Иванов В.А. Сравнительно-типологическая характеристика керамики локальных вариантов ананьинской историко-культурной общности Прикамья и Приуралья. //У истоков археологии Волго-Камья (к 150-летию открытия Ананьинского могильника). Серия «Археология евразийских степей». Выпуск 8. Елабуга, 2008 с.56 — 63
Иванов В.А.
Сравнительно-типологическая характеристика керамики локальных вариантов ананьинской историко-культурной общности Прикамья и Приуралья
Традиционно морфологический анализ локальных вариантов ананьинской культурно-исторической общности (КИО) Прикамья и Приуралья осуществляется через призму керамического материала с поселений. Обусловлено это тем, что для большинства из выделенных вариантов не известны могильники, а те, что известны, не опубликованы надлежащим образом. По имеющимся археологическим данным, аннеананьинская КИО в Волго-Камье занимала довольно обширную территорию Прикамья, от устья Вишеры до устья Камы, включая низовья рек Белой и Вятки, Среднее Поволжье от устья Камы до устья Ветлуги и среднее и нижнее течение Ветлуги. На этой территории разными исследователями в разные годы выделялось различное количество вариантов ананьинской культуры. В свое время А.В.Збруева известные ей ананьинские памятники разделила на пять групп: нижнекамскую, бельскую, вятскую, верхнекамско-чусовскую и ветлужскую (Збруева, 1952, с. 163). Позже А.Х.Халиков предложил свою номенклатуру территориальных групп (культурных вариантов) раннеананьинской общности Волго-Камья. Таких вариантов исследователь выделил девять: западноволжский (Волга I), средневолжский (Волга II), 1 нижнекамский (Кама I), 2 нижнекамский (Кама И), вятский (Вятка), бельский (Белая I), среднекамский (Кама III), верхнекамский (Кама IV), ветлужский (Ветлуга) (Халиков, 1977, с.6). По результатам сравнительно-типологического анализа керамики поселений раннеананьинского времени Волго-Камья автором этих строк было высказано предположение о возможности разделения ананьинской общности региона на две культуры — собственно ананьинскую («классическую») и ахмыловскую (Иванов, 1983). Свое дальнейшее развитие и окончательное оформление это предположение получило в работах В.С.Патрушева, который объединил западноволжский и средневолжский варианты (по А.Х.Халикову) в одну ахмыловскую культуру и дал ее морфологическую характеристику (Патрушев, 1984;1992, Гл.6,7).
Несмотря на критическое отношение ряда исследователей к самой идее выделения ахмыловской культуры (С.В.Кузьминых), различия между средневолжским и «классическим» прикамским ананьино нельзя не признать реальными. Поэтому Р.Д.Голдина памятники «средневолжского» (ахмыловской культуры) и ветлужского ананьина исключила из числа ананьинских локальных вариантов, имеющих отношение к формированию древних удмуртов, сконцентрировав свое внимание на верхнекамском, среднекамском, Нижнекамском, бельском и вятском. Правда, в отличие от А.Х.Халикова, выделявшего два нижнекамских варианта (1 и 2 нижнекамские или Кама I и Кама II), Р.Д.Голдина с этногенезом удмуртов связывает только ананьинские памятники варианта Кама И, расположенные между устьями Белой и Вятки (Голдина, 1999, с. 171) (рис. 1).
Само по себе выделение локальных вариантов говорит о том, что ананьинская КИО не представляла собой этнокультурного монолита и состояла из субэтнических (этнографических) групп, различия между которыми могли быть обусловлены и их различными генетическими корнями. Поскольку оперировать мы можем в основном керамическим материалом, то наиболее объективные результаты нам может дать сравнительно-статистический анализ керамики локальных вариантов ананьинской КИО по программе, в свое время разработанной В.Ф.Генингом (Генинг, 1973).
Прежде всего, необходимо дать суммарную характеристику керамики каждого из выделенных вариантов, имея, конечно, в виду, что полученные результаты будут адекватны только объему имеющихся для каждого варианта выборок.
