Бабаев Дмитрий

%d0%b4%d0%bc%d0%b8%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%b9-%d1%88%d0%b0%d0%bc%d0%b0%d0%bd-%d0%b1%d0%b0%d0%b1%d0%b0%d0%b5%d0%b2Страница  мастера «ВКонтакте»

Группа ВКонтакте «Варганы Бабая»

Сайт Babayev jaw’s-harps

Варганы Дмитрия <Шамана> Бабаева сегодня – одни из самых востребованных и ценимых истинными варганистами инструментов. И это не удивительно, потому что варган именно этого мастера занял I место в Конкурсе мастеров – изготовителей варгана, который прошел 16-18 сентября 2016 года в Москве в рамках Фестиваля варгана, получив 8,895 балла, что явилось высшей оценкой среди всех 82 инструментов оценивавшийся на конкурсе.%d0%bc%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b0-%d0%b2%d0%b0%d1%80%d0%b3%d0%b0%d0%bd%d0%b0-%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%ba%d1%83%d1%80%d1%81

В свое время Дмитрий немного рассказал о себе, и ответил на вопросы анкеты, проводимой специализированным магазином варганов «Обертон-про». Этот рассказ мы пока и предлагаем нашим читателям, не дожидаясь, когда Дмитрий пришлет дополнительный рассказ специально для нашего проекта, который у него, по его собственным заверениям,
практически готов.

Я познакомился с варганом в июне 2002 года. Это было не первое знакомство, до этого, в году эдак 1999-м, я видел варган, когда путешествовал по Алтаю и мне очень понравилась эта штуковина. «Хорошо проводить с ней время», —  подумал я, но решился на покупку только спустя три года. Надо сказать, что варган тогда был редкостью, и купить его на Алтае, можно было мало где, я знал только одно место — это сувенирный базарчик на Чуйском тракте у устья ручья Аржан-Суу. Там-то я и приобрёл свой первый варган — это был комус Владимира Поткина, ещё старой модели, которые выпускались, кажется, до 2000. Я сразу научился играть на нём, хотя меня пугали, что это сложно — ничего сложного не было, звук получился с первого удара, и «пошло – поехало», точнее полетело!!! Уже в первые сутки я достал ВСЕХ на турбазе, я не умолкал ни на минуту и даже не пришёл на ужин. Я играл, играл и днём и ночью, даже когда мы ездили на ПАЗике по горам — играл, играл всю дорогу до Барнаула!

Я играл очень много, постоянно и всюду таскал с собой этот варган, вскоре сделал для него футляр с крышкой, чтобы варган всегда был в чистоте и сохранности. К сожалению ни варган, ни футляр не сохранились. Как раз тогда я познакомился с творчеством Болота Байрышева и Ногона Шумарова. Много копировал их наигрыши, много слушал. Кстати о Шумарове я узнал из учебного фильма — «Алтайский Комус — первое %d0%b0%d0%bb%d1%82%d0%b0%d0%b9%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%d1%81-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%be%d0%b5-%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%beзнакомство» — там Владимир Поткин рассказывал о своём комусе, и Ногон Шумаров демонстрировал разные техники игры. Там же, у Шумарова, я видел большой комус, как он говорил — басовый. Звук моего латунного друга сразу померк в сравнение с этим гигантом, я и не знал ни о якутских хомусах, ни о венгерских доромбах, ни о русских варганах; да и мастеров было гораздо меньше. Своего интернета у меня тоже не было, а на Алтае таких комусов не продавали. Тогда я решил сделать комус сам, это было в 2003 году.

В библиотеках никакой практической информации найти не удалось и я просто стал делать так, как приходило в голову, а первая мысль была — выточить рамку варгана из листовой стали. В сарае как раз валялся кусок подходящего листа — толщиной 4 мм. Я ещё не работал с металлом и не знал, как обрабатывать такой материал, поэтому делал ОООЧЕНЬ долго — варган был закончен в начале 2004. Язычок я делал из стальной линейки, и всё, что я могу об этом сказать, — не стоит портить линейку, ибо в целом состоянии от неё больше проку, чем в разрезанном на варганные язычки — слишком хлипкая сталь, не достаточно упругости. Звук был приятным, но очень тихим, и я вскоре кому-то подарил этот комус.

Весной 2004 я узнал о ковке якутских хомусов — мне рассказал один алтаец — и я решил делать кованые варганы, как мне казалось — они лучше. Примерно в то же время мне на глаза попался настоящий якутский хомус — хомус Бурцева, в котором язычок крепился в трёх или четырёх местах, это во многом изменило мои представления о звуке и конструкции варганов. Я стал экспериментировать с ковкой, нагревая стальной пруток в печи прадедовского дома. Итогом моих экспериментов стали большие (длиннее 10см) массивные кованые варганы. Внешне они были похожи на якутские, только рамы моих были больше и толще. Ни один из этих варганов не сохранился; последний из них я подарил в 2007 году своему другу в Москве, но, по его словам, он потерял этот подарок через месяц.

