Вольная (Керцева) Г.Н. К вопросу о параллелях в зооморфном искустве ананьинской и кобанской культур. //У истоков археологии Волго-Камья (к 150-летию открытия Ананьинского могильника). Серия «Археология евразийских степей». Выпуск 8. Елабуга, 2008 с.239- 244
Вольная (Керцева) Г.Н.
К вопросу о параллелях в зооморфном искустве ананьинской и кобанской культур
Культурные взаимосвязи местного населения Северного Кавказа с жителями Нижнего Поволжья и Южного Приуралья неоднократно отмечались исследователями. Многие из них отмечают сходство предметов зооморфного искусства, наличие кавказских импортов с зооморфными сюжетами на территории Нижнего Поволжья и Южного Приуралья и наоборот. А.В. Збруева (1952) выявила импортные кавказские вещи в памятниках ананьинской культуры. В.И. Козенкова отмечает, что за пределами севернее Кавказа кобанские древности засвидетельствованы в бассейне Волги. Они, как правило, включены в памятники местной культуры и в ряде случаев представляют довольно заметное явление. Это главным образом бронзовые изделия (оружие, украшения, сосуды, конское снаряжение). Это могут быть не собственно кобанские вещи, а местные изделия, но изготовленные в подражание кобанским. Она указывает, что контакты с носителями кобанской культуры маркируются в восточном и северо-восточном направлениях в Подонье, Поволжье, Прикамье. Одним из центров тяготения кобанской культуры является район Волго-Камья. Миграционные процессы на Центральном и Северо-Восточном Кавказе в раннем железном веке связаны с передвижением первых всадников евразийских степей с конца X — начала IX вв. до н.э. и в VIII в. до н.э., что проявилось в появлении «киммерийской» окраски кобанской культуры (Козенкова, 1996. С.141-144).
В инвентаре ананьинской культуры встречаются топоры кавказского типа, характерные для кобано-колхидских памятников Кавказа начала эпохи раннего железа (Халиков, 1977; Мартынов, 2000. С. 251), бронзовые и биметаллические булавки (Патрушев, Халиков, 1982; Чижевский, 2008. С. 80).
М.Н. Погребова и Д.С. Раевский, сопоставляя средневолжский и закавказский гетерогенные культурные комплексы VII в. до н.э., констатировали, с одной стороны, идентичность характеризующего их сложного набора составляющих компонентов — скифского, центральнокавказского, урартского и колхидо-кобанского (естественно, что в Среднем Поволжье к ним добавляется местный — ананьинский), а с другой — исключительный характер этого сочетания, не представленного более ни в одном культурном ареале. Независимое формирование такого комплекса в каждой из столь далеко отстоящих друг от друга областей древней ойкумены в результате самостоятельного распространения отдельных вещей, по нашему мнению, исключено, и потому указанное сходство можно удовлетворительно объяснить лишь имевшей место не позже рубежа VII—VI вв. до н.э. миграцией какой-то группы населения, причем направление этой миграции (с юга на север, а не наоборот) неопровержимо определяется культурной принадлежностью составляющих этот комплекс элементов. Для средневолжских ананьинцев, по их мнению, он оказался весьма ограниченным: проанализированная выше миграция из Закавказья не имела здесь долговременных культурных последствий, и довольно быстро скифо-кавказские черты были почти полностью поглощены автохтонным элементом (Погребова, Раевский, 1992. С. 221).
Н.Н. Терехова и JI.C. Хомутова отмечают единство технологии обработки железа в этот период в ареалах кобанской и ананьинской культур, при явном приоритете первых, и приходят к выводу о проникновении в ананьинскую культуру кобанских ремесленников и соответствующих производственных навыков и даже секретов (1985. С. 152-154).
А.А. Чижевский отмечает значительное кавказское влияние на маклашевскую (XI — 1 пол. IX вв. до н.э.), а затем и постмаклашевскую культуры (2 пол. IX — VI вв. до н.э.). Анализ погребального инвентаря постмаклашевской культуры свидетельствует об усилении социальной дифференциации и внешнего товарного обмена, в том числе и с Северным Кавказом (Чижевский, 2008. С. 60, 61). Инвентарь погребений АКГШК содержит меньшее количество категорий погребального инвентаря, чем захоронения других культур ананьинской КИО, что свидетельствует о менее интенсивных торговых отношениях и социальном развитии населения этой культуры (Там же).
По зооморфному материалу можно проследить этапы взаимодействия между Волго-Ка- мьем и Северным Кавказом. В истории культурного взаимодействие населения Северного Кавказа с населением Нижнего Поволжья и Южного Приуралья можно выделить несколько направлений, которые прослеживаются в зооморфном материале.
1 этап: в доскифский и ранний скифский периоды отмечается взаимодействие представителей кобанской культуры с носителями традиций ананьинской культуры. Зооморфное оружие, найденное в закрытых погребальных комплексах ананьинской культуры, всегда встречается вместе с богатым сопровождающим инвентарем. Очень часто в комплексах имеются вещи, импортные с Кавказа или Передней Азии. Носители ананьинской культуры имели устойчивые торговые связи с Кавказом. Многочисленные вещи из данных регионов и стилистические заимствования не оставляют сомнений в этом факте (Мингалев, 2007).
Среди находок, иллюстрирующих направление связей с юго-запада на северо-восток, важное место занимают бронзовые орнаментированные пояса.
