Группа ВКонтакте «Варганы Бабая»
Варганы Дмитрия <Шамана> Бабаева сегодня – одни из самых востребованных и ценимых истинными варганистами инструментов. И это не удивительно, потому что варган именно этого мастера занял I место в Конкурсе мастеров – изготовителей варгана, который прошел 16-18 сентября 2016 года в Москве в рамках Фестиваля варгана, получив 8,895 балла, что явилось высшей оценкой среди всех 82 инструментов оценивавшийся на конкурсе.
В свое время Дмитрий немного рассказал о себе, и ответил на вопросы анкеты, проводимой специализированным магазином варганов «Обертон-про». Этот рассказ мы пока и предлагаем нашим читателям, не дожидаясь, когда Дмитрий пришлет дополнительный рассказ специально для нашего проекта, который у него, по его собственным заверениям,
практически готов.
Я познакомился с варганом в июне 2002 года. Это было не первое знакомство, до этого, в году эдак 1999-м, я видел варган, когда путешествовал по Алтаю и мне очень понравилась эта штуковина. «Хорошо проводить с ней время», — подумал я, но решился на покупку только спустя три года. Надо сказать, что варган тогда был редкостью, и купить его на Алтае, можно было мало где, я знал только одно место — это сувенирный базарчик на Чуйском тракте у устья ручья Аржан-Суу. Там-то я и приобрёл свой первый варган — это был комус Владимира Поткина, ещё старой модели, которые выпускались, кажется, до 2000. Я сразу научился играть на нём, хотя меня пугали, что это сложно — ничего сложного не было, звук получился с первого удара, и «пошло – поехало», точнее полетело!!! Уже в первые сутки я достал ВСЕХ на турбазе, я не умолкал ни на минуту и даже не пришёл на ужин. Я играл, играл и днём и ночью, даже когда мы ездили на ПАЗике по горам — играл, играл всю дорогу до Барнаула!
Я играл очень много, постоянно и всюду таскал с собой этот варган, вскоре сделал для него футляр с крышкой, чтобы варган всегда был в чистоте и сохранности. К сожалению ни варган, ни футляр не сохранились. Как раз тогда я познакомился с творчеством Болота Байрышева и Ногона Шумарова. Много копировал их наигрыши, много слушал. Кстати о Шумарове я узнал из учебного фильма — «Алтайский Комус — первое знакомство» — там Владимир Поткин рассказывал о своём комусе, и Ногон Шумаров демонстрировал разные техники игры. Там же, у Шумарова, я видел большой комус, как он говорил — басовый. Звук моего латунного друга сразу померк в сравнение с этим гигантом, я и не знал ни о якутских хомусах, ни о венгерских доромбах, ни о русских варганах; да и мастеров было гораздо меньше. Своего интернета у меня тоже не было, а на Алтае таких комусов не продавали. Тогда я решил сделать комус сам, это было в 2003 году.
В библиотеках никакой практической информации найти не удалось и я просто стал делать так, как приходило в голову, а первая мысль была — выточить рамку варгана из листовой стали. В сарае как раз валялся кусок подходящего листа — толщиной 4 мм. Я ещё не работал с металлом и не знал, как обрабатывать такой материал, поэтому делал ОООЧЕНЬ долго — варган был закончен в начале 2004. Язычок я делал из стальной линейки, и всё, что я могу об этом сказать, — не стоит портить линейку, ибо в целом состоянии от неё больше проку, чем в разрезанном на варганные язычки — слишком хлипкая сталь, не достаточно упругости. Звук был приятным, но очень тихим, и я вскоре кому-то подарил этот комус.
Весной 2004 я узнал о ковке якутских хомусов — мне рассказал один алтаец — и я решил делать кованые варганы, как мне казалось — они лучше. Примерно в то же время мне на глаза попался настоящий якутский хомус — хомус Бурцева, в котором язычок крепился в трёх или четырёх местах, это во многом изменило мои представления о звуке и конструкции варганов. Я стал экспериментировать с ковкой, нагревая стальной пруток в печи прадедовского дома. Итогом моих экспериментов стали большие (длиннее 10см) массивные кованые варганы. Внешне они были похожи на якутские, только рамы моих были больше и толще. Ни один из этих варганов не сохранился; последний из них я подарил в 2007 году своему другу в Москве, но, по его словам, он потерял этот подарок через месяц.