Керамика раннеананьинского нижнекамского I варианта (Кама 1) представлена коллекцией городища Гремячий ключ и поселения Курган (в общей сложности 791 сосуд, что позволяет установить нижний порог представительности не ниже 0,5%) (О пороге представительности см.: Генинг, Бунятян, Пустовалов, Рычков, 1990, с.64). Это сосуды с вертикальными (52,5%) или отогнутыми наружу шейками (40,3%). Сосуды с закрытыми шейками имеются, но в очень незначительном количестве (2,8%). Преобладают сосуды низкогорлые (39,6%) или среднегорлые (45,6%), высокогорлых сосудов очень мало (10,4%). Сосуды слабопрофилиро- ванные: преобладают со слабовыпуклыми (57%) или средневыпуклыми плечиками (39,6%). Орнамент располагается преимущественно по шейке (91,3%), но есть немного сосудов, ориентированных по шейке и плечикам (8,7%). Преобладает орнамент в виде пояска круглых ямок по шейке (38,5%), затем — орнамент в виде овальных или каплевидных вдавлений (25,9%), ямочно-шнуровой (21,3%) и ямочно-гребенчатый орнамент (13,3%) (Марков, 1987) (рис. 2).
Раннеананьинская керамика нижнекамского варианта II (Кама 2) наиболее полно и детально представлена в материалах городища Каменный Лог, обработанных Л.И.Ашихминой. Сосуды раннего горизонта — 83 экз.[1] — низкогорлые (41,3%) или среднегорлые (56,5%), в основном с вертикальными (73,9%), слегка (17,4%) или сильно отогнутыми наружу (8,7%) шейками, главным образом, со средневыпуклыми (61,3%) или сильновыпуклыми (29%) плечиками. Сосуды со слабовыпуклыми плечиками также встречаются, но значительно реже (9,7%). Орнамент располагается в основном по шейке и плечикам (83,1%) и состоит из парных или тройных горизонтальных оттисков шнура (31,5% и 41,1% соответственно), парных волнистых оттисков шнура (6,7%), косых коротких шнуровых оттисков (4,6%)[2]. (Ашихмина, 1977, табл.3,10,11). Все они обязательно сочетаются с пояском круглых ямок по шейке.
По указателям угла наклона шейки (ФГ) и угла наклона плечика (ФЖ) Л.И.Ашихмина керамику городища Каменный Лог разделила на семь типов и выявила тенденцию их развития во времени его существования. По данным исследовательницы, в третьем (раннеананьинском) слое городища повышенную тенденцию обнаруживают сосуды двух типов: со слегка отогнутой наружу шейкой и сильновыпуклым плечиком (III тип) и с сильно отогнутой шейкой и средневыпуклым плечиком (тип V). Близкий к норме показатель обнаруживают сосуды со слегка отогнутой шейкой и средневыпуклым плечиком (тип II) (Ашихмина, 1977, табл.8). Именно эти типы и следует считать характерными для нижнекамского раннеананьинского керамического комплекса.
Наиболее полное представление о материале раннеананьинских поселений нижнебельского варианта (Белая) дает коллекция Бирского поселения, где раннеананьинские сосуды составляют 42% всей собранной керамики (90 сосудов) (Васильев, Горбунов, 1975, табл. 1,рие. 3). Сосуды все круглодонные, венчики также закруглены, в тесте примесь толченой раковины. Бросается в глаза некоторое увеличение ассортимента керамических форм по сравнению с памятниками предшествующего периода. Прежде всего, это также горшки трех типов, из которых преобладают (65% всей керамики) сосуды с отогнутыми шейками (ФГ больше 0); затем идут горшки закрытые (ФГ меньше 0), 17,5% и 7,5% составляют горшки с прямыми (вертикальными) шейками. Горшки широкогорлые (ФВ = 0,8-1), преобладают (54,5%) сосуды со средней высотой горловины (БФ = 1,6-2), остальные — низкогорлые. Профилированность сосудов очень слабая. Преобладают (47%) горшки с очень слабо выпуклыми плечиками (ФЖ не превышает 0,25), 42,5% сосудов имеют слегка выраженный профиль (ФЖ = 0,3-0,6), а оставшиеся 10,5%-достаточно профилированные. Кроме горшков, среди раннеананьинской керамики Бирского поселения выделяются еще широкие чаши с отогнутым венчиком и прямыми стенками (7,5%) и глубокие миски (2,5%).