В VII-VI вв. до н.э. на Средней Волге и Нижней Каме (Пустоморквашинский, Старший Ахмыловский, Мурзихинский I (IV) могильники) отмечается наличие импортных зооморфных предметов, в том числе с Кавказа. Доминирующее положение занимают украшения в виде налобных венчиков, сделанных из фрагментов гравированных пластин бронзовых поясов с изображениями скачущих лошадей, собак, львов и рыб (Васильев, 2002; Чижевский, 2008. С. 51). В 25 погребениях ананьинской культуры гребенчатошнуровой керамики были выявлены налобные венчики из кожи, покрытые бронзовыми накладками. В погр. 13 Мурзихинского I (IV) могильника, относящегося к постмаклашевской культуре, обнаружены фрагменты кавказских поясов с гравировкой (Чижевский, 2008. С. 51, рис. 35, 2-4, 6, 8, 10, 11). В погр.840 Старшего Ахмыловского могильника, материал которого также относится к АКГШК, обнаружены бронзовые накладки на налобные венчики из кожи. Они были вырезаны из кобанского боевого пояса с изображением двойной спирали. В этот период погребения данной культуры содержат меньшее количество инвентаря, чем захоронения других культур ананьинской КИО, что свидетельствует о менее интенсивных торговых связях (Там же. С. 51, 74, 76, 77).
Связать эти пластины с какой-то конкретной территорией Кавказа достаточно сложно. Бронзовые орнаментированные пояса-явление надкультурное. Мода на бронзовые пояса распространяется в раннем железном веке по Передней Азии и всему Кавказу, начиная от Урарту на юге и заканчивая бронзовыми тлийскими поясами. Б.В. Фармаковский, основываясь на определенном сходстве изображений закавказских бронзовых поясов с монументальной хеттской скульптурой, полагал, что «пояса эти появились под воздействием малоазиатского хеттского стиля X в. до н.э.» (1914. С. 44). Бронзовые пояса вошли в употребление не позднее начала I тыс. до н.э. Исследуя изображения на налобных венчиках, М.Н. Погребова и Д.С. Раевский среди аналогий называют изображения на поясах из Тли, Самтавро, Маралын-Дереси, Сагареджо, Чабарухи, Пасанаури, Нареквави (1992. С. 209). Они справедливо отмечают, что находки с Кавказа не ограничиваются вещами кобанского круга. Поэтому при анализе кавказских вещей из памятников Волго-Камья в качестве аналогий мы используем изображения животных на бронзовых топорах, поясных пряжках.
Кавказские бронзовые пояса используются населением Волго-Камья, согласно их положению в погребениях, в качестве поясов или накладок налобных повязок. А.В. Збруева совершенно справедливо отметила, что налобник из погр. 7 Пустоморквашинского могильника сделан из части какого-то более крупного предмета (1952. С. 167). Действительно, фрагмент кавказского бронзового пояса в виде туловища змеи с заполнением пуансонным орнаментом из этого погребения (Рис. 2,77) сделан из пластинчатого пояса. Он находит множественные аналогии на бронзовых поясах из погребений эпохи поздней бронзы — раннего железа (2 пол. II тыс. до н.э.) Тлийского могильника (Техов, 1977. Рис. 97, 6, 8, 10, 12, 14, 98, 4, 5, 8, 9; 2001. Табл. 712; Погребова, Раевский, 1992. Рис. 34, а, б), из «Цоисской коллекции» в Южной Осетии (Техов, 2006 С. 258, рис. 3) (Рис. 2, 18-22).
Изображения извивающейся змеи встречаются на Кавказе, начиная с III тыс. до н.э., но наибольшее распространение они получают в XI-X вв. до н.э. на бронзовых топорах, кинжалах, пряжках, пинцетах и бронзовых сосудах среди находок в Кобанском и Тлийском могильниках (Техов, 2006. С. 196).
А.В. Збруева отмечала, что изображения змеи на Пустоморквашинском могильнике имеют аналогии на кобанских топорах (1952. С. 318). Самая ранняя подгруппа топоров 1/1 (по Скако- ву, 1997) с изображением змей, переползающих с лопасти на лопасть, происходит из памятников Центрального Кавказа: Тлийского (погр. 18, 23, 39,208,215а), Кобанского (4 экз.) могильников, Бзит-кау (Южная Осетия; 1 экз.). Другая подгруппа 1/2 (по Скакову) — топоры с изображением змей в подтреугольных рамках — известна в Кобанском могильнике, Пседахе (Ингушетия), Тлийском могильнике (погр. 202 и 385), Цагери (Западная Грузия), Ачандары (Абхазия), на обухе топора из «Цоисской коллекции» (Техов, 2006. Рис. 3). Это свидетельствует о начале процесса распространения центральнокавказского графического искусства (Скаков, 1997. С. 73).
В памятниках поздней бронзы и раннего же железного века Центрального Кавказа изображение змеи встречается достаточно часто на бронзовых поясных пряжках из Тлийского (Техов, 2007. Рис. 37,8) и Кобанского могильников (Сен-Жерменский музей), на приемнике фибулы из Тлийского могильника (Техов, 1977. Рис. 104, 5), пинцетах того же могильника (Техов, 2006. Рис. 46, 1, 5), на ритоне VIII в. до н.э. с Бомборской поляны у Гудауты (Абхазия) (Доманский, 1984. Рис. 1), привеске в виде ритона из Казбекского клада (Коллекции… 1902.Табл. 12,с. 14,№212). Зигзагами в виде ползущей змеи изображались фибулы 2 четверти I тыс. до н.э. из Кобанского могильника (Доманский, 1984. Рис. 57), поясные пряжки из Тлийского могильника (Рис. 64, 5), Рутхи (Берлинский музей до- и протоистории. Кат. № III-d-3949, 3950), Кумбулты и др.
