эрмитаже. В состав клада входили римская чаща, римская кастрюля с полудой, две огромные эполетообразные поясные застежки пьяноборского типа и пять выпуклых блях с отверстием в середине и прочерченным орнаментом в виде шестилепестковой розетки. Римские кастрюля и чаша изготовлены в первых веках нашей эры в Италии и Капуе, провинции Кампании/
В V-VII вв. н.э. на территорию Елабужского края приходят племена именьковской культуры. С их приходом в крае появляются новые культурные традиции /захоронения с конем, новые формы оружия и защитные приспособления, украшения и формы одежды, плоскодонная посуда и др./. Основные центры жизни имемьковцев находилась в Закамье и Предволжье.
К началу появления именьковских племен в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье, совпадающим с разгаром эпохи «великого переселения народов”, относятся памятники, материальная культура которых отчасти близка именьковской, но они отличаются сущностью погребального обряда. Ведущим среди них является Тураевский курганный могильник, расположенный в Елабужском районе Татарии и оставленный по мнению В. Ф. Генинга одной из племенных групп, вовлеченных в движение гуннов не позже рубежа 1V-V вв. н.э. Плоскодонная горшковидная посуда, обнаруженная в Тураевcких курганах, известна еще на ряде городищ, особенно на II Котловском городище и селище в Елабужском районе. Поэтому ее иногда называют котловско-тураевским типом. Она выявлена в материалах Секинесского городища Мамадышского района, Елабужского Чертова городища, Малиновского большого городища Агрызского района по правому берегу Камы, а также на Светлоключевском городище Нижнекамского района по левому берегу Камы.
Котловско-тураевские племена включили в свой состав население мазунинской культуры, сменившей в III-V вв. н.э. пьяноборскую культуру в низовьях р. Белой и прилегающих участках Прикамья. На территории Елабужского края керамика мазунинского типа /чашевидные округлодонные сосуды с ямочным орнаментом/ обнаружены на Нижнекотольническом городище и селище, Варзинском IV селище, Болыиеварзииском II селище, Балтачевском II селище и других памятниках.
С финальной частью эпохи великого переселения народов связано превращение на рубеже VI-VII вв. восточных и юго-восточных районов современной Татарии в зону кочевий древних венгров, или в часть области легендарной «Великой Венгрии», откуда в начале IX в. древние венгры отправились в Паннонию. В памятниках, оставленных мадьярами /венграми/ наиболее характерной считается тонкостенная округлодонная глиняная посуда с изящным орнаментом так называемого кушнаренковского типа. В пос. Луговое Елабужского района, к западу от окраины поселка, почти у края боровой террасы один из местных жителей при строительстве скотного двора выкопал два глиняных сосуда с весьма изящным, кушнаренковским орнаментом. Здесь был расположен Луговской могильник 2-ой половины 1 тыс. н.э., связанный с историей средневековых венгров. В Приуралье сейчас известно более 130 археологических памятников, на которых встречена керамика кушнаренковского типа.
Важные события в истории края произошли в VIII-IX веках. Задолго до этого, после великого переселения народов, его первых волн, в Приазовье и Прикаспии консолидировались гунноболгарские племена, в составе которых были булгарские: савиры, сувары, булгары и другие. В VII веке при хане Патбае началось их расселение: часть булгар ушла на запад и образовала Дунайскую Болгарию и в окружении южных и западных славян славянизировалась; другая часть — черные булгары — осталась на месте и исчезла с исторической карты; третья же часть поднялась не позже середины VIII в,, из Нижнего Поволжья и северо-восточного Предкавказья в Среднее Поволжье и Прикамье. В составе пришедших бунтарских племен были булгары-барсилы и другие роды и племена, к которым около рубежа VIII-IX веков примыкают пришедшие из Среднего Прикамья и Приуралья позднеломоватовские племена /эсегелы?/. Наступает эпоха Волжской Булгарии, или булгарский период, сыгравший огромную роль в истории народов Среднего Поволжья и Приуралья.
История и археология Волжской Булгарии обычно подразделяется на 3 периода: раннеболгарский /VIII нач. X вв./; домонгольско-булгарский /X — нач. XIII вв./ и золотордынско-булгарский /XI11-XIV вв./.