Зона расположения орнамента не отличается разнообразием: 75% всех сосудов орнаментированы по шейке и 25% — по шейке и плечикам. Орнамент состоит из обязательного пояска круглых ямок по основанию шейки, а также из горизонтальных шнуровых оттисков (37%), выполненных шнуром же косой сетки (28,7%), заштрихованных треугольников (14,5%), парных косых оттисков (10,8%) и двойного горизонтального зигзага (9%) (рис. 2).
По формам и сюжетам орнаментации керамика Бирского поселения, равно как и других раннеананьинских памятников бассейна р. Белой (поселения Новобиктовское, Андреевское, Тартышевское I), полностью идентична керамике раннеананьинских поселений Прикамья, таких как Каракулинская стоянка (Генинг, Стоянов, 1961, рис. 7, 5-8), поселение Еловское (Шокшуев, 1972, рис. 4).
Представление об ананьинской керамике вятского варианта (Вятка) дает нам материал Аргыжского городища, обработанный Е.М.Черных, В.В.Ванниковым и В.А.Шаталовым, и Белоглазовского городища в обработке В.Н.Маркова. Раннеананьинская керамика Аргыжского городища (РА — по номенклатуре исследователей) представлена 386 сосудами[3], среди которых по профилировке шейки выделяются сосуды двух типов: с прямой (вертикальной) шейкой — 44,6% и шейкой, отогнутой наружу — 42%. Остальные 13,4% — это, очевидно, непрофилированные или слабопрофилированные чашки небольших размеров, которые найдены «в небольшом количестве». (Черных, Ванников, Шаталов, 2002, с.29).
По результатам корреляции указателей ФГ и ФЖ исследователи делят раннеананьинскую керамику на четыре типа: 1 — с короткой вертикальной шейкой, слабо- или среднераздутым туловом (20,8%); 2 — с высокой вертикальной шейкой, слабо- или среднераздутым туловом (23,8%); 3 — с короткой отогнутой наружу шейкой, слабо- или среднераздутым туловом (14,6%); 4 — с высокой, отогнутой наружу шейкой, слабо- или среднераздутым туловом (27,4%) (Там же, с.29). То есть различаются раннеананьинские сосуды Аргыжского городища по степени профилировки шейки и ее высоте.
Орнаментированы практически все сосуды, орнамент расположен по шейке (31 %) или шейке и плечику (59,4%). В своем исследовании Е.М.Черных, В.В.Ванников и В.А.Шаталов по наружному оформлению горловины раннеананьинских сосудов разделили их на «гладкую» и валиковую и, соответственно, мотивы орнаментации рассматривали по этим культурно-типологическим группам (КТГ)[4]. В итоге ими были выделены 12 технико-орнаментальных групп, четыре из которых (ямочно-гребенчато-шнуровая, ямочно-гребенчатая, ямочная и ямочношнуровая) определены как массовые (Там же, с.28-30; табл.8). Мы объединили абсолютные количественные показатели выделенных КТГ и получили совершенно такие же результаты, согласно которым в раннеананьинский керамике Аргыжского городища абсолютно преобладают (35,5%) сосуды, украшенные пояском ямок, в сочетании с горизонтальными оттисками многорядного шнура и оттисками гребенчатого штампа в виде косых отрезков, «сетки», горизонтальной «ёлочки» или парного зигзага. Затем по частоте встречаемости следуют сосуды, украшенные пояском ямок в сочетании с разнообразными оттисками гребенчатого штампа (26,6%), просто рядом ямок по шейке (15%) и ямками в сочетании с горизонтальными оттисками многорядного шнура (9,1%). Все остальные орнаментальные композиции встречаются с большим «отрывом» от перечисленных (частота встречаемости от 0,2% до 3%).