Таким образом, изображение змеи в XII- X вв. до н.э. было характерно для прикладного искусства Центрального Кавказа. Этот образ встречается и в более поздний период, но гораздо меньше. Бронзовый пластинчатый пояс из погр. 7 Пустоморквашинского могильника с изображением ползущей змеи является импортом с Центрального Кавказа.
Интересны фрагменты другого пояса с изображением части головы с ухом и рогами одного животного (№ 1) и задней части другого животного (№ 2) из погр. 7 Пустоморквашенского могильника (Рис. 1,15). Тела животных покрыты полосами орнамента из елочного и дуговидного орнамента и продольных линий. Туловище животного слева выполнено в виде «песочных часов»: узкая средняя часть и утрированно широкие бедра и передняя часть — черта, характерная для искусства кобанской культуры. Д.С. Раевский и М.Н. Погребова реконструировали это изображение (1992. Рис. 33, г). Хотелось бы добавить, что голова изображенного животного повернута назад и изо рта простирается колосовйдный элемент, который помещен над спиной животного. Такая же поза и «колос» наблюдаются у животного на поясе из Пасана- урского клада (Рис. 1, 18). Поза животного с повернутой назад головой широко известна на Центральном Кавказе, иногда она встречается и в Восточной Грузии. Таковы изображения копытного с открытым ртом из погр. 350 Тлийского могильника, олень на поясе из Гантиадского могильника (VIII—VII вв. до н.э.), олень из бронзовой пластины из Лизгора (VII-V вв. до н.э.) (Доманский, 1984. Рис. 162), на бронзовых топорах из Цхинвальского клада и «Цоисской коллекции» (Рис. 1, 19), на дугообразных фибулах из Тлийского могильника (Рис. 1, 21). С таким длинным гладким хвостом, опущенным вертикально вниз, покрытым пуансоном, в раннем железном веке на Кавказе обычно изображались хищники (например, на поясе из Самтавр- ского могильника) (Рис. 1, 16). Судя по аналогиям (Рис. 1, 17-24), такие изображения характерны для памятников Центрального Кавказа и Восточной Грузии.
Другое животное с рогами на этом поясе — бык. Для него характерна вытянутая морда, что находит аналогии среди изображений Кобанского и Тлийского могильников V1I-V вв. до н.э. (Рис. 1, 22, 2, 6).
Три фрагмента пояса из погр. 218 Старшего Ахмыловского могильника (Рис. 1, 1-3) являются практически идентичными. Создается впечатление, что мастером уже копировался фрагмент пояса, ставший накладкой на венчик. Об этом свидетельствует сочетание двух видов орнамента в виде «бегущей волны» и «плетенки», которые находятся над изображением; фрагменты орнамента «бегущая волна» совпадают по своим пропорциям и размерам. Орнамент является фрагментом рамки, обычно окаймляющим композиции сцен охоты, «шествия животных», помещаемых на бронзовых поясах. Орнамент «бегущая волна» встречается на бронзовых и керамических предметах Кавказа повсеместно. Орнамент в виде «плетенки» характерен для памятников ходжалы-кедабекской культуры Восточного Закавказья (Ашурова, 2007. Рис. 62, 63) (Рис. 2, 2-4), в том числе и в сочетании с «бегущей волной».
Здесь также помещено изображение рыб (одно целиком и другое фрагментировано). Первая рыба изображена сильно стилизованной, в виде двух линзовидных фигур, на одной из них помещен глаз, а другая «линза» представляет собой хвост. Подобным образом рыба изображена на поясе из Самтаврского могильника (Рис. 1, 4). К ее хвосту примыкает хвост другой рыбы, хвост-усеченный треугольник с продольными штрихами, туловище, судя по всему, линзовидное, на туловище штрихами изображены плавники. Изображения рыб встречаются на бронзовых топориках, фибулах, поясных пряжках, булавах, поясах центрального варианта кобанской (Кобанский и Тлийский могильники) и так называемой «самтаврской культуры» Восточного Закавказья (Самтаврский могильник) (Рис. 1, 5-9). Слева от фигурок рыб помещено изображение, напоминающее рог (безоарового козла) с верхним волнистым краем, край головы и ухо. Рог и край головы заштрихованы. Такая трактовка рогов встречается на поясах X— VII вв. до н.э. в Восточном Закавказье, в памятниках ходжалы-кедабекской культуры (Ашурова, 2007. Рис. 61, 7, 37, 5), на поясе из погр. 419 Тлийского могильника (Рис. 2,2), по стилистике этот элемент скорее напоминает изображения Восточного Закавказья, а не центрально-кавказские образцы (Техов, 2001. С. 271).
Другой фрагмент бронзового пояса из погр. 13 Мурзихинского I (IV) могильника (Рис. 2, 7) — с фрагментированным изображением копытного животного с туловищем «песочные часы», длинным хвостом; на конце хвоста утолщение, напоминающее стилизованную кисточку; заброшенным за спину хвостом, согнутыми под прямым углом ногами; опущенной вниз головой; вытянутым носом с утолщением на конце; по краю изображения идет двойная линия с пуансоном; туловище, члененное на плоскости пуансонным орнаментом, дуговидной прямой штриховкой и поясками с пуансоном. Рамка из многочисленных рядов мелкого орнамента «бегущая волна» встречается также на поясе из Самтаврского могильника (Рис. 1, 8-9), в памятниках хождалы-кеда- бекской культуры (Рис. 2, 2-4), но близких аналогий рамки нами не встречено.