С историей домонгольско-булгарского периода связано Елабужское Чертово городище. Это окраинный город-крепость, выполнявший защитные функции. Кладбища сопутствовали каждому булгарскому поселению, остатки булгарского кладбища расположены в старой части г. Елабуги и пока археологически не изучены.
В истории и археологии Татарии прослеживается преемственное развитие культуры и этноса населения Казанского ханства на основе предшествующего булгарского населения.
Приток русского населения происходит в XVI-XVIII веках. В районе будущей Елабуги образуется русское село Трехсвятское. На территории нынешней школы милиции находилась русская деревянная крепость, — Елабужский Кремль, пока не изучавшийся.
Итак, экскурс в историю и археологию Елабужского края показывает, что и топонимическая система нашего края формировалась в течение длительного времени в сложных историко-географических и этнолингвистических условиях, поэтому она неоднородна по своему происхождению и времени возникновения.
Предварительное изучение топонимии и гидронимии Елабужского района позволяет выделить в топонимии нашего края следующие лингвистические пласты: славянский /русский/, тюркский/булгаро-татарский, башкирский/ и финно-угорский /марийский и удмуртский/.
По мнению ученых, удмуртский пласт является наиболее древним в крае. Он в топонимии Елабужского и Менделеевского районов ТССР предоставлен в ойконимах, гидронимах, в названиях улиц, джиеннных округов, кладбищ и т. д. Удмуртских населенных пунктов в настоящее время в Елабужском районе нет. Удмуртские названия носит ряд населенных пунктов с татарским и русским населением. Удмуртскими по происхождению являются следующие населенные пункты /ойконимы/:
— Морты /тат. Морт/ /мурт/ — название татарского села. Существует несколько предположений относительно этимологии ойконима Морты. Компонентом «мурт» этнонима удмурт считает известный татарский топонимист профессор Саттаров Г. Ф. название села Морты мурт //морт человек. Ойконим Морты можно связать с удмуртской лексемой мур глубоко //глубокий, мурдала глубина. По рассказам местных старожилов село Морты находилось западнее современного села у большого водоема, данное предположение подтверждается наличием удмуртских топонимов на территории Пермской области. Мурты удм. мурты глубокое озеро. Ср. также коми мурдла глубина.
— Большой Шурняк /Олы Шурняк/, Малый Шурняк /кече Ш урн эк/ — живут крещенные татары. Этимология достаточно прозрачна: шур река, речной + нюк лог, овраг, лощина, балка.
— Удмуртским по происхождению считает В. И. Вершинин название русского села Умяк /тат. Умэк/ при речке Умяк. Элемент як, видимо, является топоформантом. Сентяк /тат. Синэк/ — название русского села на берегу Камы. Существовало еще Старый Сентяк недалеко от Большого Шурняка. Этимология не ясна. Очевидно, состоит из топоосновы сент — як /ег/ сент-ег /топо- формант/. Аналогичное название Старый Сентег отмечено в Завья- ловском районе Удмуртии. Еще в эпоху Казанского ханства существовала деревня Малый Сентяк при речке Петьяле, в которой живут татары и деревня Сентяк, Большой Кулбаштож при речке Петьялке ясашных татар 90 душ от Казани 32 км /Ведомость о наместничестве Казанском/.
— Вотские Юраши. Состоит из этнонима вотяк — мар. ераш /озерко/. Удмуртский элемент кетяк сохранился в названии одной из улиц марийской деревни Старый Куклюк. Название улице дано Переселенцами-марийцами из села Кетяк Малмыжского района Кировской области. В том же Малмыжском районе указанной волости имеются удмуртские деревни Верхний Кетег, Нижний Кетег. Возможно, восходит к воршудно-родовому имени кеттык цапля.
Каринка — р. бассейна Тоймы. Восходит к удмуртскому кар гнездо, городище, уездный или губернский центр. Гидроним кар и с. Карино отмечено в Слободском районе Кировской области. Топооснова кар является общепермским, ср., например: коми кар город, городище, общепермское кар городище, укрепленное место, место жилья коллектива35/. Ср. названия городов Кудымкар, Сыктывкар.
В названии джиена села Морты «Ар жыены» легко выделяется элемент ар этноним.
МЕНДЕЛЕЕВСКИЙ РАЙОН
Бондюга /тат. Бондюг/ — бывшее название современного г. Менделеевска. Состоит из топоосновы банд — топоформанта юга. Аналогичный ой кон им Бондюга имеется в Граховском районе Удмуртии. Подобный топоним встречается и на земле коми — пермяков. Следовательно, топоним общепермского происхожденияЗб/.