С 2004 по 2006 я работал над варганами вместе со своим другом — Александром Антоненко, мы и сейчас с ним контактируем, он тоже делает варганы, но не так часто, хотя в скором времени, будет делать больше. В конце 2007 г., в связи с поступлением в музыкальное училище я прекратил всякие работы по варганам и раздарил все свои инструменты, оставив только комус Поткина, который подарила мне одна родственница — по её словам, этот комус принадлежал Ногону Шумарову (она общалась с ним раньше).

Новым этапом моей варганной жизни стало знакомство в 2010 году с Николаем Соболевым и приобретение хомуса Готовцева. Тогда, спустя 6 лет, я вновь увидел знакомую конструкцию — хомус Готовцева. Он был сделан так же как мой первый варган — выточен из листа стали, только язычок крепился на контактной сварке и конструкция губок варгана (то, что с лёгкой руки Владимира Поткина называют деками — поправьте меня, если я не прав) была несколько другой — я пропиливал заготовку с двух сторон, а Иннокентий Никитич — с одной. Это стало переворотом в моем восприятии конструкции варгана, именно эту конструкцию я и взял за основу, тем более, для неё не нужно строить кузницу! Хотя я тут же столкнулся с проблемой отсутствия фрезерного станка — именно так протачивает паз для язычка Готовцев и мы придумали эконом-вариант: проточить этот паз на электроточиле а потом доработать бор-машиной. Осенью того же 2010 я придумал несколько способов загиба кольца рамки варгана и сделал несколько гнутых-кованых варганов, эти эксперименты захватили меня настолько, что я оставил музыкальный колледж и с головой окунулся в изучения звука варгана…

Недавно я переехал в Санкт-Петербург, чтобы учится кузнечному ремеслу — пришлось оставить мастерскую на Алтае и это несколько ограничивает мои возможности, в основном количественно — не получается на съёмной квартире делать много варганов, но это дело времени. Сейчас работаю над оптимизацией своего труда, что позволит снизить стоимость варганов. Так же разрабатываю разные модели.

%d0%b2%d0%b0%d1%80%d0%b3%d0%b0%d0%bd%d1%8b-%d0%b4%d0%bc%d0%b8%d1%82%d1%80%d0%b8%d1%8f-%d0%b1%d0%b0%d0%b1%d0%b0%d0%b5%d0%b2%d0%b0

Ответы на некоторые вопросы анкеты:

> Что для вас варган?

— Для меня это дело, которое мне по душе, также это просто железка, которая не звучит без человека.

> Каким качествами должен обладать идеальный варган? Что, по-вашему, самое важное в варгане?

— Хороший вопрос — но ответ прост — гармония, то есть, чтоб всё в варгане было складно, ну и чтобы человеку, который на нём играет было приятно и радостно на нём играть.

> Играете ли на других инструментах?

— Да, играю на контрабасе, гитаре, мандолине на всяческих перкуссионно-ударных инструментах, среди которых особо выделяется индийская табла, ещё играю на Диджериду, изготовлением которых я также занимаюсь.

> Чем еще увлекаетесь?

— Увлекаюсь много чем, всего и не перечислить, одно это всё объединяет — самопознание.

> Рекомендации, советы, пожелания обладателям ваших инструментов/варганистам вообще/другим мастерам?

— Давайте жить дружно!

26 декабря 2016 года в мастерской мастера побывал известный варганист и популяризатор варганного движения Аксентий Бескровный. О своем посещении был составлен «Фотоотчет об изготовлении ультрабасового варгана», с которым можно ознакомиться в статье:

Один день в мастерской Дмитрия Бабаева

Мы продолжаем надеяться что настоящий материал будет дополнен рассказом Дмитрия ставшего уже сегодня признанным, художником, мэтром современного варгано-творчества, пока же меем возможность предложить посетителям нашего сайта ознакомиться с некоторыми видео-роликами:

Короткометражный фильм про мастера из проекта «Мастера. Фильмы о людях, живущих своим делом» за авторством Дмитрия Соломина в хорошем качестве и со звуком можно посмотреть

ЗДЕСЬ.

А также несколько видеороликов со звучанием инструментов мастера, в том числе и в его собственном исполнении:

© В.Белов.

Ссылки проверены и актуализированы на 27.05. 2017 г.

Назад к Списку Мастеров