Для контура изображения характерны плавные закругленные линии, в большей степени присущие закавказским изображениям животных, например, на бронзовых поясах из Ходжалы (Virchov, 1895. Taf. IV), Калакента (Ашурова, 2006, Рис. 38, 7-2, 39, 7-2, 61,7) (Рис. 2, 3-4), погр. 3 Гантиадского могильника (Картли) с достаточно сильным ахеминидским влиянием (Unterwegs… 1995. S. 286,287), погр. 419 Тлийского могильника (Техов, 2001. Табл. 68-70) (Рис. 2,2), которые напоминают восточнозакавказские образцы. Складывается впечатление, что изображение животного на фрагменте пояса из погр. 13 Мурзихинского I (IV) могильника своими художественно — стилистическими корнями связано с поясами ходжалы-кедабекской культуры, которые появились и получили распространение в X-VII вв. до н.э.
Декоративная рамка фрагментов поясных пряжек из погр. 218 Старшего Ахмыловского могильника составлена из трех рядов орнамента «бегущая волна», по краям которого идут полосы пуансона; по краю пластины и ближе к изображению проходят полосы дуговидного орнамента. В целом эти художественно-стилистические особенности характерны для центральнокавказских образцов. По художественно-стилистическим особенностям близки к ним два фрагмента пояса (Рис. 1, 10-11) из погр. 840 Старшего Ахмыловского могильника, но вместо сочетания «плетенки» и «бегущей волны» представлен пу- ансонный орнамент и «бегущая волна». Изображения хвоста с треугольным элементом на конце, концентрических кругов, расходящихся радиально лучей в сочетании с пуансонным орнаментом широко известны в памятниках Центрального Кавказа, например, в погр. 74,76,350 Тлийского могильника (Техов, 2001.Табл. 58-62), Мара- лын-дерси (Южная Осетия) и Пасанаурского могильника (Восточная Грузия) (Рис. 1, 12-14, 77, 18) . На аналогии фрагмента бронзового пояса из погр. 840 Старшего Ахмыловского могильника указывал B.C. Патрушев (Цит. по: Погребова, Раевский, 1992. С. 209). Животное стоит не на копытах, а на нижних суставах конечностей. Так изображено и животное на поясе из погр. 350 Тлийского могильника (Рис. 1, 23) и Пасанаурского клада (Рис. 1, 18).
Интересен фрагмент пояса из погр. 363 (Рис. 2,13) Старшего Ахмыловского могильника, обрамленный двойной рамкой с рядами штрихов и лаконичной стилистикой изображения фигур животных (Патрушев, 1984). Переданы лишь контур фигуры в профиль и две ноги — передняя и задняя, согнутые под тупым углом; голова, устремлена вперед; хвост поднят, на его конце треугольная кисточка. Скорее всего, здесь изображена фигура хищного животного в прыжке. Такие стилизованные изображения животных встречаются в Самтаврском могильнике (Хи- дашели, 1982. Табл. IV) (Рис. 2, 15). В целом же они характерны для одного из направлений стилизации в изображении животных на поясах начала I тыс. до н.э. Южного Закавказья из Сте- панавана, Кармир-берда (Тазекенда), Бджни Рис. 2, 76) (Есаян, 1978. С. 106-111, рис. 16-18). Однако рамка из рядов штрихов характерна для поясов Южного Закавказья (Хртаноцкий м-к, Тигранокерт, Малишки, Эребуни (Есаян, 1983. С. 32-38, табл. V, 1-3, VI, 1-3, VII, VIII, 2). Необходимо отметить, что этот же фрагмент пояса, но в зеркальном отражении (Рис. 2, 14) дан в работе М.Н. Погребовой и Д.С. Раевского Д.С. (1992), где ошибочно указано его происхождение из погр. 362 Старшего Ахмыловского могильника.
Три фрагмента другого пояса из погр. 800 Старшего Ахмыловского могильника (Рис. 2, 79) с изображением др*ёва жизни и крылатого льва с человеческой головой находят явственные аналогии в памятниках Южного Кавказа из Мецамора (погр. 4), Ани-Пемза, Закини, Малишки (Есаян, 1983. Табл. IX, 2, X, 1-3) (Рис. 2, 772). Урартийские пояса с подобной композицией и изображениями встречаются также в Тлийском могильнике в погр. 40-6 (Рис. 2, 77), 215, 425. Б.В. Техов датирует эти пояса VII в. до н.э.
По мнению С.А, Есаяна, такие рисунки на урартских бронзовых поясах выполнены штампом и затем дополнительно обработаны чеканом и резцом (1983. С. 38).
Таким образом, можно проследить пути проникновения бронзовых парадно-боевых поясов с территории Восточного и Южного Закавказья через Восточную Грузию на Центральный Кавказ и через перевалы Северного Кавказа на территорию Волго-Камья. На территории Закавказья пояса распространялись в культурно гомогенной среде, о чем свидетельствуют сюжеты (сцены охоты, шествия животных), использование круга животных, схожие стилистические приемы (орнаментальные рамки, позы животных, фигура животных «песочные часы», оформление двойной линией, заполнение поверхности тела животного орнаментальными рядами и др.). В Закавказье и на Центральном Кавказе в воинской среде существовала мода на такие пояса. Судя по стилистическим отличиям, существовало несколько центров их производства (восточнозакавказский, южнозакавказский и центральнокавказский). Иногда изображения на поясах носят смешанный характер. На территории Волго-Камья эти пояса распространились благодаря представителям воинской среды, среди которых они использовались. Сюжеты, помещенные на них, попав в иную культурную среду, не «читались». Об этом свидетельствует использование изображений разрезанных на части, поворот на прямой угол, по отношению к первоначальному положению пояса.