Тураево /тат. Турай/ — название татарского села. Восходит к удмуртскому корню тури журавль. Аналогичного мнения придерживаются Г. Ф. Саттаров, М. Г. Атаманов.
Мунайка /тат. Монай/ /Мунай/ — название татарского села. Живут крещеные татары. По-видимому, ойконим связан с удмуртским воршудным именем муне кукла //кукольныйЗв/. М. Г. Атаманов топоним связывает с удмуртским мень невеста монья.
А. К. Матвеев элемент-ай считает топоформантом, сохранившимся в удмуртском языке, например, в гидронимах типа Сардий, Сулай, Сусай, Турай и т д.40/. Близкий по форме топоним д. Старая Монья отмечен в Мало-Пургинском районе Удмурт и и41 /.
Топоформант -ай, ой, по мнению А. К. Матвеева, восходит к одному из древних финно-угорских корней, имевших значение «поток» и зафиксированном в финском языке oja канава, ручей.
Джыгра //Эгра — неофициальное название марийской деревни Карманково. Аналогичное название Старая Игра /удм. Буж Эгра/ имеется в Граховском районе Удмуртии. По мнению М. Г. Атаманова, предки д. Старая Игра раньше «жили на месте нынешней марийской деревни Карманково, Этимологически восходит к родовому божеству удмуртов.
О проживании в д. Карманково удмуртов свидетельствует наличие удмуртских кладбищ-могильников Кугу-одо-шугор, изи-одо-шугар у деревни Карманково.
К удмуртскому пласту относится, на наш взгляд, название русской деревни Кураково, которое можно сопоставить с названием удмуртского села Курегово Алнашского района Удмуртии. Этимологически восходит к удмуртскому воршудному имени курег курица. На удмуртское происхождение указывает, видимо, бытование в этом регионе образований типа пислег синица, турег журавль, тетерев. Аффикс ег /от/ характерен для личных имен удмуртов и коми.
Сетяково /тат, Сэйтэк/ название деревни крещенных татар. Топонимические параллели представлены в Балтачевском районе Башкирии на левом берегу р. Казанки к Алатской дороге. По- видимому, топоформант як восходит к аффиксу ег /от/ общепермского происхождения. Ср. названия русских сел Сентяк, Умяк Елабужского района.
Топонимы удмуртского происхождения сохранились в гидронимах /речек, озер/. К ним можно отнести следующие гидронимы.
Вожай /тат Бужай/ — р. бассейна Тоймы, впадает у д. Камаево. Ср. населенный пункт Удм. Возжай, Марий Возжай Граховского района Удмуртии., Топоним Возжай зафиксирован в Слободском районе Кировской области. В удмуртском языке вож имеет значения:
I/ устье реки, II/ зеленый, зелень.
Чу май /тат. Чемэн/ — р. бассейна Камы у д. Тураево. Этимологически восходит к чум клеть, лесная избушка, шалаш. Возможно, на удмуртском материале объясняется название озера Пэдэн- геш куле бассейна р. Камы у села Бизяки Менделеевского района. Ср. Вон данга. /ой-коним/ в западной части Вятской губернии.
Удмуртский компонент представлен в сложных топонимах Кугу Одо шугэр/мар. Большое удмуртское кладбище/, Изи Одо-шу-гар /малое удмуртское кладбище — могильник/ у д. Карманково.
Удмуртский этноним ар сохранился в названии рощи. Ар каен-лыгы /удмуртский березняк/ у с. Ашпайкино.
Рассмотренные топонимы удмуртского происхождения Елабужского и Менделеевского районов имеют четкий ареал распространения по бассейнам рек Тойма, Умяк, Чуман, Вожай, который свидетельствует о проживании на данной территории удмуртов до появления в этом крге булгар-татар, марийцев и русских.
