Дерновой Александр

%d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b9-%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80Страница мастера ВКонтакте

Группа ВКонтакте «Варган харьковский»

Группа ВКонтакте «Дримба (Дрымба)

В среде варганистов и просто любителей варгана, пожалуй, не много найдется тех, кто не знаком, по крайней мере заочно,  с именем украинского мастера-варганотворца из замечательного города Харькова, Александра Дернового. Примечателен он не только тем, что является одним из лучших варганных мастеров признанных на постсоветском пространстве, но и тем, что не менее известен как варганист — исполнитель, а также активный деятель, популяризатор и пропагандист варганного движения во всех его проявлениях. Более того, Александр, совмещая в своем творчества не только различные стили исполнения варганной музыки, но и различные стили варгано-строения является автором, можно сказать, нового вида варгана, который один из поклонников Мастера назвал «Дрымхарпа» — от украинского «дрымба» и норвежского «мунхарпа». А этим могут похвастаться далеко не все варганные мастера.

Кроме своей личной страницы в Социальной сети «ВКонтакте», Александр ведет группы «Варган харьковский», «Дримба», а также является одним из администраторов популярной варганной группы «Клуб варганистов: варган и музыка».

Александр родился в Харьковской области Украинской ССР в 1977 году. По традиции, мы попросили его рассказать о его пути к варгано-творчеству и варгане в его жизни:

Мой первый варган мне подарили в 2009 году. Это был варган Павла Поткина. За первый год игры на варгане, как мне казалось, я неплохо научился играть. Первая мысль сделать варган пришла летом 2010-го года, когда я решил подарить варган своему другу на День рождения и не смог найти подходящий в магазинах. По примеру имевшегося у меня варгана, для корпуса я выбрал латунь. Первые попытки гнуть латунный пруток успехом не увенчались, тогда я обратился к помощи интернета и наткнулся на интересное видео о том, как непальские мастера делают морчанги при помощи минимума инструментов. Воспользовавшись непальским опытом, с N-ного раза у меня получилось согнуть мой первый корпус. В то время образцами звучания для меня служили варганы Золтана Силади из магазина в который я то и время заходил на них поиграть. В нескольких первых своих варганах я использовал классическую заделку языка, но так и не научился делать ее достаточно надежно и технологично, поэтому какое то время размышлял над решением этой проблемы пока не придумал высверливать отверстие в корпусе и закреплять в нем язык при помощи клина. Такая заделка оказалась намного прочнее и удобнее при изготовлении и настройке инструмента.

Мое серьезное увлечение варганной музыкой началось с того момента, когда я впервые услышал норвежские наигрыши и, естественно, попытался воспроизвести их, считая себя неплохим варганистом. Однако оказалось, что варган не так прост, как мне казалось все это время, при этом встал вопрос о качестве инструмента и я начал свои исследования в поиске «чистого» звучания одновременно с освоением норвежской традиционной игры. В этом нелегком деле мне сильно помогло общение в «Клубе варганистов» и сайт Varganist.ru. Летом 2011 года мне удалось выбраться на фестиваль «Пустые холмы» где я встретился «оффлайн» с «норвежским клубом» и другими варганистами, наконец-то показал свои варганы, поиграл на большом количестве варганов разных мастеров. Сильно помогло в развитии общение с мастерами и варганистами на киевских фестивалях «Обертоник», на московской «Варганной клинике» и других фестивалях.

В 2012 году мне удалось перебраться со своей мастерской за город. Весной 2014 я был приглашен на мастеровой фестиваль «Музыкальный уикенд» в Норвегию для участия, а так же для демонстрации изготовления латунных варганов ковкой. На этом фестивале удалось пообщаться со многими мастерами норвежского варганостроения (Эйнар Туртум, Свен Хакон, Оле Бйорн). После Норвегии я построил свой горн, и практически полностью перешел на железо для изготовления корпуса, не считая литья (бронза, латунь).

Отдельно хотелось бы сказать о карпатской традиционной варганной музыке. Карпатскую дрымбу я услышал немного позднее, и был немало удивлен ее качеством и малоизвестностью. С того времени я регулярно посещаю карпатских мастеров и исполнителей, стараюсь по возможности поддерживать и развивать эту традицию, представлял ее на фестивалях в Украине, России, Норвегии.

На протяжении всего пути в варганостроении, я старался делиться своими идеями, мыслями и наработками в этом направлении с варганным сообществом в своих группах Vk и на фестивалях. В 2014 году появилась идея создания «кочевого» мастерового варганного фестиваля, в 20015-16 гг. я провел два таких фестиваля (Дрымхарпа) на своей территории и надеюсь на то, что эстафету подхватят и другие мастера, хотя понимаю, что такая возможность есть не у всех.

С большим фотоотчетом о фестивале «Дрымхарпа» 2015-го года можно познакомится ЗДЕСЬ.

А о фестивале «Дрымхарпа» 2016-го года много интересной информации интересующиеся найдут в группе «Дрымхарпа», а также посмотрев этот небольшой видеофрагмент:

Пару слов о своих варганах. Основное предпочтение я отдаю инструментам, созданным для исполнения традиционной народной музыки, конкретно в моем случае это норвежский, карпатский, киргизский и якутский стиль инструментов.

%d0%b2%d0%b0%d1%80%d0%b3%d0%b0%d0%bd%d1%8b-%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b0-%d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b3%d0%be

Фото варганов в оригинальном качестве

Кроме варганов Александр к увлечениям Александра относятся: Путешествия, фотография, рисунок, скульптура, трубокурение, трубоделание, табаковедение, органическое земледелие, поселенцы (поселение), народная и электронная  музыка.

В представленном видео инструменты Александра Дернового презентует известный варганист Владимир Марков:

Звучание инструментов Мастера, в том числе в его собственном исполнении можно услышать и на ниже представленных видеофрагментах:

© В.Белов.

Ссылки проверены и актуализированы на 04.01. 2017 г.

Назад к Списку Мастеров