По мнению М.Н. Погребовой и Д.С. Раевского, полное совпадение набора различных по происхождению культурных признаков (характеризующего как выявленных нами мигрантов, проникших в Среднее Поволжье, так и обитателей Центрального Закавказья, где, как мы убедились, присутствовал внедрившийся в местную среду скифский этнический компонент) свидетельствует, что какая-то группа именно этого населения не позднее рубежа VII-VI вв. до н.э. совершила далекий рейд на север (Погребова, Раевский, 1992. С. 215-216). Однако, на наш взгляд, зооморфные пояса не несут скифской культурной окраски. Скорее всего, бронзовые пластинчатые пояса с зооморфными мотивами появились на территории Волго-Камс- кого региона в результате миграции с Кавказа на северо-восток представителей кобанской культуры в X-VI1 вв. до н.э.
М.Н. Погребова и Д.С. Раевский совершенно справедливо отмечают ту же модель взаимоотношений пришельцев и аборигенов, которая ранее была реализована этими же скифами в Закавказье и в значительной мере обусловила само формирование привнесенного ими в Поволжье гетерогенного комплекса: иноэтничные воины вступали в брак с местными женщинами и селились в автохтонной среде. В этом смысле небезынтересно, что принесенные с далекого юга бронзовые пояса послужили в Среднем Поволжье как раз для изготовления женских головных уборов местного типа. По существу, именно различием погребенных по полу в известной мере и обусловлено то достаточно частое в поволжских могильниках разведение по разным комплексам вещей скифского облика и принесенных вместе с ними кавказских древностей, которое послужило одним из главных оснований процитированного суждения об их несинхронном появлении в ананьинском ареале. В тех же случаях, когда те и другие функционально однородны, они, как мы уже видели, порой оказываются в одной могиле, иногда к тому же вообще лишенной черт местной культуры (например, погр. 336 Ст. Ахмыловского м-ка).
По мнению М.Н. Погребовой и Д.С. Раевского, в этом сказалось влияние как ландшафтно-географического, так и культурно-исторического фактора. Прежде всего, сыграло роль существование чисто сухопутного пути из степей Предкавказья на север, пролегающего по водоразделу бассейнов Дона и Волги и выводящего как раз к тому участку Среднего Поволжья между устьями Свияги и Суры, где расположены рассмотренные ананьинские могильники. Наши переселенцы, перевалив через Кавказский хребет в непосредственной близости от мест формирования присущего им смешанного культурного комплекса, пройдя между верховьями Кубани и Терека и миновав долину Кумы в ее верхней части, могли совершить весь дальнейший маршрут, не встретив на пути ни одной речной преграды. От группы всадников осуществление такого рейда не потребовало бы длительного времени (Погребова, Раевский, 1992. С. 219).
Другим показателем контактов населения кобанской и ананьинской культур в скифскую эпоху являются бронзовые зооморфно оформленные наконечники ножен (Рис. 3). Шесть экземпляров происходит из грунтовых могильников центрального варианта кобанской культуры: Фас- кау, Кобанского, у с. Верхний аул, Белореченского (Вольная, 2000. Рис. 3) и Дванскош могильника в Закавказье (Погребова, Раевский, 1992. Рис. 19, в). На наконечниках ножен в виде усеченного конуса — плоское изображение головы хищной птицы с круглым глазом или без него. Клюв загнут в кольцо, в ряде случаев изображен язык, глаз. Для северокавказских образцов характерна ажурность. Этот тип иконографии хищной птицы относится к концу VII-VI в. до н.э. Данные изображения находят аналогии в скифском искусстве других территорий Северного Кавказа, однако в иной стилистической трактовке. Близкими аналогиями являются наконечники ножен из погр. 336 Старшего Ахмыловского и Скородумского могильников (Рис. 3,1, 2). Первый их них по стилистике близок кавказским образцам: лаконичное изображение кольцевидного клюва и языка, шея в виде уплощенного цилиндра — и создается впечатление, что он изготовлен кобанским мастером.
Наконечник ножен из Скородумского могильника повторяет схему изображения центрально- кобанских образцов: выступающий относительно шеи клюв хищной птицы с языком, круглый глаз. Голова отделяется от шеи рифленой полосой, клюв — продольными полосами от головы. Шея в виде усеченного конуса, которую мы видим на кавказских образцах, предельно уплощается, почти исчезает ажурность. На шее появляются профильное изображение фигуры хищного животного с повернутой назад удлиненной головой и оскаленной пастью, на согнутых когтистых лапах, с круглым ухом в виде спирали, с небольшим хвостом также в виде спирали. На туловище хищного животного изображена оскаленная голова еще одного хищника с круглым ухом в виде спирали. На шее птицы помещены наклонные дуговидные линии и колосовидная линия, которая может трактоваться как хвост (?) хищного животного. Стилистика изображения хищника на наконечнике ножен из Скородумского могильника близка звериному стилю волго-камского региона.
Таким образом, в доскифский и раннескифский периоды наблюдается проникновение кавказского импульса в Волго-Камский регион. Он проходил через перевалы Главного Кавказского хребта. Путь по побережью Каспийского моря, судя по находкам, не использовался. Достаточно большую роль в культурных контактах играла территория Центрального Кавказа. Скорее всего, именно отсюда начинались миграции в Среднее Поволжье.