Причиной появления татарского и частично марийского населения в населенных пунктах удмуртского происхождения является то, что «‘часть удмуртов правобережья Вятки и района Красный Бор — Елабуга была вынуждена отступить под натиском булгар в более северные районы, а часть, несомненно, осталась на прежнем месте, что привело к утере ими экономической и политической самостоятельности и частичному ассимилированию. Присутствие булгарского населения в этом регионе подтверждается археологическими памятниками /селищами, городищами/ булгарского происхождения. К их числу относятся такие археологические памятники, как Котловское городище «Шишка», Елабужское городище, Танайские II находки, Гремячеключинское местонахождение, Елабужский клад, Староселищенское кладбище, «Иске-Юрт» — Старое селище булгарского и золотоордынского времени, расположенные у поселка Луговой, Староселищенское местонахождение, погребение булгарского времени у пос. Кумыс XII века.
Известны и удмуртские археологические памятники. Например, Янабергское кладбище, расположенное у одноименной деревни Елабужского района, на правом берегу р. Тоймы. В деревне на мысу террасы, где сейчас располагается животноводческий комплекс, находится старое удмуртское кладбище. По словам местных жителей, здесь не хоронят уже много веков. Подобные памятники изучаются и в других местах.
Совместное проживание булгар и южных удмуртов привело к ассимиляции последних, к культурному взаимодействию. Не случайно, у татар Елабужского края в антропологическом отношении хорошо выражены удмуртские черты. По-видимому, «обулгарившимися потомками удмуртов» является часть населения деревень Большой Шурняк, Малый Шурняк, Утяганово и другие.
ТЮРКСКИЙ ПЛАСТ
К тюркскому пласту относятся названия населенных пунктов, в которых проживает в основном татарское население. К ним можно отнести Куюково /тат. Кеек/, Ядыгерово /тат. Ядегер/, Альметьево /Илмэт/, Утяганово /Утэгзн/.
К тюркскому мы относим и названия населенных пунктов Танайка, Армалы, Тарловка, Сарали, Казыли, Чирши.
Данный пласт является относительно древним, и он связан в основном с личными именами основателей селений. Татарское население начинает появляться в нашем крае еще в эпоху Булгарского государства. Так, например, Елабуга /Алабуга/ существовала еще в эпоху Булгарского государства. Об этом свидетельствуют археологические памятники булгарского типа. Это отмеченные выше Елабужское городище, Танайские II находки и ряд других, В это число входит и могильник булгарского времени в старой Елабуге. Кроме того, погребение эпохи средневековья было случайно раскопано в районе общежития Елабужского пединститута /усадьба К. Ф. Елизова/. В области височной кости погребенного торчал железный наконечник стрелы. Очевидно, воин погиб в бою. Погребение сопровождалось плоскодонным горшком домонгольско-булгарского времени. В 1990 г. в районе Елабужского городища было найдено селище сельскохозяйственной и ремесленной округи бунтарской крепости, а рядом — камень с эпитафией на арабском языке.
Источники сообщают о существовании города Елабуги еще в эпоху Булгарского государства, «который разорен вместе с Булгаром господином Мир-Тимуром.,.» /Н. Березин. Булгары на Волге/.
В основном татарское население появляется на современной территории Елабужского района в эпоху Казанского ханства. По данным Писцовых книг в эпоху Казанского ханства отмечены такие населенные пункты, как Елабуга — Алабуга, Морлы-Морты, Умяк, Шурня — Шурма /Шурняк/.
Часть татарского населения в некоторых пунктах появилась и после ‘Казанского взятия». Так, например, татары села Старые Юраши переселились из села Салауч современного Балтасинского района ТССР.
Территория Елабужского района, как отмечено выше, была заселена еще до появления булгаро-татарского населения финно- угорскими народами /удмуртами, марийцами/.
Появление марийских названий на территории Елабужского района связано с миграцией марийцев на данную территорию в XVI-XVII веках из бывших Казанской и Вятской губерний. Марийский пласт в топонимии Елабужского района обнаруживается в основном в ойконимах /названия населенных пунктов/ и гидронимах. Среди них встречаются чисто марийские и гибридные /татарско- марийские, удмуртские, марийско-удмуртские/. К топонимам марийского происхождения относятся следующие названия:
Айталан. Ойконим состоит из компонентов: мар. ото — маленький лес, роща; тюрк, алан — поляна, т. е. роща в поле, среди поля.
Атиаз. Об этимологии Атиаз есть несколько точек зрения. Профессор Г. Ф. Саттаров полагает, что ойконим Атиаз происходит от древнего чувашского языческого имени Атиаз — Атийас — Атий- аш. По мнению Н. Б. Бургановой, название образовалось из марийского ото тюрк, йаз, поле. Компонент Аты можно связать с древнемар. ото — ота /роща/. Топоформат Аты участвует в образовании многих ойконимов и гидронимов Арского, Сабинского, Нижнекамского и Елабужского районов Татарии, например, река Атии- ка приток Казанки, села Субаш-Аты, Малые Аты, Большие Аты и другие.