Раннеананьинский керамический комплекс Белоглазовского городища составляют 206 сосудов, по степени отгиба шейки разделяющиеся на два типа: с вертикальным или слабо отогнутым горлом (65,1 %) и сильно отогнутым горлом (34,9%). По указателям высоты шейки каждый из типов делится на три группы: с низким, средним и высоким горлом. Абсолютно преобладают — 59,2% — сосуды низкогорлые, затем по частоте встречаемости следуют сосуды с горловиной средней высоты (35,5%) и реже всего встречаются высокогорлые сосуды (5,3%) (Марков, 1988, с.93; табл.1). То есть, если сравнивать по данному показателю керамику Белоглазовского и Аргыжского городищ, то последняя отличается преобладанием сосудов с высокой горловиной.
Орнамент на сосудах располагается по шейке и плечику (77,7%) реже — только по шейке (20,8%) и состоит из тех же элементов, что и на керамике Аргыжского городища, а именно — из пояска ямок в сочетании с оттисками гребенчатого штампа (36,9%), ямок в сочетании с горизонтальными оттисками шнура и разнообразными оттисками зубчатого штампа (20,4%), просто пояска круглых ямок (19,5%) и пояска ямок в сочетании с оттисками многорядного шнура (9,8%). Все другие элементы орнамента — просто оттиски шнура, ямки в сочетании с фигурными вдавлениями — хотя и встречаются, но не являются представительными (Там же, табл.V).
На основании результатов сравнительного анализа керамики Белоглазовского и Аргыжского городищ В.Н.Марков пришел к выводу об их хронологической близости (сосуществовании) (Там же, с.96), с чем невозможно не согласиться. Следовательно, на основании данных по двум рассмотренным комплексам мы можем дать суммарную характеристику раннеананьинской керамики вятского варианта (в общей сложности — 539 сосудов, что означает нижний порог значимости = 0,7%), которая выражается в следующих морфологических признаках: сосуды с вертикальными (56,7%) или отогнутыми наружу (43,2%) шейками, в основном низкогорлые (47,8%) или высокогорлые (38,6%), хотя имеются и сосуды с шейкой средней высоты (13,5%); орнамент расположен по верхней части сосудов: по шейке и плечикам (70,6%) или только по шейке (29,4%) и состоит из пояска круглых ямок в сочетании с горизонтальными оттисками многорядного шнура и различных оттисков гребенчатого штампа (33,2%), пояска ямок и оттисков гребенчатого штампа в виде косых отрезков, зигзагов, горизонтальной «ёлочки», сетки (32,3%о), просто пояска круглых ямок (17,7%), пояска ямок в сочетании с горизонтальными оттисками многорядного шнура (10%), Все остальные виды орнамента, как, например, только оттиски шнура (2,1%) или только оттиски гребенчатого штампа (0,7%), или ямки в сочетании с оттисками гребенчатого штампа (1,1%) хотя и являются представительными, но не могут считаться определяющими для рассматриваемой выборки (рис. 2).
Наиболее выразительную коллекцию раннеананьинской керамики среднекамского варианта (Кама 3) дает нам Заюрчимское VI поселение, исследованное В.П.Денисовым (Денисов, 1968). В обработку были взяты фрагменты 73 сосудов, содержащие информацию о метрических параметрах, форме, степени и характере орнаментации сосудов. Это дает нам нижний порог представительности — 5%. Сосуды в основном низкогорлые (91,8%), хотя встречаются и среднегорлые (8,2%). Преобладают с вертикальной шейкой (50,7%), но имеются с закрытыми шейками (26%) и шейками, отогнутыми наружу (23,3%). Среди последних слабопрофилированные и среднепрофилированные сосуды представлены поровну (соответственно, 11% и 12,3%). Орнамент располагается по верхней части сосудов — по шейке (38,3%) или шейке и плечикам (49,3%). Значительно реже встречаются сосуды, орнаментированные по венчику и шейке (6,8%) и по венчику, шейке и плечикам (5,6%).