2 этап: связан с изменением направления миграционных потоков в евразийских степях и на Кавказе. Кавказоведы и археологи, исследующие степную и лесостепную зону Европейской части России, отмечают, начиная с VI в. до н.э., восточные и северо-восточные культурные влияния на Кавказ.
По мнению В.Н. Козенковой, в скифский период, с VII в. до н.э., интенсивность функционирования путей сношения северокавказцев с юговосточными и западными соседями заметно падает, но основные миграционные потоки по- зднекобанского общества переориентируются на связи вовнутрь ареала или в южную сторону, в Закавказье, через перевалы в верховьях Бакса- на, Терека и Кубани (1996. С. 143).
С.Л. Дударев считает, что, начиная с рубежа VI-V вв. до н.э. и вплоть до конца IV в. до н.э., через савроматов северного Азово-Каспийского междуморья, а также номадов, кочевавших в Предкавказье, осуществлялись транзитные связи между коренными жителями территории Чечено-Ингушетии и оседлым и кочевым населением, в частности Волго-Камья, которое, в свою очередь, поддерживало взаимоотношения с Южной Сибирью. По этой сложной цепочке в Среднее Притеречье попадали вещи из области распространения ананьинской культуры (Волго-Камье), по образцам которых создавались их местные подражания (бронзовая секира с головой хищного зверя из Новогрозненского могильника, железные топоры-клевцы из Лугового могильника и др.). Роль савроматов как передаточного звена в распространении элементов культуры их северо-западных соседей и более удаленных восточных племен в кавказскую среду нужно осмысливать с учетом занимаемого им географического положения и уровня их хозяйственно-экономического развития (Дударев, 1991. С. 57,58).
С.В. Кузьминых указывает, что с VIII в. до н.э. до последней трети VI в. до н.э. главное направление контактов населения Волго-Камья связано с Кавказом в целом и ранними скифами, а с VI в. до н.э — с савроматами. С конца VI в. до н.э. связи с первыми двумя идут резко на убыль, но уже заканчивается становление ананьинско- савроматских контактов и начинается их расцвет вплоть до IV—III вв. до н.э. Именно благодаря последнему стало, очевидно, возможным установление торговых и культурных связей ананьинского мира с сакским и татарским, особенно с первым (Кузьминых, 1983).
С.А. Васильев полагает, что с VI — начала V в. до н.э. в регионе Южного Поволжья и Южного Приуралья преобладает влияние с востока (2002. С. 16). В этот период также наблюдается довольно сильное савроматское, сибирское и поволжское влияние в скифо-сибирском зверином стиле Кавказа.
С ананьинской культурой шнуровой керамики VIII-VII вв. до н.э. связаны, вероятно, ананьинские «парадные» секиры, территория распространения которых совпадает с ареалом распространения этой культуры. Аналогия подобным топорам встречена в Сержень-Юртов- ском могильнике. (Чижевский, 2008. С. 65). В период распространения ананьинской культуры гребенчато-шнуровой керамики VII-VI вв. до н.э находят железные топоры-секиры с молотковидным обухом в Старшем Ахмыловском (погр. 71, 508) и Акозинском (погр. 73) могильниках, которые находят аналогии среди материалов погребальных комплексов VII—VI вв. до н.э. Северного Кавказа (Чижевский, 2008. С. 73).
Топорики-секиры достаточно широко представлены в позднекобанских памятниках Центрального Предкавказья. Они датируются VIV вв. до н.э. Учкекенский топорик-секира не имеет известных аналогий в кавказском материале, но он обнаруживает единственную параллель в Волго-Камье (погр. 183 Ст. Ахмыловского м- ка), в одном из тех захоронений, которые рассматриваются исследователями как свидетельство переселения в этот район мигрантов с Кавказа, «отложившихся от царских скифов» (по Погребовой, Раевскому) или северокавказских скифов (по Членовой).
В.JI. Дударев высказал предположение относительно того, что «отложившиеся скифы», оказавшиеся на Волге, еще до переселения сюда, возможно, вступили в стадию миксации с кавказцами. Не потому ли они легко усвоили ана- ньинский погребальный обряд, мало чем отличавшийся от обряда плоскостных (равнинных) кобанцев, — захоронения в неглубокой яме? (Дударев, 1991.С. 105).
Железные боевые топоры, в том числе и топоры-чеканы, в отличие от бронзовых чеканов, более характерны для западных пределов Евразии. Они широко распространены в Закавказье, на Северном Кавказе, в Скифии, Среднем Поволжье и Приуралье. Втульчатые топоры на востоке — у тагарцев и саков — заметно отличались от них.
Н.JI. Членова, в отличие от упомянутых исследователей, полагает, что центральноазиатские топорики-секиры — лишь веха на пути распространения секир и чеканов с их родины, Ближнего Востока, откуда они растекаются в различных направлениях, начиная со II тыс. до н.э. Здесь же она находит прототипы будущим скифским топорам и секирам. Исследовательница полагает, что нельзя выводить от тагарских те формы чеканов, секир и боевых топоров Алтая, Западной Сибири, Прикамья, Поволжья и Северного Кавказа, которые сходны с татарскими и наоборот, вследствие наличия в этих районах своих архаичных форм. В отношении ананьинских бронзовых и биметаллических чеканов этот взгляд противоречит ранее высказанным.