Дюм-Дюм /тат. Дем-Дем/, Татарский Дюм-Дюм, Русский Дюм-Дюм. Основателями д. Тат. Дюм-Дюм были, очевидно, марийцы. Татарское население, по рассказам местных старожилов, переселилось из соседней деревни Большой Шурняк. Первоначально деревню, по всей «вероятности, основали марийцы из деревень Тюм-Тюм Уржумского и Малмыжского уездов Вятской губернии. Примечательно, что среди татар д. Тат. Дюм-Дюм сохранились марийские роды. Наше предположение подтверждается и тем, что ойконим Тюм-Тюм представлен и в Волжском районе Марийской АССР. Ойконим Дюм-Дюм /мар. Тюм-Тюм/, как мы полагаем, восходит к марийскому словосочетанию тумо дуб + тун комель, — основание дерева, комлевый. Ойконим, образованный по такой же модели, имеется и в татарском языке в названии села Имэн Кискэ /Именьково/ Лаишевского района Татарии.
Куклюк — название марийского села. Неофициальное название Куклым, Куклюк — сложный тононим, состоит из мар. куп. болото — лук, угол, т. е. угол болота. Название дано по рельефу местности. Правильность данной этимологии подтверждается тем, что татары соседних сел вместо официального Куклюк предпочитают вариант
Еебелек — Кеблек, а марийцы — Куплук. Марийцы переселились в Куклюк, по всей вероятности, из современного села Кетяк Мал- мыжского района Кировской области, о чем напоминает название одной из улиц села — Кетяк.
Юраш — топоним и гидроним имеет широкое распространение в Елабужском районе и в соседнем Граховском районе Удмуртии. В этих селах в основном живут татары и частично удмурты. В Елабужском районе есть деревни Старые Юраши, Сосновые Юраши, Верхние Юраши, Вотские Юраши. Современная деревня Брюшли имела название Юраш.
Относительно этимологии Юраш, Юраши существует несколько мнений. Профессор Г. Ф. Саттаров ойконим Юраш связывает с чувашским языческим именем Юрас-Юраш, что опять-таки маловероятно. М. Г. Атаманов полагает, что ойконимы Юраши, Нижние Юраши и другие образованы от гидронима Юрашка, восходящего к марийскому ераш — маленькое озерко, лужа, ручей.
Топооснова — ер принимает активное участие в образовании топонимов не только марийского, но и других финно-угорских языков. Предположение о марийском происхождении топонима Юраш подтверждается тем, что татарское население Старых Юрашей считает, что их предки переселились сюда из-под Казани. Следовательно, до появления татар гидроним и ойконим Юраш существовали. Неофициальное название Сосновых Юрашей — Салауч созвучно с названием татарского села Салауч, Балтасинского района TCCF.
Марийским является, очевидно, и название русской деревни Черенга. Данный топоним можно связать с ойконимами Шаранга /Марийская деревня/, Заовражная Шаранга в Яранском уезде Вятской губернии при гидрониме Шара,
На марийском материале, по всей вероятности, можно объяснить происхождение гидронимов и ойконимов Шурминка и приток реки Анзири и название д. Анзирка, которое можно связать с ойконимом Шурма и гидронимом Шурминка, а также с названием Энзеринской волости в Вятской губернии.
СЛАВЯНО-РУССКИЙ ПЛАСТ
Значительное место в топонимии Елабужского края занимает славянский /русский/ пласт. Он является самым поздним «молодым» по возникновению, появился после присоединения Казанского ханства к Русскому государству. В конце XVIII века количество русских увеличивается в восточных районах Среднего Поволжья. Много сел и деревень возникает в Мамадышском и Елабужском уездах.