По данным В.П.Денисова (обработано 316 сосудов), преобладает ямочно-шнуровой орнамент (поясок ямок в сочетании с горизонтальными оттисками многорядного шнура (57,9%), ямочно-шнуровой в сочетании с оттисками гребенчатого штампа в виде горизонтальных линий, зигзагов, сетки (13,4%), ямочно-шнуровой и линейный (ряды шнура чередуются с горизонтальными прочерченными линиями) (9,2%), ямочно-шнуровой в сочетании с отпечатками отступающей лопаточки (8,3%). Все остальные сочетания орнаментальных мотивов (косая сетка, заштрихованные треугольники, косые оттиски гребенчатого штампа, зигзаги в сочетании с косыми оттисками и т.п.) хотя и встречаются, но в очень незначительном количестве (Денисов, 1968, табл. 1).
По 18-ти альтернативным морфологическим признакам (табл. 1) устанавливаем коэффициенты формально-типологического сходства (С2) керамики рассматриваемых локальных вариантов (табл.2).
При критерии значимости = 0,9 обнаруживается, что выраженную типологическую близость обнаруживают между собой керамика нижнекамского I варианта (Кама 1) с керамикой вятского и бельского вариантов. Последняя, в свою очередь, также обнаруживает типологическую близость с керамикой нижнекамского II (Кама 2) и среднекамского (Кама 3) вариантов. То есть керамические комплексы, в которых преобладает «классическая» ямочно-шнуровая орнаментация — Кама 1, Кама 2, Кама 3 и Белая – образуют типологический блок, связующим звеном которого выступают бельские комплексы.
Для группировки выделенных локальных вариантов раннеананьинской керамики по характерным морфологическим признакам устанавливаем норму распределения и тенденцию этих признаков (о норме и тенденции признаков см.: Генинг, Бунятян, Пустовалов, Рычков, 1990, с. 84-87) (табл.3).
Из приведенной таблицы видно, что признаки всеобщие, то есть в равной степени характерные для всех сравниваемых комплексов, среди них отсутствуют. Зато присутствуют признаки локальные, то есть характерные для нескольких групп памятников, и признаки частные, присущие только одному из рассматриваемых комплексов[5]. К ним относятся: сосуды с прямыми (вертикальными) шейками, преобладающие в керамических комплексах Камы и Вятки, но значительно реже встречающиеся на Белой. Сосуды с отогнутыми наружу шейками объединяют нижнекамский I, вятский и бельский варианты, сосуды закрытые — среднекамский и бельский. И так далее. Но особенно показательны такие признаки, как зона орнаментации (сосуды нижнекамского I и бельского вариантов орнаментированы в основном по шейке, а сосуды нижнекамского II, среднекамского и вятского вариантов — по шейке и плечикам) и характер орнаментики (ямочный и ямочно-гребенчатый орнаменты — общий признак для сосудов нижнекамского I и вятского вариантов, а ямочно-шнуровой — для нижнекамского II, среднекамского и бельского вариантов, ямочно-гребенчато-шнуровой — для среднекамского и вятского вариантов).
Итак, результаты сравнительно-статистического анализа керамики локальных вариантов ананьинской КИО вполне определенно подтверждают становящийся теперь уже очевидным вывод В.Н.Маркова об отсутствии в Волго-Камье единой «ананьинской общности» (Марков, 2007, с.62). И в дальнейшем, на мой взгляд, применительно к рассматриваемым материалам и территории вернее и конструктивнее будет говорить как об этнокультурном ареале (ЭКА). По определению Д.Г.Савинова, основным признаком и содержанием ЭКА является территория, на которой сложилась определенная этнокультурная общность. Составляющие такой общности могут быть представлены «археологическими памятниками, различающимися по деталям погребального обряда, приемам орнаментации керамики и другим наиболее традиционным этнокультурным элементам. Однако в рамках одного этносоциального объединения у них складываются общие культурные особенности, отраженные в археологических материалах, которые и являются основанием для выделения ЭКА» (Савинов, 1984, с.48). ЭКА ананьинского времени в Волго-Камье состоял, таким образом, из, как минимум, трех «ананьинских» культур (этнокультурных образований или групп): акозинско-ахмыловской на Средней Волге, вятско-ветлужской (керамика с гребенчато-шнуровой орнаментацией) и прикамской (керамика со сложношнуровой орнаментацией. Каждая из них имела свои генетические корни. Согласно существующим точкам зрения, акозинско-ахмыловские памятники генетически восходят к средневолжским культурам с т.н. «сетчатой керамикой» (Патрушев, 1984, с. 177; Кузьминых, 2000, с. 108); происхождение вятско-ветлужского «ананьина» В.Н.Марков связывал с миграцией сюда части северно-приуральского населения — потомков носителей лебяжской культуры (Марков, 2007, с.56 и сл.). Появление в регионе и генезис «классической шнуровой» керамики до сих пор не получили убедительного объяснения. Но этот компонент ананьинского ЭКА существует, по мнению В.Н.Маркова, как результат проникновения в Среднее Прикамье нового населения (Марков, 2007, с.56). Выявление исходной территории этого населения — основная задача исследований на ближайшую перспективу.