Очевидно, устоялось мнение, что железные боевые топоры, столь известные скифам, ананьинцам, племенам Северного Кавказа главным образом с VI в., обязаны своим происхождением Закавказью (наиболее ранние образцы датированы VIII—VII вв. до н.э.). Их появление у ананьинцев объясняется заимствованием с юга. Появление железных боевых топоров в Среднем
Поволжье и Прикамье является заимствованием с Кавказа и из ранней Скифии вместе с формами архаичных акинаков и савроматскими наборами стрел VI в. до н.э. (Кузьминых, 1983).
По мнению М.Н. Погребовой и Д.С. Раевского, определенный интерес в этом плане представляет, впрочем, наличие в ананьинском ареале кобанских бронзовых топоров. Их появление здесь было выше поставлено нами в связь с проникновением в Поволжье других вещей скифокавказского круга. Но учитывая достаточно длительное бытование подобных топоров, нельзя исключить, что по крайней мере некоторые из них относятся к более раннему времени. В таком случае следовало бы считать наиболее вероятным южным партнером ананьинцев в контактах предскифской эпохи именно обитателей Северного Кавказа и приписать влиянию традиционных для них связей выбор того маршрута, по которому проследовали «отложившиеся скифы».
Такое объяснение тем более правомерно, что некоторые факты как будто указывают на прямое участие в этой скифской миграции определенного кобано-колхидского контингента. Помимо приведенных выше данных о возможной причастности представителей этих племен к перемещениям скифов еще по территории Закавказья и о наличии кобанского элемента в принесенном в Среднее Поволжье с юга поликультурном комплексе, весьма показательно единство технологии обработки железа в ареалах кобанской и ананьинской культур при явном приоритете первой (Погребова, Раевский, 1992. С. 221-223). Топорики-секиры с изображением хищника на бойке являются характерной особенностью памятников Волго-Камского региона. На бойке перпендикулярно втулке профильное изображение головы хищного животного (волка) с оскаленной лотосовидной пастью, по краю пасти проходит валик, переходящий в волюты, круглым глазом и торчащими ушами, выделяются клыки и зубы, шея и переход от втулки к лезвию секиры обозначены рифлением. Сверху втулки изображена хищная птица. Зооморфные изображения на них связаны с савроматским воздействием. Топорики-секиры украшались орнаментальными мотивами: зигзагами, штриховкой, рядами валиков. Они происходят из окрестностей Воткинского завода, из-под Елабуги, из Сарапульского р-на Удмуртии (Рис. 4, 7-5). Достаточно близкой аналогией этим находкам является зооморфная секира из Новогрозненского могильника середины VI-V в. до н.э. (Рис. 4, 4) с изображением головы оскалившегося хищника, однако голова хищника изображена параллельно втулке, отсутствует изображение хищной птицы на верхней части втулки. Изображение хищника выполнено также под воздействием савроматского звериного стиля: лотосовидная оскаленная пасть, каплевидный глаз и каплевидный элемент на нижней челюсти. Однако оно имеет особенности, характерные для кобанского зооморфного искусства: рифленый валик, зубы изображены более схематично, приподнятый кверху нос, выделение выступом нижней челюсти, изображены два уха, т.е. изображение подразумевает объемность. Схема орнаментации Новогрозненского топорика-секиры схожа с волго-камскими топориками-секирами: валиками с елочным и поперечным линейным орнаментом оформлена шея животного, а также переход к лезвию, втулка. Однако он сильнее орнаментирован: зигзагообразный и пуансонный орнамент покрывает лезвие, втулка украшена не только в поперечном, но и в продольном направлении. Этот топорик-секира является единственной, уникальной находкой, не характерной для памятников Северного Кавказа, но имеющей аналогии в Поволжье и Прикамье.
Учитывая кавказское влияние на формирование топориков-секир в Волго-Камском регионе, все же необходимо признать, что топорик из Новогрозненского могильника выполнен кобан- ским мастером под влиянием топориков-секир, характерных для ананьинской культуры. В данном случае вполне логично предположить, что мигранты с Северного Кавказа в Волго-Камский регион могли и реэмигрировать, принеся с собой образцы ананьинской культуры.
Механизм распространения зооморфных мотивов с одной территории на другую в скифскую эпоху часто был связан с проникновением предметов различного функционального назначения, на которых были представлены зооморфные мотивы. Таким типом предметов являются зооморфные (так называемые колчанные) крючки. Эти предметы распространились в среде различных культур. Благодаря моде на крючки, вместе с ними распространяются и сюжеты, помещенные на них. Так, на территорию Кавказа попадает бронзовая привеска с изображением удвоенной головы хищника, которая была найдена в могильнике Бамутские сады II/1, погр.Т (Рис. 5, 8). Наибольшее число изображений удвоенных голов хищника, которые расположены симметрично относительно горизонтальной оси, встречается на колчанных крючках с территории Волго-Камья (г-ще Гро- хань, бывш. с. Новомордово) и Среднего Подо- нья (м-к Мастюгино, кург. 32/32 (2 экз.), Частые курганы, кург. 3 и 10) (Васильев, 2002. С. 22, рис. 2) (Рис. 5, 1-7). Однако такие сдвоенные изображения на бронзовых привесках встречаются также в Волго-Камье — в Котловском могильнике (Рис.. 5, 9), в Нижнем Поволжье — в могильнике Кривая Лука, в Южном Приуралье — в кург. 5 Новоорского II могильника, в Подонье — на железном крючке из Мастюгино, кург. 11/16.