Елабужский уезд заселялся в основном выходцами из Верхневолжских губерний, а также со стороны Перми и Вятки, о чем свидетельствуют топонимические параллели на территории Елабужского и других уездов Вятской и Казанской губерний. Об этом же говорят, на наш взгляд, языковые особенности русского населения Елабужского района. Существование таких топонимических параллелей, как Казыли Елабужского и Пестречинского районов ТССР, название речки Каринка в Елабужском районе и на территории Удмуртии и Кировской области, указывает места, откуда переселилось русское население Елабужского района. Согласно сообщению составителей справочника, «Материалы по статистике Вятской губернии» /т. 6, вып. 2, Вятка, 1890/, починок Качка имел название Альнецкий при речке Альна, и починок основан в 1848 году переселенцами из Нолинского уезда Вятской губернии при верховье речки Альнек.
К русскому пласту относятся, например, названия следующих населенных пунктов: Костенеево, Котловка, Тихоново, Поспелово, Гусевка, Колосовка, Разживино, Ананьино, Луговой поселок, Мишка-овраг, Яковлево и другие. Этимология русских топонимов достаточно прозрачна и они связаны: 1. С фамилиями или именами основателей населенного пункта /Поспелово, Разживино, Мальцево и др./; 2, с географическими названиями, объектами /Луговой поселок, Красный остров /Мишка-овраг и др./.
Часть русского населения в период колонизации расселилась в населенных пунктах, основанных булгарами — предками казанских татар, о чем свидетельствуют тюркские названия современных сел и деревень. К ним можно отнести: Чирши /от тат. чыршы-ель/, Тарловка /от тат. Тарлау/ — вспаханное поле; речушка, протекающая в узком отроге/, Армалы /от тат. урема, эреме/ — место, поросшее кустарником.
Следует отметить, что отдельные русские селения носят двойные названия, одно из которых по происхождению является татарским. Так, например, д. Колосовка имела название «Разбахтино- Уразбахты» — при впадении речки Балехчи в р. Танайку. Следовательно, более древнее название Колосовки было Уразбахтино /тат. Уразбахты/, что усиливает доказательность наличия речки Балехти /тат. речка рыбака/ татарского происхождения.
Часть русских населенных пунктов носит марийское или удмуртское названия: Черенга /возможно от мар. шеренг е-сорожка, сорога, плотва/.
Близкий по звучанию гидроним /речка/ отмечен в Качкинской волости Мал Харловка при г. Шаране. Последний топоним широко распространен в Марийской АССР и Кировской области, где проживает в основном марийское население. Сюда же относятся названия сел Русский Шурняк, Русский Дюм-Дюм, Умяк, Сентяк.
Отдельные названия финно-угорского происхождения являются следами миграции русского населения из более северных районов Вятской губернии. К ним мы относим названия русских деревень Черенга, Анзирка, названия рек Каринка, Шурминка, Шаран, которые легко связываются с названиями Заовражная Шаранга и Энзеринекая волость в Вятской губернии, Шаран, Шурминка, Каринка — на территории Кировской области и Удмуртской ССР,
Изучение топонимов позволяет с достаточной достоверностью определить время и местность, когда и откуда шло переселение русского и финно-угорского населения.
Ахти ял, Ихтиял-ойконим: Тат. Ахтиял, Рус» Ахтияп, речка Ахти- ял, Марийский Ахтия.,п. Аналогичный ойконим отмечен в Яранском у. Вятской губ.
Починки Нижний Котельничий, Верхний Котельничий, 1-й Полянский Менделеевского района можно сравнить с Котельничий, Нолинск, Нилинска Кировской области.
Альнецкий — неофициальное название русского села Качка Елабужского района, основанного в 1848 г. переселенцами из Нолинского у. Вятской губ, при верховье р. Альнек.
Изучение археологиических памятников и топонимии Елабужского края чрезвычайно актуально. Это важно, во-первых, в патриотическом воспитании населения. Во-вторых, актуальность этой проблемы для Елабужского района возрастает в связи с разрушением археологическим памятников при строительных и хозяйственных работах, а также быстрым исчезновением за последние годы многих населенных пунктов, таких, как Дыровка, Груздев- ка, Семеновка, Выковка, Утяганово, Ст. Сентяк и другие. Как справедливо пишет Б. Е. Боталов: ‘»Исчезают названия не только с лика земли, но и из памяти людей — создателей и носителей этого пласта культуры».
Краткий обзор археологии и топонимии Елабужского края показывает, что «чистых» культур в древности, как и в наше время не было. В нашем крае жили в различные эпохи финно-угорское, тюркоязычное, славяно-русское население. Культуры древности и нового времени взаимодействовали между собой, взаимообогащая друг друга.
Назад