С 2004 по 2006 я работал над варганами вместе со своим другом — Александром Антоненко, мы и сейчас с ним контактируем, он тоже делает варганы, но не так часто, хотя в скором времени, будет делать больше. В конце 2007 г., в связи с поступлением в музыкальное училище я прекратил всякие работы по варганам и раздарил все свои инструменты, оставив только комус Поткина, который подарила мне одна родственница — по её словам, этот комус принадлежал Ногону Шумарову (она общалась с ним раньше).
Новым этапом моей варганной жизни стало знакомство в 2010 году с Николаем Соболевым и приобретение хомуса Готовцева. Тогда, спустя 6 лет, я вновь увидел знакомую конструкцию — хомус Готовцева. Он был сделан так же как мой первый варган — выточен из листа стали, только язычок крепился на контактной сварке и конструкция губок варгана (то, что с лёгкой руки Владимира Поткина называют деками — поправьте меня, если я не прав) была несколько другой — я пропиливал заготовку с двух сторон, а Иннокентий Никитич — с одной. Это стало переворотом в моем восприятии конструкции варгана, именно эту конструкцию я и взял за основу, тем более, для неё не нужно строить кузницу! Хотя я тут же столкнулся с проблемой отсутствия фрезерного станка — именно так протачивает паз для язычка Готовцев и мы придумали эконом-вариант: проточить этот паз на электроточиле а потом доработать бор-машиной. Осенью того же 2010 я придумал несколько способов загиба кольца рамки варгана и сделал несколько гнутых-кованых варганов, эти эксперименты захватили меня настолько, что я оставил музыкальный колледж и с головой окунулся в изучения звука варгана…
Недавно я переехал в Санкт-Петербург, чтобы учится кузнечному ремеслу — пришлось оставить мастерскую на Алтае и это несколько ограничивает мои возможности, в основном количественно — не получается на съёмной квартире делать много варганов, но это дело времени. Сейчас работаю над оптимизацией своего труда, что позволит снизить стоимость варганов. Так же разрабатываю разные модели.
Ответы на некоторые вопросы анкеты:
> Что для вас варган?
— Для меня это дело, которое мне по душе, также это просто железка, которая не звучит без человека.
> Каким качествами должен обладать идеальный варган? Что, по-вашему, самое важное в варгане?
— Хороший вопрос — но ответ прост — гармония, то есть, чтоб всё в варгане было складно, ну и чтобы человеку, который на нём играет было приятно и радостно на нём играть.
> Играете ли на других инструментах?
— Да, играю на контрабасе, гитаре, мандолине на всяческих перкуссионно-ударных инструментах, среди которых особо выделяется индийская табла, ещё играю на Диджериду, изготовлением которых я также занимаюсь.
> Чем еще увлекаетесь?
— Увлекаюсь много чем, всего и не перечислить, одно это всё объединяет — самопознание.
> Рекомендации, советы, пожелания обладателям ваших инструментов/варганистам вообще/другим мастерам?
— Давайте жить дружно!
26 декабря 2016 года в мастерской мастера побывал известный варганист и популяризатор варганного движения Аксентий Бескровный. О своем посещении был составлен «Фотоотчет об изготовлении ультрабасового варгана», с которым можно ознакомиться в статье:
Один день в мастерской Дмитрия Бабаева
Мы продолжаем надеяться что настоящий материал будет дополнен рассказом Дмитрия ставшего уже сегодня признанным, художником, мэтром современного варгано-творчества, пока же меем возможность предложить посетителям нашего сайта ознакомиться с некоторыми видео-роликами:
Короткометражный фильм про мастера из проекта «Мастера. Фильмы о людях, живущих своим делом» за авторством Дмитрия Соломина в хорошем качестве и со звуком можно посмотреть
А также несколько видеороликов со звучанием инструментов мастера, в том числе и в его собственном исполнении:
Ссылки проверены и актуализированы на 27.05. 2017 г.
Назад к Списку Мастеров