Литература
- Ашихмина Л.И. Городище Каменный Лог ананьинской культуры Среднего Прикамья // Материальная и духовная культура финно-угров Приуралья. Ижевск, 1977.
- Васильев И.Б., Горбунов B.C. Бирское поселение // СА. 1975, №3.
- Генинг В.Ф., Стоянов В.Е. Итоги археологического изучения Удмуртии — ВАУ, вып.1. Свердловск, 1961.
- Генинг В.Ф. Программа статистической обработки керамики из археологических раскопок //СА. 1973, №1.
- Генинг В.Ф., Бунятян Е.П., Пустовалов С.Ж., Рычков НА. Формализованно-статисти- ческие методы в археологии. Киев, 1990.
- Голдина Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск, 1999.
- Денисов В.П. Заюрчимское VI поселение — памятник раннего железного века в Среднем Прикамье // Труды Камской Археологической экспедиции. Bbin.IV. Уч. зап. ПГУ, №191. Пермь, 1968.
- Збруева А.В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху//МИА. № 30. М.-Л., 1952.
- Иванов В.А. Рец.: А.Х.Халиков. Волго-Ка мье в начале эпохи раннего железа (VIII-VI вв. до н.э.). М., 1977 // СА. 1983. №2.
- Кузьминых С.В. Археологическое изучение ананьинского мира в XX веке: основные достижения и проблемы // Российская археология: достижения XX и перспективы XXI вв. Материалы научной конференции. Ижевск, 2000.
- Марков В.Н. Городище Гремячий Ключ // Древности Среднего Поволжья. Археология и этнография Марийского края. Вып. 13. Йошкар- Ола, 1987.
- Марков В.Н. О происхождении и культурной принадлежности вятских городищ ананьинского времени // Памятники первобытной эпохи в Волго-Камье. Казань, 1988.
- Марков В.Н. Нижнее Прикамье в ананьинскую эпоху. Казань, 2007.
- Патрушев B.C. Марийский край в VII-VI вв. до н.э. Йошкар-Ола, 1984.
- Патрушев B.C. Финно-угры России (II тыс. до н.э. — начало II тыс.н.э.). Йошкар-Ола, 1992.
- Савинов Д.Г. Этнокультурные ареалы Южной Сибири в элоху раннего средневековья // Проблемы археологии степей Евразии. Кемерово, 1984.
- Халиков А.Х. Волго-Камье в начале эпохи раннего железа (VIII-VI вв. до н.э.). М., 1977.
- Черных Е.М., Ванчиков В.В., Шаталов В.А. Аргыжское городище на реке Вятке. М., 2002.
- Шокшуев Г.А. Еловское II селище // Отчеты Нижнекамской археологической экспедиции. Вып.1. М., 1972.
Что по законам математической статистики означает нижний порог значимости не менее 5%.
[2] Имеются и другие элементы орнамента — многорядные оттиски шнура, волнистые, чередующиеся с горизонтальными, строенные косые оттиски различных наклонов, решетка и др., но они по частоте встречаемости не являются для рассматриваемой выборки “представительными».
[4] Номенклатура названных исследователей.
[5] В таблице выделены полужирным шрифтом.