Местом происхождения колчанных крючков называются Средний Дон и Прикамье. Е.Е. Васильева полагает, что прототипами прикамских крючков, по-видимому, были костяные застежки, которые появляются в памятниках ананьинской культуры примерно в начале V в. до н.э., а в конце этого столетия они получают зооморфное оформление. Примерно в это же время в кобанской культуре появляются металлические крючки, также с зооморфным оформлением, сформировавшиеся под влиянием скифо-савро- матских элементов (Васильева, 2004. С. 34-35). Вслед за B.C. Ольховским (1999), Васильева полагает, что кобанские крючки можно связывать с группой зооморфных крючков восточных регионов Евразии. По мнению Ольховского, прародиной крючков можно считать восток Евразии, откуда они распространились на запад и на север. Для VI-V вв. до н.э. они известны в Туве, Семиречье, Алтае, Тянь-Шане, проникая далее в Азово-Каспийский регион.
Немногочисленность крючков в материальной культуре кобанских племен указывает на то, что этот тип предмета был пришлым, заимствованным, но зооморфные изображения выполнены ко- банскими мастерами (Васильева, 2005.С. 33, 34). «Головы-перевертыши», которые были помещены на крючках, были использованы и кобанскими мастерами на бронзовых привесках.
Исходя из материалов скифо-сибирского звериного стиля X — нач. VI вв. до н.э., в истории взаимодействия кобанской и ананьинской культур прослеживается период кавказских культурных импульсов на северо-восток, появление кавказского импорта в памятниках ананьинской культуры, без заметного влияния на зооморфное искусство ананьинцев. Затем, начиная с VI в. до н.э., территория Волго-Камского региона попадает в полосу миграционных потоков номадов и является одним из передаточных звеньев в распространении скифо-сибирского звериного стиля между территорией Сибири, Алтая, Центральной Азии и Северным Кавказом. На территорию Северного Кавказа попадают зооморфные предметы, характерные для территории распространения ананьинской культуры, такие как клевцы, а также характерные сюжеты с изображением удвоенной головы хищника.
Литература
- Ашурова И.Н. Художественная бронза племен Ходжалы-Кедабекской культуры (XIV-VII вв. до н.э.). Баку, 2007.
- Васильев С.А. Искусство древнего населения Волго-Камья в ананьинскую эпоху (истоки и (1юрмирование\; АК^СПб,.2002,
- Васильева Е.Е. К проблеме интерпретации бронзовых зооморфных крючков кобанской культуры // 23 Крупновские чтения но археологии Северного Кавказа. М., 2004.
- Васильева Е.Е. Бронзовые зооморфные крючки кобанской культуры в собрании Государственного Эрмитажа.// АСГЭ. 2005. Вып. 37.
- Виноградов В.Б. Сарматы Северо-Восточного Кавказа. Грозный, 1963.
- Виноградов В.Б. Кобанский вариант скифосибирского звериного стиля // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976.
- Доманский Я.В. Древняя художественная бронза Кавказа. М., 1984.
- Дударев C.JI. Очерк древней истории Чечено-Ингушетии. Грозный, 1991.
- Дударев C.J1. Из истории связей населения Кавказа с киммерийско-скифским миром. Грозный, 1991
- Есаян С.А. Искусство гравировки древней Армении по изображениям на бронзовых поясах II—I тыс. до н.э. // Второй симпозиум по армянскому искусству. Т. I. Ереван, 1978.
- Есаян С.А. Об урартских поясах, найденных на территории советской Армении // Средняя Азия, Кавказ и Зарубежный Восток. М., 1983.
- Збруева А.В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху // МИА. 1952. № 30.
- Козенкова В.И. Культурно-исторические процессы на Северном Кавказе в эпоху поздней бронзы и в раннем железном веке: (Узловые проблемы происхождения и развития кобанской культуры). М., 1996.
- Коллекции Кавказского музея. Т. V. Археология. Тифлис, 1902.
- Кузьминых С.В. Металлургия Волго-Камья
- в раннем железном веке (медь и бронза). М., 1983.
- Мартынов А.И. Археология. М..^2000.
- Мингалев В. Зооморфные изображения на оружии и деталях конской сбруи ананьинской эпохи (X-II вв. до н.э.) // Древности. 2007. № 4.
- Патрушев B.C., Халиков А.Х. Волжские ананьинцы: (Старший Ахмыловский могильник). М., 1982.
- Патрушев B.C. Марийский край в VII—VI вв. до н.э. Старший Ахмыловский могильник. Йошкар-Ола, 1984.
- Погребова М.Н., Раевский Д. С. Ранние скифы и древний Восток. М., 1992.
- Техов Б.В. Центральный Кавказ в XVI-X вв. до н.э. М., 1977.
- Техов Б.В. Графическое искусство населения Центрального Кавказа в конце II и в первой половине I тыс. до н.э. (по бронзовым поясам из Тли). Владикавказ-Цхинвал, 2001.
- Техов Б.В. Археология южной части Осетии. Владикавказ, 2006.
- Фармаковский Б.В. Архаический период в России // МАР. 1914. № 34.
- Халиков А.Х. Волго-Камье в начале эпохи раннего железного века (VIII-VI вв. до н.э.). М., 1977.
- Чижевский А.А. Погребальные памятники населения Волго-Камья в финале бронзового — раннем железном веках (предананьинская и ананьинская культурно-исторические области). Казань, 2008.
- Virchow R. Uber die kulturgeschichtliche Stellung des Kaukasus, unter besonderer Beriicksichtigung der omamentirten Bronzegurtel aus transkaukasischen Grabem // Abhandlungen der Konigl. Preuss. Akademie der Wissenschaften. Berlin, 1895.
- Unterwegs zum goldenen Olies. Archaologische Funde aus Georgien. Saarbriicken, 1995