Неоднократно уже было отмечено, что среди мастеров-варганотворцев встречаются люди самых разных, порой – экзотических профессий. Трудно представить себе более романтическую профессию, чем та, о которой, по крайней мере в моем детстве, бредил каждый второй мальчишка. Для нас, воспитанных на книгах Жюля Верна и Германа Мелвилла, профессия моряка воспринималась чем-то несбыточным и нереально романтичным. Неудивительно, что среди мастеров варгана встретился и человек именно такой профессии, а скорее призвания – МОРЯК!
Андрей Вячеславович Романов родился 18 июня 1969 года в г.Усолье-Сибирское Иркутской области. Попав во время срочной службы на борт подводной лодки, он, до сих пор бороздит моря и океаны, походив после военной службы на гражданских «рыбаках», а позднее перебравшись на транспортные суда обслуживающие преимущественно Тихоокенский регион – сам Тихий океан, а также Японское, Охотское, Берингово моря. Были, разумеется перерывы и на сухопутную работу, после которой он вновь ушел в море. И по сей день он работает рефмеханником, регулярно покидая на несколько месяцев свой дом, находящийся в небольшом старинном городке Лысково, что в Нижегородской области.
За время отсутствия у Андрея накапливаются домашние и прочие дела, поэтому нам пришлось подождать, когда мастер сможет ответить на несколько наших вопросов. Зато теперь мы с удовольствием предоставляем возможность нашим читателям и подписчикам ближе познакомиться с мастером варганов, рождающихся (уж идеи то – точно), под звук морской волны бьющейся за бортом судна, идущего под российским флагом за сотни миль от родных берегов.
— Андрей, когда вы впервые познакомились с варганом, с каким (какого мастера), при каких обстоятельствах?
Звук варгана был интересен всегда. Но варган связывал всегда с Севером, с северными народами. Внутреннее восхищение людьми, которые живут там где жить нельзя было всегда, а звук варгана завораживал в любом исполнении. Но вот реально познакомился с варганом только лет пять назад. Вдруг вспомнил, что есть интернет у меня и забил сокровенное ВАРГАН. Сразу нарисовались ссылки на «Турбодзен» и «Обертон-про». Первый варган (как и у всех, хе-хе) был от П.Поткина, очень удачный и дружественный. А потом был куплен «Ручеёк» Волгутова и «Дельфин» Горинга. Варган Билла Горинга, в дальнейшем, определил концепцию целого направления весьма удачных варганов (ручного изготовления «Кабан», станочного «Билл Горинг» и «Боривой»).
— Что побудило заняться изготовлением варганов, с какого времени начали этим заниматься?
На форуме «Обертон-про» всегда было бурное обсуждение всякого о варганах, там и появилось решение попробовать сделать свой варган. Делал его месяц, ОН заиграл. Тогда мне казалось, что это верх совершенства! С полученным опытом сделал ещё два варгана и отвёз их в Москву ребятам из Турбодзена» на оценку. Там и понял, что варганы мои, на тот момент, — весьма посредственны. Зато я познакомился с работами других мастеров включая работы якутских варганоделов. А так же насобирал безжалостные рецензии Николая Соболева и Максима Булыгина. За что им огромное мерси. Сиё действо резко повысило качество звука в позднее сделанных варганов. На тот момент работа на мясокомбинате давала доступ к неплохой мастерской. Посвящая пару часов, после работы, изготовлению варганов, набирал опыт. Через три месяца общения с варганами БРОСИЛ КУРИТЬ!!! Что не удавалось сделать лет десять. Через полтора года общения с варганом оставил выгодную работу главным механиком на мясокомбинате и ушёл в море. Там также продолжал делать варганы, и там родилась морская серия варганов («Штормы» 3,5,7,9, «Маранзано-венециано», «Кальмары»). А вот в промежутке между рейсами, основной деятельностью как раз и стало изготовление варганов. Радость ремесла ни с чем нельзя сравнить, тем более, если ремесло касается варганов. Для меня варган – это, прежде всего, средство выражения и изменения себя. Говорят: «найди себе дело по душе и тебе не придётся работать!». Вот это оно и есть.
— Играют ли какую-либо роль в этой деятельности близкие (жена, дети, родители)?
Варган — странная штука. Его или любят или относятся к нему НИКАК. Мне в этом плане не повезло. Близкие мои относятся ко второй категории людей. Зато есть очень много людей, от которых приходили слова благодарности за варганы. Они и являются моим двигателем, стимулом и воодушевлением. Самое удивительное в варганах — это как находятся у них хозяева. Иногда неудачный варган (по-твоему мнению) выбирается человеком из всех имеющихся. А при изготовлении на заказ, для конкретного человека, варганы получаются такими, что повторить их потом не получается. Так же удивительно как варган раскрывается музыкантом. Самым ярким впечатлением был варган «Боривой» в руках Николая Соболева. Его игру я слушал с отвисшей челюстью, и тогда пришло понимание, что сделал действительно что-то стоящее. Я уже говорил, что бросил курить. Думаю варган в этом деле помощник незаменимый.
— Каких мастеров считает учителями, какие оказали наибольшую методико-сопроводительную помощь при становлении как мастера-варганотворца?
Учителями своими считаю всех мастеров варганоделов, только они об этом не знают))). Также музыкантов, которых знаю лично. Но наиболее глубокое воздействие произвели варганы Билла Горинга и Йозефа Йофена. У Йофена довелось лично побывать в гостях.
— Участвовали ли в каких либо конкурсах, фестивалях, мероприятиях?
Удалось поучаствовать, пока только в «ВАРГАН-ФЕСТ», что-то там занял незначительное в номинации. Эх-Ух!!! Трудно конкурировать с якутами, Пыжовым и Масько…
Мы от всей души желаем мастеру творческих успехов и постараемся следить за его творчеством, о новостях которого обязательно расскажем нашим читателям!
Разумеется сей рассказ был бы неполон, если бы мы не предоставили возможность познакомится и со звучанием варганов Андрея Романова, которое демонстрирует сам мастер на представленных ниже видеороликах.
Ссылки проверены и актуализированы на 25.07. 2017 г.
Назад к Списку Мастеров